К 90-летию выхода на экраны легендарного советского фильма
5 ноября 1934 года, то есть накануне очередной годовщины Великого Октября, в ленинградском кинотеатре «Титан» состоялась премьера фильма «Чапаев», снятого на киностудии «Ленфильм». Афиш к новому кинопроизведению не было, только рукописные объявления, так как съёмки картины и её монтаж были закончены всего за две недели до премьеры. Афиши просто не успели подготовить.
На утреннем сеансе зрителей в зале было немного, но на вечерний просмотр уже собралась очередь. Затем (очень скоро) фильм вызвал настоящий ажиотаж! В связи с этим решено было показывать его одновременно во многих кинотеатрах Ленинграда, причём на протяжении нескольких недель. В кинотеатре «Сатурн», представьте себе, фильм шёл каждый день на протяжении двух лет.
В 1935 году «Чапаевым» открылся первый советский кинофестиваль в Москве. Сталин считал «Чапаева» лучшим фильмом советской кинематографии и просмотрел его между 1934 и 1936 годами больше 30 раз. По итогам опроса киноведов мира, в 1978 году эта работа включена в число ста лучших произведений мирового кино.
С чего же всё начиналось? Летом 1932 года кинорежиссёрам Сергею и Георгию Васильевым было предложено снять фильм по сценарию «Чапаев», написанному Анной Фурмановой при участии В. Трофимова. Снять кинокартину о прославленном начдиве мечтал покойный супруг Анны Никитичны — писатель Дмитрий Фурманов, служивший комиссаром в 25-й дивизии в 1919 году и написавший в 1921 году роман о начдиве.
Но предложенная рукопись сценария режиссёрам не понравилась категорически.
Что ж, он был написан людьми, далёкими от кинематографа, получилось плакатно и дидактично. Однако первооснова сценария Васильевых увлекла. Оба они знали о Гражданской войне не понаслышке, а Сергею Васильеву в ходе её довелось даже командовать эскадроном.
В итоге режиссёры взялись за изучение документов о Чапаеве и чапаевцах в архивах, в Музее Красной Армии и некоторых других. Разыскали и расспросили сотни бывших бойцов и командиров чапаевской дивизии в Москве, Ленинграде, Саратове. В Уральске и бывшем Лбищенске им удалось также поговорить с участниками боёв на противоположной стороне — с казаками белой Уральской армии.
Одним из главных консультантов фильма стал соратник Чапаева, принявший командование 25-й дивизией после его смерти, — комбриг Иван Кутяков. Васильевы позднее писали: «Несколько месяцев ушло на изучение и обработку всей массы материалов. И лишь после того, как мы почувствовали, что уже персонально знаем и крепко любим наших будущих героев, только тогда мы приступили к сценарию».
Васильевы критически оценивали почти все фильмы-предшественники по тематике Гражданской войны. На их взгляд, большинство либо страдало излишним натурализмом, либо за батальными сценами терялись живые герои: «Стрельба ради стрельбы, дым и грохот… Пулемёты стреляли — люди безмолвствовали». Васильевы же хотели соединить эпическую легендарность участников Гражданской войны с реалистичностью их человеческих образов. Они настойчиво пытались отобрать среди легенд и мифов, которыми успел обрасти образ Чапаева в народной памяти, простые, обыденные, бытовые штрихи, которые оживили бы его образ для будущих зрителей.
И вот по ходу работы над собранными историческими материалами Васильевы подготовили аж три варианта сценария. Первый сохранился в рукописных тетрадях; второй был готов к началу 1933 года в виде машинописного экземпляра; третий вариант, под названием «Чапай», был датирован 1 июня 1933 года и стал первым произведением кинодраматургии, напечатанным в толстом литературном журнале («Литературный современник», №9 за 1933 год).
Во время работы количество сцен будущего фильма росло — от 57 в первом варианте до 70 во втором и 76 в третьем. Варианты сценария свидетельствуют о борьбе авторского желания вместить в него множество ярких эпизодов, почерпнутых в ходе их изысканий, со стараниями сконцентрировать исторический материал, отбросив всё менее ценное.
