Музей изящных искусств открылся в Москве в 1912 году в здании, построенном архитектором Романом Клейном в неоклассическом стиле, в виде античного храма с высоким подиумом и канонической колоннадой. Идея его создания принадлежала профессору Московского университета, археологу и историку Ивану Цветаеву. Первую экспозицию нового музея составили памятники искусства Древнего Египта, полотна западноевропейских художников Средневековья и Возрождения.
Сегодня ГМИИ им А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. В его коллекции находится около 700 тыс. произведений разных эпох, от Древнего Египта и античной Греции и до начала XXI века. Идея создания вокруг ГМИИ музейного городка появилась в конце 2000-х годов и была приурочена к празднованию 100-летия музея. Возможность осуществления этого проекта подкреплялась тем, что вокруг основного здания находятся корпуса городской усадьбы XVIII–XIX веков, которые являются объектами культурного наследия. В начале октября этого года стартовала их реконструкция. Строительные работы проводятся в рамках комплексной государственной программы «Строительство», куратором которой выступает Минстрой России.
Генеральный директор публично-правовой компании «Единый заказчик» Карен Оганесян подчеркивает, что уже завершено обследование технического состояния административных зданий: «Осенью этого года начались работы по усилению конструкций зданий, фундаментов, а также замене кирпичной кладки. Кроме того, ведутся работы по расстановке виброэлементов, так как вблизи объекта находится линия Московского метрополитена». Превратить старинную московскую улицу в музейную мекку – это возможность создания культурного городского пространства, привлекательного для людей разных поколений, разных эстетических вкусов. Именно в таких пространствах нуждается сегодняшний город.
Директор музея Елизавета Лихачёва подчеркивает: «Сегодняшняя проблема музея – консерватизм. Нам надо определить сегодняшнюю задачу музея. Безусловно, он должен оставаться комфортным и привычным для посетителей, но при этом стать заметным на культурной карте города. Если не достичь этой цели – это будет мертвый проект. Музеи должны выходить за рамки традиционной выставочной работы. Мы хотим делать проекты, которые заставят прийти в музей людей не только из нашей традиционной аудитории. И еще мы хотим, чтобы они возвращались вновь и вновь».
По итогам реализации проекта развития территории Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина здания городской усадьбы будут использованы в качестве музейно-административных. Ключевой объект будущего музейного городка, возводимый с нуля, – депозитарно-реставрационный и выставочный центр. Часть центра организуют по принципу открытого хранения, что сделает музейные фонды доступными для посетителей. Также там предусмотрено создание помещений для работы хранителей, реставрационных мастерских, химических лабораторий, студии для фотосъемки экспонатов из коллекции ГМИИ.
Важно, что расширение музейных площадей создаст возможность показать посетителям многое из того, что долгие годы хранилось в запасниках из-за отсутствия места в основной экспозиции. Например, можно будет увидеть такие шедевры, как полотно «Сатир и нимфа» Пуссена, работы Жан-Батиста Грёза, значительную часть коллекции итальянцев, особенно итальянских примитивов – это живопись XIII–XIV веков. Мало кто кроме музейных работников знает, что в ГМИИ хранится коллекция из бункера Фридрихсхайн. Оттуда, например, Никколо Пизано – человек, с которого начинается история западноевропейской скульптуры эпохи Возрождения.
Елизавета Лихачёва подчеркивает, что создается по-настоящему универсальный музей, способный привлечь самых разных посетителей: «Это будет один из крупнейших и наиболее значительных музеев мира, где можно будет узнать всю историю искусства, как говорят искусствоведы, «от бизона до Барбизона». Плюс будем выставлять современное искусство как органичное продолжение основной коллекции. Москва получит Пушкинский музей принципиально другого уровня».