Откровенный разговор
Большой талант, великолепный голос в сочетании с необыкновенным артистизмом и трудолюбием позволили ему пробиться на большую сцену. Его партнершами в оперных спектаклях были народные артистки СССР Мария Биешу и Нани Брегвадзе, Маквала Касрашвили и Светлана Варгузова, заслуженная артистка России Людмила Магомедова и солистка Израильской национальной оперы Мила Эдельман, примадонна Бухарестской оперы Екатерина Цуцу, солистка театра «Ла Скала» Габриэла Мориджи…
Лауреат международных и всероссийских конкурсов Давид Гвинианидзе — президент и художественный руководитель фонда «Таланты мира», автор своих концертных программ. Ему аплодировали в России и Армении, Казахстане и Объединенных Арабских Эмиратах, США, Грузии и Молдове, Чехии, Австрии и Великобритании, Греции, Италии, Испании…
В знак признания заслуг в области культуры в июле 2005 года в парке культуры и отдыха «Сокольники» состоялась церемония открытия звезды Давида Гвинианидзе. Несколькими месяцами ранее Общество театральных деятелей России присудило ему золотую медаль «За меценатство». В 2008 году в Светлановском зале Московского международного дома музыки Давиду Гвинианидзе была вручена награда — один из высших общественных орденов России «Рубиновый крест славы», которым награждаются люди, внесшие большой вклад в развитие науки, культуры и искусства. Человек динамичный, эмоциональный, высокий профессионал в оперном искусстве, Давид Гвинианидзе стремится приобщить как можно больше слушателей к высокому искусству классической музыки. И это у него прекрасно получается.
— Сегодня ваши выступления проходят в самых знаменитых концертных залах, а как начиналось восхождение на музыкальный Олимп?
— Все началось с детства. Когда другие дети играли во дворе, я ходил в музыкальную школу, писал сценарии для своих телепередач, был капитаном КВН, пел в ансамбле и сам был ведущим концертов. Мне было все интересно, и я успевал везде. И сегодня для меня главное в работе — динамичность. Я могу лечь в четыре утра и в восемь уже встать.
— Родители поощряли ваше творчество?
— Они не препятствовали. Я родился в Кутаиси, город небольшой. Мама — врач, кандидат медицинских наук, отец — профессор Кутаисского политехнического института. Люди занятые, и поэтому для них всегда было важно , чтобы дети самостоятельно развивались, посещали кружки, секции, хорошо учились, что мы с сестрой и делали. После школы, по настоянию отца, сначала поступил в политехнический, а уж потом в консерваторию.
— С такими музыкальными способностями?
— Родители не были уверены, что голосом я смогу обеспечить свое будущее. В Грузии известных певцов мало, музыкой профессионально никто не занимается. А тот факт, что грузины музыкальны, это еще ни о чем не говорит. Выбор родителей был оправдан, потому что в 90-е годы настоящее искусство ушло в тень. Поэтому мне был поставлен ультиматум — сначала политехнический, а потом консерватория. Но сейчас, конечно, родители являются самыми преданными моими поклонниками, они гордятся моими успехами.
— Ваше желание покорить Москву родилось во время учебы в консерватории?
— На третьем курсе я получил приглашение в Батумский театр оперы и балета, где сразу дали партию Альфреда в «Травиате», потом исполнял ведущие партии из других опер. Вел авторскую передачу «Тенор», в которой рассказывал о классической музыке, оперных «звездах», композиторах, спектаклях. Передачу смотрели в Тбилиси, Батуми, Кутаиси, показывали по спутниковому телевидению. Мне уже тогда стало тесно в рамках моей работы. Ну не было в Грузии возможности развернуться… Я понимал, что нужно расти, набираться опыта, расширять творческое общение, пробовать себя в сольных концертах…
В мае 2000 года я узнал, что в московском театре «Новая опера» будет проводиться прослушивание молодых оперных исполнителей. Загорелся желанием поехать в Москву, решил использовать эту возможность. Хотя до этого случая получил приглашение из Англии. Но в 22 года уехать из Грузии в Англию для меня было психологически трудно. Это сейчас я разъезжаю и живу в самолетах… Другое дело — Москва, столица СССР, нашей родины. В свое время мама училась в Питере, наши культуры имеют много общего. Столько веков наши народы прожили вместе, поэтому я не считал, что уезжаю за границу.
