«Копия учит думать профессионально»

«Копия учит думать профессионально»
«Копия учит думать профессионально»
«Копия учит думать профессионально»
«Копия учит думать профессионально»
«Копия учит думать профессионально»
«Копия учит думать профессионально»
«Копия учит думать профессионально»
«Копия учит думать профессионально»
«Копия учит думать профессионально»
«Копия учит думать профессионально»
«Копия учит думать профессионально»
«Копия учит думать профессионально»
«Копия учит думать профессионально»
«Копия учит думать профессионально»
«Копия учит думать профессионально»
«Копия учит думать профессионально»
«Копия учит думать профессионально»
«Копия учит думать профессионально»
«Копия учит думать профессионально»
«Копия учит думать профессионально»
Фото: pstgu.ru

В Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств продолжается выставка «Связь времен», среди экспонатов которой много работ студентов факультета церковных художеств ПСТГУ.

Руководители художественных мастерских, преподаватели и выпускники факультета рассказали, почему на ФЦХ большое внимание уделяют работе над копиями.

Почему на факультете церковных художеств копированию древних образцов уделяют особое внимание?

Евгений Николаевич Максимов, член президиума Российской академии художеств, вице-президент РАХ, заведующий кафедрой монументального искусства ФЦХ ПСТГУ: 

Копия – это вещь замечательная, и особенно замечательная для учебного процесса, у нас она входит в обязательный элемент обучения, так как копия – это очень богатая и очень сложная тема, она, конечно, предполагает много разных смыслов. Копия воспитывает. Это, скажем, и воспитание вкуса студентов, и воспитание некоего исторического взгляда на развитие искусства. Это просто воспитание профессионализма. Потому что каждый шедевр, который представлен на выставке, очень высок с точки зрения профессионального искусства. Копия учит студента думать профессионально. Потом копия вообще-то очень красивая вещь.

Екатерина Дмитриевна Шеко, заведующая кафедрой иконописи ФЦХ ПСТГУ:

На стадии ученичества копия очень важна, для студентов это база, так же, как алфавит. Дальше – нет, дальше – необязательно. Но студентам мы всегда пытаемся объяснить, что историческая нить, связанность в церковном искусстве очень важны. Мы можем делать что-то новое, но, если мы не будем обращать внимание на историческую преемственность, мы потеряем корни, и это будет совсем что-то другое. А наш собственный внутренний мир еще не так высок, как у тех художников. То есть, учась у древних мастеров, мы можем воспроизвести их духовный поиск, их находки.

София Сатюк, выпускница кафедры монументального искусства ФЦХ 2020 года, сотрудник Художественных мастерских ПСТГУ:

Чтобы погрузиться в мир христианской живописи, нужна очень большая насмотренность. Но пока ты не покопируешь, пока ты не пропустишь это через руки, ты не поймешь, чем отличаются приемы, подходы, стилистика в различные периоды церковного искусства, какие использовались колера, пигменты, материалы. Посредством копирования мы входим в традицию, мы учимся у древних мастеров. Делать творческие работы мы будем всю жизнь, а вот грамотно покопировать под руководством опытных художников – это очень здорово, и мало где в художественных вузах есть такая хорошая школа.

Почему важно копирование образцов непосредственно, в музее или храме?

Евгений Александрович Морозов, выпускник кафедры монументального искусства ФЦХ, сотрудник Художественных мастерских ПСТГУ:

Когда ты рисуешь c фотографии, ты не все понимаешь просто потому, что фотоаппарат что-то банально не читает. А вот когда ты непосредственно копируешь, это дает тебе огромный скачок в понимании, как именно все это делалось древними мастерами. Задача копирования и состоит в том, что ты через копирование какого-либо образца перенимаешь какие-то художественные приемы мастера и потом уже в будущем используешь их в своем творчестве. Прежде чем что-то построить, должен быть какой-то фундамент. И вот этот фундамент – копирование.

Юлия Башкатова, выпускница кафедры иконописи ФЦХ 2016 года:

Опыт обучения в ПСТГУ строится на внимательном изучении образцов и тесной работе с преподавателем, учит, как правильно держать кисть, передает все знания, которыми обладает. Тем не менее очень полезно быть в среде . Когда ты стоишь один на один с образцом или, как это было на наших практиках, когда ты приезжаешь с преподавателем и вы вместе можете все увидеть: где записи, какой язык у иконы, какой почерк у автора и почерк у школы. Потому что если мы приедем в музей Новгорода или музей Пскова, то мы увидим почерк целой школы. А еще образцы помогают видеть икону во всей ее полноте. Когда мы учимся, мы копируем какие-то фрагменты, рассматривая их и увеличивая, вплоть до изучения отдельных пигментов, которыми была написана икона. С одной стороны, это очень хорошо, но, когда ты стоишь непосредственно перед образцом, это помогает тебе понять, что такое образ в его полноте.