В итоговом режиссёрском сценарии были оставлены 66 сцен, из которых лишь 57 вошли в фильм. Из этих 57 в фильме лишь четыре остались от изначального сценария, тоже в свою очередь изрядно переработанные: сцена с ветеринарами, речь Чапаева на митинге, сцены нападения на Лбищенск и гибель начдива в водах Урала. Остальные 53 сцены были написаны Васильевыми заново. Были творчески переработаны воспоминания Фурманова о встречах с местными жителями, отсюда родился рассказ крестьянина-бородача о «карусели» красных и белых, грабивших крестьян.
Из романа было взято несколько строк об офицерской атаке, превратившихся в самую знаменитую батальную сцену советского кино. При этом в оригинальном тексте Фурманова белые приближались бесшумно, стремясь на рассвете захватить красноармейцев врасплох. В сценарии офицеры маршируют под барабанную дробь, не обращая внимания на павших соседей по строю. Реальный Чапаев в тот день был ранен в голову и не принимал непосредственного участия в бою, а в сценарии он возглавляет конную атаку, решившую исход сражения.
В сцене подготовки к этому бою ночью накануне Васильевы предпочли взять исходную запись разговора с начдивом в дневниках Фурманова, где Чапаев сравнивал себя с Наполеоном и готов был справиться и с армией, и с фронтом, а не переработанную эту сцену из романа и сценария.
Да, Васильевы поставили себе задачу преодолеть очерково-документальный характер имевшегося оригинального материала, оставляя из него самые выразительные эпизоды, такие как чаепитие после боя или песни на отдыхе. При этом они расширяют, дополняют отдельные незначительные эпизоды, глубже раскрывая характер героев.
Позже в своей книге Васильевы вспоминали: «В кино, как и в любой области искусства, очень важны деталь, намёк… Фурманов вскользь упоминает о том, что Чапаев, браня раненого Кутякова, говорил: дурак, не знаешь места командира в бою. Этого было достаточно, чтобы создать сцену, в которой Чапаев, оперируя картошкой, трубкой и папиросами, даёт урок тактики своему соратнику» (С. и Г. Васильевы. «Чапаев Фурманова и «Чапаев» на экране». — «Литературная газета», 15 января 1935 г.).
При работе над образом Чапаева перед Васильевыми встала ожидаемая проблема: как представить реально жившего человека, но не ограничить себя в попытке показать в его лице целое поколение самородков из народа, которым революция и Гражданская война дали шанс заявить о себе в полную силу:
«Не желая копировать Чапаева, не желая давать его фотографически, мы воссоздали его, потому что образ соединил в себе все типические черты, которые неотъемлемо должны были быть присущи Чапаеву… Отказавшись от узкой биографичности, мы ходом всего художественного процесса были приведены к наиболее полному воссозданию действительного облика Чапаева», — рассказывали после выхода фильма режиссёры.
Одним из главных художественных приёмов в палитре работы над образом начдива стал контраст между плакатным, возвышенным образом былинного героя в батальных сценах и подчёркнуто будничным, простым и даже простоватым образом Чапаева в сценах после боя. Герой Васильевых ломает уже сложившиеся на тот момент каноны, поступает не так, как можно было ожидать. Почти все его поступки выходят за рамки шаблонов, он абсолютно индивидуален, не соответствует многим расхожим представлениям о положительном герое, чем вызывает повышенный интерес или сочувствие.
Васильевы представляли себе противоречивость фигуры выходца из крестьянской среды — с присущими чертами анархизма, стихийности, протеста против рабского прошлого. Чапаев, вынесенный волной революционных перемен в вожаки, должен был обладать могучей верой в свои собственные силы и возможности, но это подчас могло сопровождаться и самомнением, самонадеянностью: «Я Чапаев! А ты… Кто ты такой?! Кто тебя сюда прислал?!»