— Как прошел конкурс?
— Никогда не забуду тот день. Для исполнения выбрал арию Ленского из репертуара своего любимого певца Сергея Лемешева и плач Федерико из оперы «Арлезианка». Столько любви, эмоций, чувств! Все, что таилось в моей душе, все вложил, исполняя арию. Когда закончил, посмотрел в зал. Жюри зааплодировало… Это был мой первый звездный час. Из 80 исполнителей, участвовавших в конкурсе, было выбрано 10 человек. Меня же, сразу после первого тура, зачислили солистом в «Новую оперу»… Я ведь уехал из Грузии на конкурс, никому ничего не сказал, просто не знал, насколько удачной будет это поездка. И тут такая победа, первый шаг на большую сцену! Я сразу же сообщил родителям.
— Непросто было вписаться в столичную жизнь?
— Было трудно, но интересно. Первая партия, которую исполнил, — Герцог в «Риголетто» Верди. Затем «Музыкальный дивертисмент» Россини, спектакль «Брависсимо», составленный из разных произведений, Синодал в «Демоне» Рубинштейна, Турриду в «Сельской чести», потом началась и концертная деятельность. В «Новой опере» проработал два с половиной года, а когда умер Евгений Колобов, ушел из театра…
Что бы ни говорили, а театр — очень сложная структура. До сих пор здесь присутствует абсолютно «строгий коммунизм». Как артисту, мне поступало много предложений, и я пользовался этим, начал концертную деятельность.
— Идея создания фонда «Таланты мира» — это, своего рода, поддержка молодых талантов?
— Не только. За восемь лет пришлось преодолеть немало трудностей, но сегодня у нас очень плотный гастрольный график. Лозунг нашего фонда: «От культуры мира — к миру на планете». Мы стараемся, чтобы как можно больше людей слушали красивую, достойную классическую музыку. Вы никогда не услышите, чтобы на наших концертах выступали певцы под фонограмму, только живой голос, что является достижением фонда. Сегодня «Таланты мира» — это не только концерты, в которых участвуют самые лучшие голоса планеты: мы проводим массу общественных и социальных программ, огромное количество благотворительных концертов, фестивалей. 3 декабря в Светлановском зале Московского международного дома музыки состоялся большой благотворительный концерт, средства передали на реабилитацию детей-инвалидов. В год 65-летия Победы провели огромное количество концертов для ветеранов войны и труда, инвалидов-колясочников.
— В вашем графике присутствует спорт?
— После концерта, пусть это будет десять часов вечера, я обязательно иду в спортзал. А иначе как восстанавливаться?
— Вы еще холостяк, а кто заботится о вашем быте?
— Готовлю я прекрасно и с другими мелочами по быту вполне справляюсь.
— Расскажите о проекте «Любовь моя — мелодия».
— Он посвящен памяти Муслима Магомаева. Выражаясь современным языком, этому проекту «раскрутка» не нужна. Фонд «Таланты мира» с разрешения Тамары Синявской первым провел концерт памяти народного артиста СССР Муслима Магомаева в Светлановском зале Международного дома музыки, в котором принимали участие 12 лучших баритонов мира. В этом году снова провели такой концерт — и снова аншлаг. Многие известные артисты — Александр Серов, Петр Налич, Стас Костюшкин, Дмитрий Певцов — отдали дань уважения памяти Муслима Магомаева. Мы выступали во многих городах Европы и были в Израиле. Серия концертов пройдет в США — в Карнеги-холле, Линкольн-центре, Бостоне, Вашингтоне, Калифорнии… Огромное количество русских эмигрантов хотят услышать этот проект, хотя в Америке мы даем концерты не только для русских.
— Ваши пожелания читателям нашей газеты?
— Весны, здоровья, радости, любви и благополучия. Приходите на концерты фонда «Таланты мира», и у вас всегда будет хорошее настроение.
Беседовала Татьяна ТЮТЕЛЕВА