Елена Крутько (Михеева), выпускница кафедры иконописи ФЦХ 2011 года:

Самым ценным моментом для меня и в работе над иконой, и в учебе на факультете была работа с подлинником. Это мое любимое дело – стоять лицом к лицу перед иконой в музее и не только вникать в каждый штрих, но и впитывать эту духовную ценность, эту атмосферу древнего подлинника.

Анна Бокань, студентка 6 курса кафедры иконописи ФЦХ:

Изучая древние образцы, копируя в музеях, мы можем воочию увидеть и рассмотреть качество мазка, слой краски, соотношения цветов. Процесс работы в музее очень вдохновляет. Мы пытаемся понять технику, изучаем определенную «схему» каждого памятника, при этом не только стараемся передать сходство, но и раскрываем в своем роде секрет иконописного шедевра.

Как происходит работа над дипломной копией на факультете церковных художеств ПСТГУ?

Мария Олеговна Глебова, доцент кафедры иконописи ПСТГУ:

Я очень за копию на дипломе, потому что тогда человек максимально учится, ведь каждая икона – это прежде всего изучение. И я знаю, что многие выпускники в своих творческих работах используют материал, который они наработали на дипломе. Копию очень важно выполнить технически – она должна быть технически совершенной. У меня такой принцип: пота и крови на доске не должно быть, поэтому мы пишем множество проб. Например, к иконе святителя Алексия (Московского) были сделаны тонны выкрасок, мы несколько лет сидели в Третьяковской галерее.

Елена Крутько (Михеева), выпускница кафедры иконописи ФЦХ 2011 года:

Над иконой «О Тебе радуется» я работала два года. Для меня важным моментом было уже само изучение такой многофигурной композиции, которая сама по себе напоминает монументальную роспись в храме – нижний ряд святых наверху, Богоматерь как будто в конхе апсиды. Изучение строения этой иконы, какое место и где занимают композиционные элементы, изучение расположения цветовых пятен, цветовой эскиз как попытка понять цветовое содержание иконы, – все это было очень интересно, ценно и ново. Несмотря на то что позади было 5 лет обучения, такого масштаба работы до этого у меня не было.

Яна Орловская, выпускница кафедры иконописи ФЦХ 2012 года:

Если взять все мое обучение в университете, то по качеству написание диплома – копии иконы апостола Иоанна Богослова с клеймами – это половина того, чему я научилась за это время и в рисунке, и в композиции, и в цвете, и я очень благодарна за наставничество и терпение Марии Олеговне, своему руководителю. Было трудно восстанавливать утраты, потому что было совершенно непонятно, что было в двух нижних клеймах. Пришлось додумывать – что-то на основе текста «Хождение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова». Для этого мы с мужем ходили в Ленинскую библиотеку, чтобы найти рукопись, которая описывает сюжеты из жизни святого и которая легла в основу написания иконы. Благодаря этой рукописи мы также восстанавливали надписи, которые почти не сохранились.

Анна Мелихова, выпускница кафедры иконописи ФЦХ 2022 года:

В живом соприкосновении с шедевром всегда рождаются самые лучшие находки и открытия. Образец иконы святой Марины Антиохийской, которую я копировала для диплома, находится довольно далеко ­– в Византийском музее в Афинах, поэтому на помощь мне пришло копирование в Третьяковской галерее схожих по времени и характеру икон. Мы с преподавателем Марией Олеговной поняли, что только постоянный анализ, сравнение с памятниками того же времени, множество проб и выкрасок помогут нам сделать список-реконструкцию. Из интересного: святая Марина на иконе облачена в красные ниспадающие одежды, и, чтобы лучше почувствовать, как лучше отразить форму и складки, мы подобрали живую натуру и попытались воссоздать такую же форму складок, как на иконе.

Что дает копирование будущему мастеру-иконописцу?

Евгений Николаевич Максимов – член президиума Российской академии художеств, вице-президент РАХ, заведующий кафедрой монументального искусства ФЦХ ПСТГУ: 

Копирование само по себе действует необыкновенно положительно на тех, кто учится. Одно дело, когда человек даже удачно что-то нарисовал, но это не шедевр, это просто учебная работа. Другое, когда человек постоянно общается с шедевром – он волей-неволей приподнимается над собой. Ему становится гораздо интереснее жить, потому что он видит много того, чего обычный человек не видит – то, что он увидел и узнал в работах старых мастеров. Старое искусство великое, потому что оно отслежено, отсеяно временем. Поэтому копия – великая вещь. Но тут есть такая тонкость, и ее нельзя забывать: копия студента без помощи педагога не получится. Человеку неподготовленному трудно прочитать все, что есть в шедевре. А педагог ему помогает, и это действительно большая, огромная педагогическая работа.

