Выставку «Православная Русь» в Манеже 4 ноября открыл Патриарх Всея Руси Кирилл . Предстоятель Русской православной церкви отметил, что в этом году празднуется ряд юбилеев: 1150-летие Российской государственности, 400-летие освобождения от польских интервентов и преодоление смыты, 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, 75-летие Сталинградской битвы.
- Мы празднуем эти события (юбилеи), чтобы еще раз осознать: народ и страна жизнеспособны тогда, когда они сохраняют свое единство поверх этнических, религиозных, социальных, имущественных и прочих границ, естественно отделяющих подчас людей, - сказал Предстоятель.
Выставка «Православная Русь» помогает понять и прошлое, и современность, подчеркнул Патриарх. На выставке также присутствовали супруга премьер-министра РФ Светлана Медведева , министр культуры Владимир Мединский , полпред президента в ЦФО Александр Беглов и другие государственные и общественные деятели. Также посетили мероприятие председатель Центрального духовного управления мусульман России муфтий Талгас Таджуддин , председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган , представитель буддийской традиционной сангхи России в Москве Санжей-Лама , глава Русской православной старообрядческой церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий и другие. На церемонии было оглашено приветствие организаторам, участникам и посетителям выставки президента России Владимира Путина.
В 15:00 выставку открыли и для посетителей. Манежная площадь была перекрыта и паломников пускали в помещение партиями. По словам пенсионерки Нины первое, что она сделала, войдя в помещение, - приложилась к иконе «Казанской Божией Матери». Это, подчеркнула Нина, которая четвертый год подряд приезжает на выставку, наиболее яркое событие на этом мероприятии для нее.
Икону принесли на выставку по благословению Патриарха Кирилла из Кафедрального собора Санкт-Петербурга после Божественной Литургии в Успенском соборе Кремля.
Еще один посетитель выставки журналист Аркадий Мамонтов признался, что старается каждый год приходить на это мероприятие, если у него есть свободное время.
- Я приобрел пару книг о государе Николае II, - признался в интервью «Вечерке» Мамонтов. – А еще пару книг мне подарили.
Экспозиция в Манеже разделена на несколько условных зон. В одной из них, посвященной 400-летию победы народного ополчения Минина и Пожарского над польскими интервентами, участники из Нижнего Новгорода показывают копии обмундирования ополченцев тех времен. А также репродукции картин, посвященных этому историческому периоду.
- Мы представляем здесь Нижегородскую епархию Русской Православной Церкви, - говорит Павел Шавенков. - Тема, с которой мы прибыли, это ополчение 1612 года. Для нашей области эта тема очень важна. Это ополчение зародилось и начало свой путь в Нижнем Новгороде. Осенью 1611 года именно наш земский староста Кузьма Минин выступил с призывом к согражданам объединиться, чтобы сформировать ополчение, чтобы освободить Москву. К нам подходят посетители, наши стенды пользуются вниманием людей. И дети, и священнослужители, и курсанты. У нас же представлено вооружение, которым вооружались воины того времени. И копии документов 17 века, и записи в синодиках, грамоты того времени. Один из самых интересных экспонатов на мой взгляд – репродукция картины Константина Маковского «Воззвание Минина». Написана в конце XIX века. Одно из крупнейших по размерам полотен в мире, посвященных истории. Художник очень экспрессивно показал воззвание Минина к народу.
Соседний зал посвящен 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. В зале барабанщики в зеленых сюртуках отбивают ритмы, демонстрируя мастерство владения палочками. А рядом в витринах блестят драгоценными камнями медали и ордена, сверкают начищенной сталью палаши и сабли. С картин на посетителей взирают полководцы Багратион и Кутузов. Игорь Алексеев, один из организаторов экспозиции, представитель творческого союза декоративно-прикладного искусства «Клуб 120», рассказал, что работы, представленные на экспозиции, демонстрируют умения художников со всей России.
