Университет предлагает для старшеклассников интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ и к внутренним творческим экзаменам.
Поступление в вуз – начало нового и очень важного этапа в жизни каждого абитуриента. Обучение на подготовительных курсах поможет сделать вступление в этот новый период жизни более надежным и спокойным.
Подготовительные курсы в Свято-Тихоновском университете:
помогают определиться с выбором будущего направления обучения;
дают качественные знания, всестороннюю поддержку и обратную связь;
погружают в атмосферу православного вуза;
делают подготовку к ЕГЭ увлекательной и менее волнующей.
Курсы по подготовке к сдаче творческих экзаменов на факультет церковных художеств позволят:
приобрести базовые художественные навыки, необходимые на вступительных испытаниях;
научиться читать изобразительный язык, понимать графическую форму и видеть цвет;
создать свою коллекцию творческих работ для портфолио.
Курсы по подготовке к сдаче творческих экзаменов на факультет церковного пения позволят:
развить музыкальный слух и музыкальную память, подготовиться к музыкальному диктанту;
отработать навыки точного интонирования и чтения с листа;
справиться с музыкальным диктантом;
подготовиться к исполнению программы по фортепиано;
овладеть необходимой для поступления техникой хорового дирижирования и навыками игры хоровой партитуры.
Выпускники подготовительных курсов, поступившие в 2024 году в ПСТГУ на бюджет, поделились своими впечатлениями и рекомендациями.
Андрей Смородин (1 курс историко-филологического факультета) о курсах по истории
«У нас был активный диалог с преподавателем. Александр Михайлович Феофанов легко излагал материал, а сам он очень веселый человек. При этом он много нам давал: мы могли начать говорить о какой-то теме и узнать много нового по другим вопросам! Это мне помогло на ЕГЭ».
Почему ПСТГУ? С поступлением в ПСТГУ я определился еще в 10 классе, несколько раз был на Днях открытых дверей. На курсы подготовки по истории начал ездить в 11 классе ближе к новому году. Группы были небольшие, 5-6 человек, это было очень удобно, все активно отвечали. С Александром Михайловичем Феофановым мы прорабатывали задания, активно разбирали варианты, много работали с картами. И это было очень интересно. В моей школе этим практически не занимались. Кстати, на курсах мы подробно говорили о Куликовской битве, в том числе о том, как Мамаю на помощь пришел литовский князь Ягайло. И этот вопрос мне попался на экзамене!
Что самое сложное в ЕГЭ? Карты! Очень важны карты, особенно всё, что касается Второй мировой войны. Также в ЕГЭ есть отдельное задание про архитектуру, например, про памятники (где, кем, когда и в честь чего построен). В школе нам почти ничего об этом не рассказывали. А на курсах мы как раз это подробно разбирали!»
Что посоветовать абитуриенту? Беритесь за голову как можно скорее, как можно раньше и понемногу старайтесь запоминать материал. У меня был сборник небольшой по ЕГЭ со всеми событиями и датами кратко. И вот я, когда ездил на курсы, пока сидел в электричке, читал его. Много-много раз перечитывал. Я когда много раз что-то прочитываю, лучше это запоминаю.
И еще нужно быть спокойным: это очень помогает. Я вот на ЕГЭ почти не волновался (конечно, лукавлю, но внешне по мне не было видно, что я волнуюсь).
Подробнее о подготовительных курсах по Истории
Евгения Ермилова (1 курс факультета церковных художеств, направление обучения «Иконопись») о занятиях по курсу «Копирование»
«Курсы по копированию в ПСТГУ помогли мне определиться с выбором: я всегда хотела быть художником, но при этом всё равно сомневалась. Мне нравилась мультипликация, иллюстрация. И именно на курсах я поняла, что да, иконопись – это то, чем я хочу заниматься. На экзаменах важно не волноваться, потому что волнение очень сильно сбивает и мешает. Желаю всем помощи Божией!»
Зачем нужны курсы по копированию для поступающих на обучение иконописи? Во-первых, копирование — это совершенно другой вид работы, который отличается от живописи и рисунка. Это не академический предмет, и для него нужны особые знания и навыки: когда на экзамене тебе дают для копирования икону, а у тебя нет этих знаний, ты будешь просто это делать неправильным методом. Может быть, ты сделаешь это очень хорошо, но неправильно.
И, во-вторых, когда у тебя уже есть уровень понимания работы над иконой, тебе будет точно легче потом учиться: ты понимаешь поэтапно, что за чем идет и почему.
Как проходили занятия? Вера Владимировна Стриевская, преподаватель по копированию, не только объясняла правила, по которым подбираются цвета на иконе, но и много рассказывала об иконописных школах – Московской, Псковской, Новгородской. Это не только было очень интересно, но и раскрывало невероятный культурный уровень русского иконописного искусства».
