У дома в Малом Златоустинском переулке, владение 1/11, яркая и одновременно трагичная судьба. Во многих публикациях здание фигурирует как Архитектурная школа Матвея Казакова. Здесь официальный придворный архитектор и автор допожарной Москвы творил сам и обучал коллег : в чертежные классы регулярно приходили Осип Бове, Алексей Бакарев, Иван Еготов, Евграф Тюрин, Иван Таманский. Полученные знания ученики Казакова применяли при восстановлении Москвы после пожаров.
Матвей Казаков приобрел и перестроил дом в 1782 году. Здесь архитектор прожил 30 счастливых и плодотворных лет. Мастер расширил здание, сохранив на первом этаже одностолпную палату. Матвей Федорович покинул ставшие родными стены накануне наполеоновской оккупации. В Москву архитектор не вернулся, он скончался в Рязани, не пережив вести о том, что столица погибла в огне.
«Долго считалось, что Казаков жил в том же доме, где размещалась архитектурная школа, на углу Малого и Большого Златоустинских переулков. Но серия исследований показала, что жилой дом Казаковых расположен правее, в Малом Златоустинском, № 3, строение 1. Этот дом был каменным еще до приобретения его Казаковым», – рассказывает москвовед, культуролог, один из основателей и координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин.
Жилой дом усадьбы сохранился и не вызывает у защитников старой Москвы такой тревоги, как учебный корпус.
«Второй, наугольный, дом (№ 1) имеет статус памятника федерального значения и отмечен охранной доской. Архитектурная школа Экспедиции кремлевского строения, ее чертежные классы, располагалась именно здесь, – продолжает эксперт. – Кремлевская экспедиция была дворцовым архитектурным ведомством. Казаков служил там, был придворным архитектором. Будучи сыном выходца из крепостных, он выслужил дворянство и закончил жизнь действительным статским советником, гражданским генералом. Школьный дом выстроен Казаковым с нуля и представляет уменьшенную реплику угловых крыльев старого университета на Моховой, спроектированного им же».
Изначально дом был двухэтажным, третий этаж появился спустя век. Мастер планировал разместить в новом корпусе два учебных заведения. «Вторую школу – строительных мастеров – Казаков предполагал разместить здесь же, отведя в нижнем этаже четыре комнаты с кухнею, в верхнем – большой зал с прихожею, два кабинета и архив для чертежей и моделей». Это описание отвечает сохранившейся планировке дома с замечательной точностью», – рассказывает Рустам Рахматуллин.
В акте Государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Городская усадьба М.Ф. Казакова – Е.М. Татищевой» есть заключение о судьбе дома после 1812 года.
«Согласно завещанию, западную часть владения продали, а восточная стала принадлежать дочери Казакова, коллежской советнице Е.М. Татищевой. К 1816 году окончательно сформировалась ампирная городская усадьба, основой застройки которой стали два существующих элемента композиции – главный дом и жилой флигель по красной линии Малого Златоустинского переулка. В глубине по границам участка поставили каменные хозяйственные постройки. Фасад, выходящий на переулок, оформили в стиле ампир: рустованный нижний этаж и гладко отштукатуренный верхний. Окна первого этажа завершались замковыми камнями, а окна второго имели простые наличники с подоконными филенками», – значится в документе.
После революции в здании оборудовали коммунальные квартиры, часть помещений отдали под конторы и мясную лавку. И преступно забыли, кому изначально принадлежал дом и чем Москва обязана его владельцу. Справедливость восстановил архитектор-реставратор Рувим Подольский: в 1953 году он нашел архивные документы и посвятил усадьбе Казакова серию статей, предложив создать в исторических стенах Музей архитектурной школы Матвея Казакова.Тогда идею поддержали академик Дмитрий Лихачёв и преподаватели Архитектурного института. В 1990 е к теме вернулась заступившая на должность директора Музея МАРХИ Лариса Ивановна Иванова-Веэн.
«Мы видели будущий Музей архитектурной школы в качестве филиала Музея Москвы или Музея имени Щусева. Параллельно планировали открыть школу юных архитекторов. О том, что кампания по созданию музея будет непростой, я понимала сразу: в доме, несмотря на разруху, были прописаны три человека, местонахождение их было неизвестно. Но я не ожидала, что это растянется на десятилетия», – сетует Лариса Иванова-Веэн. Расселенный дом ветшал. В 2000 е здесь самозахватом поселились маргинальные компании, в результате устроенного ими пожара обвалилась крыша, осыпалась часть карнизов и начала разрушаться кладка. В 2004 году Лариса Иванова-Веэн обратилась к тогдашнему мэру с письмом о создании в доме музея. В ответ появилась многообещающая виза: «Я – за». Но через год в МАРХИ неожиданно пришло письмо о невозможности перевести здание в ведение института. Все эти годы Лариса Ивановна надеялась, что наверху одумаются, и с коллегами формировала фонды будущего музея.
Здание несколько раз меняло правовой статус и ветшало. Сформированный в 2009 году Архнадзор свою деятельность начал в том числе и с защиты этого памятника, внеся объект в свою Красную книгу, а в апреле 2010 года в День всемирного наследия устроили перформанс: превратили стену разрушающегося дома в импровизированный экран, на котором через проектор показали ролик с участием «ожившего» архитектора Казакова, недоумевавшего, неужели в столь богатом городе не нашлось средств хотя бы на консервацию его наследия.
После прихода новой команды мэра здание обследовали и выполнили проект комплексной реставрации, в 2017 году проект реставрации дома и школы Матвея Казакова утвердили, а в октябре 2024 года был объявлен конкурс на поиски подрядчика на выполнение работ по реконструкции с элементами реставрации и приспособлением. Исполнителя нашли 18 ноября, в широком доступе его данные пока не анонсированы.