Режиссёры упорно перебирали множество вариантов сценарных решений, чтобы достичь определённости и целостности характера героя. Эти краски заиграют с первых кадров картины. Первое появление Чапаева в кадре стремительно и экспрессивно, парой слов он останавливает бегущих бойцов и увлекает их за собой.
Далее следует знаменитый плакатный эпизод: ординарец Петька, слившийся с пулемётом, ведёт огонь, а начдив в заломленной папахе руководит боем. Эти кадры навсегда стали визитной карточкой фильма и на долгие годы — всего советского кинематографа.
Но уже в следующих кадрах Чапаев будничен и прост, в сцене знакомства с комиссаром он сух и холоден. И на вопрос Фурманова, что делают искавшие брошенное в панике в реке оружие бойцы, Чапаев отрезает: «Купаются — жарко».
Не преминул поддеть комиссара Чапаев и в следующей сцене — в ходе штабного совещания. Нарастающий конфликт между начдивом и комиссаром является одной из главных линий развития сюжета. Сцена с ветеринарами, не желающими экзаменовать коновала, и сцена ареста за участие в грабежах боевого товарища Чапаева, осознание наступившего двоевластия в некогда принадлежащей лишь ему дивизии, становятся кульминацией развития конфликта, высшей точкой столкновения. Васильевы нашли психологически точный ход, позволивший Чапаеву сохранить лицо, — с делегацией крестьян, благодаривших за возвращение разграбленного имущества.
На роль Чапаева режиссёры хотели утвердить другого актёра, и на этот счёт существует несколько версий. Сам Бабочкин должен был сыграть Петьку, но актёр в мини-этюдах показал режиссёрам живого, чувствующего, настоящего Чапаева и убедил их в своём соответствии роли без особого внешнего сходства с Чапаевым.
Можно ещё очень много рассказывать о подлинно творческой работе двух талантливых советских кинорежиссёров над этим выдающимся произведением, значимость которого вышла далеко за пределы явления в искусстве. Фильм стал поистине явлением всей советской и даже мировой действительности, оказал существенное влияние на неё. Ведь вдохновлёнными зрителями «Чапаева» становились и бойцы интербригад, сражавшихся против фашизма во время испанской Гражданской войны, и бойцы Красной Армии в преддверии Великой Отечественной. А во время неё он постоянно, можно сказать, не сходил с экранов, на фронте и в тылу, воевал вместе с защитниками Советской Родины.
Между тем сам этот легендарный фильм, как и главные его герои, рождён был силой идей Великого Октября. Народ советский понял и воспринял это сразу, свидетельством чего стали коллективные походы в кинотеатры под лозунгами: «Мы идём смотреть «Чапаева».
Характерная подробность. Однофамильцы-режиссёры Васильевы после этой их блистательной работы вошли в историю кино, да и вообще в историю, как братья Васильевы.
* * *
В дополнение к данным моим заметкам считаю нужным, хотя бы кратко, сказать о просмотре и обсуждении фильма «Чапаев», которые состоялись совсем недавно. Произошло это в Московском киноклубе, созданном КПРФ, и свидетельствует о хороших воспитательных возможностях такой формы нашей работы.
Важно уже то, что сюда пришло немало молодых зрителей, для которых этот фильм оказался в новинку. Некоторых из них я и попросил поделиться своими впечатлениями. Вот услышанные мною ответы.
Илья Тиханков:
— Было очень интересно посмотреть фильм «Чапаев» и после обсудить не только сам фильм, но и другие вопросы истории и современности, связанные с его темой. Спасибо большое за организацию просмотра лучших советских кинолент. Я считаю, что такие мероприятия очень интересны и полезны. Мы должны знать свою историю и своих героев.
Константин Кердан:
— Фильм смотрел впервые, очень понравился. Я вам так скажу: наш Чапаев покруче американского Шварценеггера! Повествование о советском героизме чрезвычайно актуально, особенно сегодня. Данное произведение учит сохранять человечность в любых, даже самых трудных условиях. Герои на экране словно живые, и во время просмотра мы вместе с ними проживаем все их чувства и мысли. Говоря об этом фильме, хочется сказать: это действительно бессмертная советская классика.