Как обучение на курсах помогло на творческом экзамене? Курс помогает от начала до конца погрузиться в художественный процесс, ты понимаешь, как работать с иконой, причем работаешь не только рукой, но и головой. За копирование на экзамене я переживала меньше всего, потому что уже понимала весь процесс, к тому же времени дается больше – 6 часов, а не 4. Для копирования мне дали клеймо иконы святителя Николая. В середине экзамена мне казалось, что у меня вообще ничего не выходит, общности не было. Но в итоге все получилось.
Совет абитуриентам . Я бы посоветовала всем абитуриентам не бояться выбирать и пробовать. В начале обучения на курсах у нас было несколько человек, которые потом ушли, потому что поняли, что это не их путь. И это хорошо! Потому что лучше понять это заранее, а не на первом курсе университета.
Подробнее о подготовительных курсах по творческим программам: Копирование , Живопись , Графика
Елизавета Павлова (1 курс, богословский факультет, направление «Классические языки») о курсах по русскому языку
«Когда слушаешь монотонную речь учителя, тебе скучно. А на подготовительных курсах в университете мы не только готовились к экзамену, но и затрагивали нетривиальные темы, богословские и философские вопросы. От этого весь учебный процесс был очень интересным».
Елизавета набрала 83 балла на ЕГЭ по русскому языку и уверенно прошла на бюджет богословского факультета.
Чем отличается подготовка к экзаменам в школе и в университете? В ПСТГУ преподаватели обладают большим кругозором, поэтому с университетскими преподавателями всегда получается вести очень живой диалог. Даже в рамках подготовительных курсов по русскому языку, разбирая предложения, мы часто затрагивали какие-то вопросы богословия и философии. Иногда шутили, это всегда поднимало настроение, рассеивало напряжение, связанное с предстоящими экзаменами. Когда ты слушаешь монотонную речь учителя, тебе скучно. А на курсах мы не только готовились к экзамену, но затрагивали нетривиальные темы, от этого весь учебный процесс был очень интересным.
Как правильно готовиться, чтобы сдать русский язык на высокий балл? Не нужно себя перегружать, потому что, когда я себя перегружала, я ничего не могла запомнить. Должна быть практика, но практика размеренная. Хорошо, если вы уже изначально имеете хороший словарный запас: в нужный момент у вас сработает филологическая интуиция. Мне, например, в варианте ЕГЭ попалось слово «мозаичное». Где должно быть ударение? На мгновение я задумалась. Хотя только на интуицию надеяться, конечно, нельзя. Совершенно бесполезно зубрить правила в такой форме, в которой они подаются в учебниках и в пособиях: все можно объяснить намного проще. Я думаю, что самостоятельно подготовиться к ЕГЭ практически невозможно, потому что этот экзамен подразумевает, что вы знаете именно формат. Здесь вам нужна обязательно поддержка – например, курсы подготовки к ЕГЭ.
Подробнее о курсах подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Маруся Якуничева (1 курс факультета церковных художеств, «Реставрация»)
«Бывали такие дни, когда было немножко лень, не хотелось ничего делать. Но, как подумаешь о том, что снова окажешься с преподавателями, с которыми всегда интересно и можно о многом поговорить, желание идти и рисовать сразу возвращалось».
Маруся давно мечтает стать реставратором, поэтому к поступлению на факультет церковных художеств готовилась два года. Маруся уверена: без помощи преподавателей подготовиться к творческому экзамену невозможно.
Почему абитуриенту нужна помощь? Когда я пришла на художественные курсы в ПСТГУ, копирование у меня было просто с нуля, потому что я никогда раньше так не рисовала. Благодаря Вере Владимировне у меня произошел очень сильный рост и в рисунке, и по копированию. А еще узнала много художественных хитростей, неких «подсказок». Вера Владимировна очень сильный преподаватель. Михаил Иванович, преподаватель по живописи, для меня стал родственной душой, он очень умный, благодаря нему мне действительно нравилось ходить на живопись.
Какой вступительный экзамен был самым сложным? Рисунок! Я немного провалилась со штриховкой. Зато у меня первый раз получилась объемной драпировка, этим я была горда. Экзамен по живописи был для меня в целом самым простым, поскольку были два года хорошей практики.
Как на экзамене справиться с волнением? Я включала музыку и как бы настраивала себя на то, что это не экзамен, а просто занятие. Это помогает успокоиться и вселяет надежду, что все будет хорошо. На экзамене в принципе такая была располагающая атмосфера: к нам периодически просто подходили, смотрели, что-то говорили, но в целом никто не стоял над душой, отчего бы ты переживал, думая, что делаешь что-то не так.
Анна Анисимова (1 курс, факультет церковного пения)
«Главное отличие преподавателя подготовительных курсов в университете в том, что он действительно чувствует ответственность за качество твоих знаний. Не просто дает материал в отведенное время, но и пытается передать всё то, что знает. Благодаря этому происходит не поверхностное изучение предмета – ты сразу начинаешь видеть глубину».
Анна с детства мечтала петь на клиросе, но уроки в музыкальной школе посещала без удовольствия. Она поделилась опытом, как занятия на подготовительных курсах в ПСТГУ изменили ее отношение к музыке и помогли сбыться мечте.