- У нас на выставке не коммерческий проект, важна нам и тема – православие, война 1812 года, - сказал Алексеев. – Здесь публика та, которая не может приобрести дорогие вещи. Нам важно показать мастерство художников. Я вот слышу от детей, что проходят мимо, - многие из них впервые увидели эти кольчуги и броню вместе. Где-то по отдельности в музее может и видели, а так, чтобы сразу и все вместе – впервые. Нам важно показать на этой выставке, что российские мастера, российское искусство – живо. Тонкость работ очень высокая. Посетителей интересуют особенно иконы, у нас в экспозиции представлены очень мастерские работы. Я много лет занимался техническим бизнесом. И мне часто приходилось краснеть, когда говорили, что у нас металлоемкие станки и мы отстаем в производственных технологиях. Сегодня мне краснеть не приходится – я представляю людям искусство, такие картины, что люди с открытыми ртами на них смотрят.
В зале, посвященному святому равноапостольному Николаю Японскому, реконструирован уголок Японии. Цветущая сакура и деревянный мост, а рядом за стеклом – письма, документы, связанные с именем святого, книги, переведенные с его благословения и другие экспонаты. Как рассказал студент магистратуры общецерковной магистратуры имени святых Кирилла и Мефодия Павел, следящий за порядком у стенда, некоторые посетители удивляются, когда узнают, что Николай проповедовал православие в такой далекой стране.
- Он активно занимался переводческой работой. В стране восходящего солнца была открыта Японская православная миссия, у нас можно увидеть оригиналы этих книг, - говорит Павел. – Интерес представляют и дневники Николая Японского, изданные в Японии. Сегодня людей достаточно много, расспрашивают.
Батюшка Сергий дежурит у иконы Казанской Божией Матери. Отошел на минуточку, посмотреть на экспозицию. Журналистам «Вечерки» признался, что ноги болят – стоять приходится много. А еще поделился впечатлениями: удивился, что барабаны гремят возле чудотворной иконы. Тут же необходимо людям помолиться, акафист почитать, а тут такой грохот.
Неподалеку у стенда правительства Москвы демонстрируется 3-D проекция одного из храмов, которые строят по программе 200 храмов в столице. А в следующем зале посетители могут ознакомиться с 59 работами – проектами памятника патриарху Гермогену. Каждый посетитель выставки может проголосовать за понравившуюся ему работу и 7 ноября на финале будет определен победитель. Именно памятник, определенный на финале, будет установлен в Нескучном саду.
На выставке презентовано и масштабное полотно «Избавление от Смуты». Автор восьмиметрового холста – народный художник России Василий Нестеренко. На холсте мастер изобразил битву ополчения Минина под Москвой.
Один из самых дорогих экспонатов, демонстрируемых на выставке художественно-производственным объединением «Софрино» РПЦ, митра из драгоценных камней и серебра. Как сообщила заместитель начальника отдела сбыта «Софрино» Екатерина Штыркова: почти все, представленные на экспозиции иконы или виды облачения, - ручная работа, созданная по индивидуальным проектам.
Академик Сергей Карелин из Санкт-Петербурга привез показать «Часы для планеты Земля». На циферблате всего пять делений, а стрелка передвигается раз в миллиард лет. Эти часы показывают, сколько осталось до конца света, рассказывает член союза художников России. Сделаны часы из нейзильбера – искусственного серебра. В отделке использовались цирконы, рубины и бриллианты. Цель данной работы – продемонстрировать отсчет времени от геологического рождения планеты до ее неизбежного конца. Эти часы художник создавал в течение 20 лет. Кроме того, он привез коллекцию «Русь Святая» из 48 предметов.
- Коллекция имеет церковное направление, скоро как раз 400 лет дому Романовых, в центре крест с изображением семьи Романовых, вокруг шкатулки, перстни, кольца, - рассказывает Сергей Карелин. – Все сделано из нейзильбера – новое серебро, изобретенное в конце XIX века в Германии. Мой любимый материал.
Выставка будет открыта до 8 ноября. Каждый день в 10.00 у чудотворной иконы будет проводиться молебен.