Андрей Чигишев:
— Чапаев — поистине культовый герой советской эпохи и советского кинематографа. Тридцатые годы XX столетия, будучи крайне важными для кино в целом, дарили один шедевр за другим. В СССР любимыми стали такие разные картины, как «Александр Невский», «Подкидыш», «Весёлые ребята» и «Чапаев» (последние две и вовсе вышли в один год).
Пелена времён и множество событий сделали так, что, к сожалению, советская классика многим в нашей стране теперь неизвестна. Вот почему надо сказать большое спасибо КПРФ за то, что она старается исправить такое ненормальное положение.
Как дорого то, что к нам приходит живой Чапаев! Говорят, Николай Баталов, известнейший актёр тех лет, отказался от роли в фильме, потому что уже устал сниматься в ролях военных на Гражданской войне. Но Баталов ошибся, потому что «Чапаев» — не столько про войну, сколько про то, как в кровавых схватках сохранить человечность. Это фильм про братство, дружбу, желание справедливости и стремление к ней, про тягу к знаниям и победе над эксплуатацией человека человеком.
Есть даже почти детская неловкость, наивность у Чапаева. Очень хочет он познать новое, стремится усовершенствоваться, поэтому впитывает знания, как губка (тот же момент с Александром Македонским), чтобы стать ещё более сильным лидером для своей дивизии.
Но это не значит, что Чапаев совсем прост. Вспомните хотя бы сцену убийства бунтовщика, который начал призывать чапаевцев к бегству от грядущей битвы.
Постановка, музыка, актёрская игра (особенно Бабочкин) возвращают зрителя в то время и эмоционально объясняют, почему в той схватке победили именно красные.
Конечно, спустя почти что век фильм не может продемонстрировать прорывную для современности постановку кадра, высокое качество звука или какие-то особые спецэффекты. Но «Чапаев» на то и классика, чтобы и без всех этих компонентов заставить зрителя смеяться, плакать, мечтать и действовать. Восхищаться Чапаевым, брать всё лучшее от выдающегося советского героя.
Наталия Хрусталёва:
— Фильм «Чапаев» — очень эмоциональный и многогранный. Он высвечивает исключительно важные аспекты становления Советской власти, Красной Армии, а вместе с тем раскрывает глубины человеческих взаимоотношений. Главный герой предстаёт перед нами выходцем из простого народа, он знает все народные тяготы и лишения. Обладает и необыкновенной харизмой, стратегическим умом, умением вести за собой бойцов, а в то же время готов принимать критику и учиться. Фигура Чапаева очень колоритна и значима. Но что в ней главное? Преданность коммунистической идее и самоотверженность. Он является наглядным примером для бойцов, а непререкаемый авторитет невольно заставляет менять и свои устарелые взгляды, перестраивать своё мышление и поведение в соответствии с вектором линии Коммунистической партии.
Освещение советской идеологии, которое особенно ярко демонстрирует второй главный герой — Фурманов, направленный в чапаевскую дивизию партией, демонстрирует силу ленинской сознательности. Образ комиссара Фурманова, на первый взгляд, представлен противоположностью Чапаеву. Но по мере погружения в сюжет мы видим, насколько идейно грамотно он подобран, как тонко и верно герои дополняют друг друга. Образованность, острота ума, выдержка, чёткая линия поведения в соответствии со взглядами и идеологией партии — всё это неоспоримые достоинства комиссара. Его прямота и непоколебимость достойны глубокого уважения и подражания, заставляют прислушаться к нему, вызывают необходимость быть во всём к нему справедливым, делать правильный выбор между своими амбициями и интересами общества.
В нынешнее время многие лучшие человеческие качества отодвинуты на задний план или вовсе отвергаются обществом. А данный фильм помогает нам проследить становление советского человека, его стремления к справедливости, верности идеям Коммунистической партии.
Алексей БРАГИН, один из организаторов Московского киноклуба КПРФ «Любители советского кино».