Почему решили поступать на факультет церковного пения? Когда я училась в музыкальной школе, то с восторгом смотрела на клирос, мне это было очень по душе. Для меня пение на клиросе – высшее служение, которое может быть для женщины в Церкви. И это единственное, что меня по-настоящему в жизни вдохновляет, что я могу хорошо делать и чем послужить Богу.
Разве учебы в музыкальной школе было недостаточно для поступления на факультет церковного пения? Музыкальная школа не дала мне необходимого для поступления высокого уровня, хотя я ходила в нее 7 лет. Сольфеджио на самом деле я терпеть не могла, это был мой самый нелюбимый предмет, гармонию в музыкальной школе вообще не преподавали. А, чтобы подготовиться к вступительным испытаниям, я и мои родители приняли решение, что я буду посещать все курсы, которые здесь есть: сольфеджио, гармонию, фортепиано и дирижирование. На самом деле это большая удача, что здесь есть возможность подготовиться к творческим испытаниям, и за этот год я сильно выросла, у меня были очень хорошие педагоги.
Что значит «хороший педагог»? Елена Алексеевна Павина – совершенно особенный преподаватель, ведь до курсов я абсолютно не понимала сольфеджио. А, когда стала ходить на подготовку, я стала слышать какие-то вещи, которые не слышала до этого, и просто огромными шагами дошла до уровня, с которым можно поступать. То, что я получила на уроках фортепиано с Людмилой Андреевной Фартусовой, ни с чем не сравнится. В музыкальной школе я воспринимала инструмент как-то так: ну, выучила, пальцы запомнила и нормально играешь, здесь послабее, здесь посильнее. А Людмила Андреевна открыла мне глаза на то, что это огромная наука, которая иногда бывает даже сложнее, чем физика и математика, дала почувствовать, что в каждом мотиве есть свои оттенки, и я стала играть совершенно иначе. До идеала очень далеко, и даже до требований Людмилы Андреевны. Но я получила колоссальный опыт».
Как проходили вступительные испытания? Знакомство с экзаменационной комиссией было уже на консультации: по всем предметам было ощущение поддержки, ведь с нами разговаривали с чувством, с толком и огромной заботой. А, когда я сдавала экзамен по фортепиано, всю мою очень длинную программу прослушали от начала до конца, не остановили где-то в середине. Огромное уважение чувствуешь к таким преподавателям.
Подробнее о программы подготовки для поступления на факультет церковного пения ПСТГУ и в Хоровое училище: Фортепиано , Сольфеджио , Гармония
Александра Пономарева (1 курс факультета церковных художеств, направление «Иконопись»)
«На курсе по копированию Вера Владимировна не только интересно рассказывала о цветовой палитре, помогала понять, какие цвета в каждом случае набраны, но и раскрывала красоту и многогранность самой иконы. Когда видишь и понимаешь эту красоту, очень хочется попытаться ее повторить».
Для Александры Пономаревой вопрос «где учиться?» никогда не стоял: Саша знала, что это будет ПСТГУ. А вот по поводу направления обучения размышления были, и в итоге художник победил филолога: сегодня Саша учится на 1 курсе направления «Иконопись». К поступлению Саша готовилась два года, занималась с репетитором и посещала университетские курсы по копированию.
Как проходили занятия по копированию в мастерской университета? Очень активно и творчески! Вера Владимировна Стриевская сразу же начала учить нас работать с натуральными пигментами и темперой. Каждому ученику она уделяла внимание, постоянно между нами бегала и помогала, я всегда удивлялась, как она не устает в таком ритме. Причем Вера Владимировна давала очень важные советы так, что тебе никогда не было обидно. Ведь многие расстраиваются, если у них что-то не получается или когда указывают на ошибки. А Вера Владимировна предлагала посмотреть на работу с разных ракурсов, издали, а еще так всё подавала, что ты даже посмеешься над ошибками и, конечно, извлечешь пользу».
К чему должен быть готов будущий иконописец на творческом экзамене? К тому, что это может стать целым испытанием! Так было у меня. Хотя я думала, что легче всего мне будет сдать именно копирование. Для работы мне дали византийскую икону. Обычно ты находишь основной цвет, делаешь темную основу и светлый пробел. А эта икона была очень необычной, сначала было вообще непонятно, что является основным цветом. Но в итоге все получилось! Все-таки я два года готовилась».
Что посоветовали бы поступающим на иконописное отделение ПСТГУ? Есть школьники, которые окончили художественную школу и имеют навыки академического рисунка, они идут на экзамены, совсем не понимая, что такое икона. Копирование – это отдельный вид мастерства, который помогает в нее погрузиться. Поэтому, чтобы хорошо сдать экзамен, просто вникнуть в искусство иконы, надо не менее полугода заниматься копированием».
Дорогие родители и абитуриенты, получить предварительную консультацию о подготовительных курсах можно по электронной почте: egorova.e@pstgu.ru (заведующая отделением довузовской подготовки Екатерина Викторовна Егорова).
Получить консультациюпо поступлению Абитуриентам бакалавриата/специалитета Абитуриентам магистратуры