К сожалению, Александр Анатольевич не успел увидеть и обновленный фасад театра. Ремонт начался еще при жизни мэтра, год назад – 19 сентября 2023-го. «Привычный облик фасада сохраним, но конструкция станет современной и функциональной», – пообещал на старте работ мэр Москвы Сергей Собянин. Так и произошло. Радикальных перемен, которые бы резали взгляд консервативным театралам, полюбившим Театр сатиры во времена его звездного состава, когда на сцену выходили Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Ольга Аросева, Зиновий Высоковский, Михаил Державин, Георгий Менглет, Спартак Мишулин, Борис Рунге, не случилось. Фасад здания по-прежнему выдержан в серых тонах: более темный – в нижней части, светло-серый – в верхней. В нижней части обновленный фасад навесной: на специальную конструкцию установили панели из фибробетона.
На показе реконструкции мэр города рассказал, что будут и новшества. «Установим на фасад медиаэкран. На нем будут показывать сцены из спектаклей разных лет с участием любимых артистов», – анонсировал он. Получилось еще интереснее: у театра появились и огромный медиафасад, и видеоэкран.
У тех, кто не знаком с историей здания, цирковой купол вызывает массу вопросов. Но дело в том, что здание на Триумфальной площади, где сейчас и располагается Театр сатиры, было построено в 1911 году для Цирка братьев Никитиных. Землю под будущий цирк один из братьев, Аким Никитин, купил в 1909 году. «В настоящее время в Москве находится старейший русский директор цирка – г. Никитин. Он одно время имел цирк в Москве, выстроив здание рядом с цирком Саламонского, но затем продал его тому же Саламонскому. Теперь Никитин снова намерен вернуться в Москву. Он вчера подписал купчую крепость на участок земли между театром «Буфф» и садом «Аквариум». Здесь с ближайшего строительного сезона он начинает постройку нового здания для цирка», – писала в октябре 1909 года газета «Голос Москвы».
После революции здание национализировали, с 1919-го здесь размещался «Второй госцирк», а в 1926 году открылся «показательный эстрадный театр» мюзик-холл. И Цирк Никитиных, и мюзик-холл неоднократно упоминались в произведениях Михаила Булгакова: в «Роковых яйцах» и «Собачьем сердце». А в «Мастере и Маргарите» это пространство и вовсе трансформировалось в здание варьете, где проходил феерический сеанс магии.
Привычный облик в виде бетонного параллелепипеда театр приобрел после капитальной перестройки, проведенной в начале шестидесятых по проекту архитектора Валерия Степанова. В обновленное пространство и переехал квартировавший несколько десятилетий по разным площадкам Театр сатиры. Большую часть реквизита артисты перенесли в руках – ранее театр находился через дорогу, там, где потом, до переезда на Чистые пруды, располагался «Современник». В шестидесятые годы во время реконструкции был построен новый корпус для артистических, оборудован репетиционный зал, под куполом «подвесили» малый зал, изменили форму фасада, на котором появилась надпись: «Театр сатиры» и четыре маски-эмоции, означающие театральные жанры: комедию, драму, трагедию и сатиру. Кстати, автором масок является скульптор Дмитрий Шаховский, который в соавторстве с художником Павлом Шимесом придумал знаменитые часы Театра кукол имени С.В. Образцова. В ходе реконструкции 2024 года эти ставшие уже историческими маски также обновили. Теперь они вновь украшают фасад. Также в здании заменили окна, афишные витрины, добавили конструкции, маскирующие кондиционеры.