Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info
Москва, 19 сентября, Благовест-инфо . Конференция «Отец Александр Мень: наставник и современник» состоялась 17 сентября во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им М.И. Рудомино (ВГБИЛ). Конференция, приуроченная к 34-й годовщине со дня гибели протоиерея Александра Меня, традиционно проходит на площадке Центра межрелигиозного диалога ВГБИЛ, созданного на основе музейной экспозиции, посвященной выдающемуся проповеднику, мыслителю, богослову и историку религий.
Приветствуя участников, генеральный директор ВГБИЛ Павел Кузьмин отметил важную линию преемственности: создавая Библиотеку иностранной литературы в 1920-е гг., Маргарита Рудомино ставила своей задачей знакомство граждан России с культурой, языками, литературой других стран. Многолетний директор ВГБИЛ Екатерина Гениева (с 1993 по 2015 г.), духовная дочь прот. Александра Меня, «четко определила, что межкультурный диалог, единство народа невозможны без выстраивания диалога межрелигиозного». По словам Кузьмина, эта идея была краеугольной для нее и о. Александра Меня – «пытаться примирить людей, исповедующих разные религии». Сейчас, во время «жесточайших испытаний», особо важно и необходимо двигаться «по той же орбите», выполнять ту же миссию – знакомить и «сдружать» культуры и литературы разных стран друг с другом, что невозможно без понимания единства религий.
Модератор конференции — заместитель гендиректора ВГБИЛ по межрегиональному и международному сотрудничеству Мигель Паласио отметил, что личность и наследие о. Александра Меня сегодня объединяет самых разных людей. «Важно говорить не только о том, каким был о. Александр, но учитывать огромный массив исследований, которые он проводил, и говорить об актуальности его наследия сегодня». Он кратко рассказал о структуре Центра межрелигиозного диалога ВГБИЛ – единственного подобного образования в культурных учреждениях России.
Павел Мень, брат о. Александра, много лет возглавляет Фонд его имени, который заботится об издании его книг и их распространении, делая наследие пастыря доступным миллионам людей. После гибели о. Александра «так явны стали плоды его проповеди – столько людей пришло ко Христу, его книги дали многим возможность открыть для себя Евангелие». И это то, что в какой-то мере позволяет Павлу Меню ответить на мучивший его всю жизнь вопрос: «Как Господь допустил убийство такого человека?» «Его жизнь оборвалась на самом взлете, когда он, помимо церковного служения, вышел на большое общественное служение: читал публичные лекции, выступал по телевидению, основал общество «Культурное возрождение» и Общедоступный православный университет, создал воскресную школу, возродил Российское библейское общество, организовал служение милосердия в Российской детской клинической больнице, подготовил к печати свои книги (а до 1990 г. ни одна из его книг не была легально издана в СССР) и «Библиологический словарь» – одно только перечисление направлений кипучей деятельности о. Александра в последние его годы поражает.
Павел Мень вспомнил все обстоятельства, связанные с убийством брата 9 сентября 1990 г. и расследованием, которое его «поразило» своей неэффективностью, намеренным затягиванием и игнорированием важных обстоятельств и свидетельств, намеками «все решается наверху» и т.д. Выступавший убежден, что брату «отомстили органы (КГБ)», которым в середине 80-х гг. не удалось его арестовать. Но книги о. Александра Меня теперь разошлись по всему миру, переведены на многие языки, постоянно издаются и книги о нем. В частности, П. Мень упомянул новое издание «Эсхатология свободы и творчества в наследии о. Александра Меня», которое вышло в 2024 г. в Киеве.
Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info
Настоятель храма св. бесср.Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов в своем докладе сфокусировал внимание на таком аспекте пастырского служения о. Александра Меня, как организация регулярных домашних семинаров, на которых прихожане читали и обсуждали Священное Писание. Такое общение в 60-80-х гг. было запрещено, оно происходило нелегально, дома у прихожан, которые на случай милицейской проверки всегда готовы были замаскировать духовное общение под празднование дня рождения или другого семейного торжества. О. Александр Мень сам присутствовал на таких семинарах, и его беседы были записаны и изданы отдельной книжкой, фрагменты из которой зачитал о. Александр Борисов. Он напомнил, что спустя годы после гибели о. Александра Меня его начинание «вошло в жизнь Церкви» – Патриарх Кирилл благословил открывать при храмах кружки самостоятельного изучения Библии.
Настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в селе Хомяково (Сергиево-Посадский район Московской области) протоиерей Лев Шихляров вспоминал свою личную историю заочного знакомства с о. Александром Менем с 1989 г., когда он, будучи семинаристом, встретился с его книгой «Сын человеческий», общался с его духовным чадом Вячеславом Перевезенцевым. На похоронах о. Александра он поцеловал руку убиенного пастыря и «получил у него благословение у гроба». С тех пор свою преподавательскую деятельность о. Лев во многом строит с опорой на наследие о. Александра и многие годы защищает его от нападок и обвинений с разных флангов. «Непобедимый христианский оптимизм пастыря да поможет всем нам», – заключил о. Лев.
Участников конференции приветствовал онлайн Ильгизар Давлетшин – руководитель департамента образования и науки Духовного управления мусульман РФ, ответственный за межрелигиозные связи. Он напомнил о знаменательной встрече «Ислам и христианство», которую о. Александр Мень устроил в 1989 г. в ВГБИЛ, – это был первый опыт публичного диалога представителей двух религий, которые имеют авраамические корни. И сегодня в выстраивании межрелигиозного диалога необходимо опираться на эти общие корни, «держаться за них и идти вместе», отметил представитель ДУМ РФ.
Клирик храма св. бесср. Космы и Дамиана в Шубине, священник Димитрий Агеев уподобил жизнь о. Александра Меня служению пророка, сравнив его с Иоанном Крестителем, последним пророком Ветхого Завета. «Для меня о. Александр – последний пророк прошлой жизни нашей Церкви, который успел перешагнуть порог новой начинавшейся свободной жизни Церкви и убитый на этом пороге… Финал его жизни совершенно закономерен и пророчески естественен», – сказал о. Димитрий. Он полагает, что в наше время значение наследия о. Александра – «не в содержании, а в форме»: не столько в его книгах (они отражают уровень библейской науки своего времени), сколько в самом его образе, в форме его служения, и это «работает вчера и будет работать завтра». По словам о. Димитрия, искренность о. Александра, его бескомпромиссность в вере и служении «до сих пор поражает тысячи людей, которые верят его слову. Всей своей жизнью о. Александр доказал, что следование за Христом возможно».
Историк, член Императорского православного палестинского общества Николай Полонский рассказал, что в своей преподавательской деятельности он во многом опирается на наследие о. Александра. «Для меня это человек, который является ориентиром в жизни и деятельности…, я стараюсь максимально соответствовать тому, что называется гуманной педагогикой», – сказал выступавший.
С видеозаписью конференции можно ознакомиться на странице ВГБИЛ в социальной сети "Вконтакте".
Юлия Зайцева