София Сатюк, выпускница кафедры монументального искусства ФЦХ 2020 года, сотрудник художественных мастерских ПСТГУ:

Важно понимать, чем копирование отличается от срисовывания. Многие считают, что это такое механическое занятие, ты просто перерисовываешь отдельные детали, под лупой их рассматриваешь и четко переносишь. Но копирование носит творческих характер, если сравнить их с образцами, наши копии – это копии-реконструкции, потому что многие памятники, которые мы копируем, могут быть сильно утрачены. Естественно, фрескам, которые мы копируем, как минимум, 600-800 лет, их сохранность не очень хорошая, нам приходится очень много что реконструировать. И в процессе работы мы очень много думаем, анализируем, пытаемся сделать копию убедительной .

Тарас Шалата, выпускник кафедры иконописи ФЦХ 2022 года:

Икона – это наша литература, которую мы прочитываем, погружаемся, разбираем, тем самым мы напрямую учимся у древних мастеров. Копия помогает найти свое направление, обнаружить свой вкус, предпочтение византийского стиля или русского, помогает раскрыться самому художнику.

Мария Олеговна Глебова, старший преподаватель кафедры иконописи ПСТГУ:

Изучая, копируя древние иконы, мы как бы соприкасаемся с этой культурой и высотами искусства непосредственно, глубоко пропуская их через себя. Это дает богатство художественного языка. И человек, который копирует древние образцы, пишет настоящую копию, детально ее изучая и исследуя, в том числе технологию нанесения краски, он уже становится очень большим мастером, потому что он поднимается на высоту того мастерства, которое было в то время. И уже следующие работы он пишет, используя знания, которые получил.

Выставка «Связь времен» продлится до 21 апреля 2024 года по адресу:  г. Москва, ул. Пречистенка, д.19. Билеты   на выставку можно приобрести  в выставочных залах Российской академии художеств.

Фото: София Сатюк

Получить консультацию
по поступлению   Абитуриентам бакалавриата/специалитета   Абитуриентам  магистратуры

Новости соседних регионов по теме:

В художественном музее открылась новая яркая, масштабная выставка, которую представили студенты и преподаватели кафедры «Народная художественная культура» Сибирского государственного института искусств им.
21:24 05.04.2024 Художественный музей - Дивногорск
Творческая и профориентационная встреча с преподавателями Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (г.
16:06 05.04.2024 РИА Пензенской области - Пенза
Открылась новая выставка в Узловском художественно-краеведческом музее. Выставка предоставлена филиалом МБУК «ТИАМ» «Музей передовой» (г.Тула).
10:11 05.04.2024 Комитет культуры - Узловая
Приглашаем всех желающих на открытие красочной выставки «Отражение» кафедры «Народная художественная культура» Сибирского государственного института искусств им.
14:56 04.04.2024 Художественный музей - Дивногорск
 
По теме
19.09.2024   Музей ВДНХ посетили ученики кадетского класса школы №939. Фото: официальная страница школы №939 в социальных сетях Кадеты из 7 класса «К» посетили экскурсию в музей Выставки достижений народного хозяйства.
Ученики школы №2000 сыграли в матче Школьной Лиги. Фото: официальная страница ШСК «Город 2000» в социальных сетях В матче Школьной спортивной Лиги сыграли ученики школы №2000.
Сотрудники библиотеки №154 проведут занятие по экологии. Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва» В среду, 25 сентября, жители района Москворечье-Сабурово смогут посетить занятие, посвященное вопросам морской экологии.
19 сентября 2024 года в Государственном университете состоялась встреча ректората, молодых учёных и студенческого актива с помощником заместителя председателя Правительства Российской Федерации Антонием Швиндтом.
Ученые нашли самый первый очаг коронавируса COVID-19 в Китае - Вечерняя Москва Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы / Владимир Новиков Американские и европейские ученые смогли доказать, что очагом распространения коронавируса стал рынок морепродуктов в китайском городе Ухань.
Вечерняя Москва
Сергей Собянин получил премию World Innovation Award 2024 - Наш Теплый Стан Фото: mos.ru Премия присуждена за внедрение передовых устойчивых технологий - за автономного беспилотного робота-уборщика, коммунальный флот Москвы, лабораторию экомониторинга.
Наш Теплый Стан