«Любящий вас священник Константин Аггеев»

Фото: gazetakifa.ru
Из писем будущего священномученика

150 лет назад, 28 мая 1868 года, в селе Лутово Богородицкого уезда Тульской губернии в крестьянской семье родился будущий протоиерей Константин Аггеев. Благодаря своим способностям и помощи местного священника Константин был принят в духовное училище, окончил Тульскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. Служил в Польше, в Киеве, а с 1903 года – в Петербурге. Активный член Братства ревнителей церковного обновления, он стал инициатором важнейшего дела – объединения столичных учителей Закона Божьего для преподавания поновому, без зубрёжки и схоластики. Отец Константин разработал программу, основанную на живом слове Евангелия и своей целью считал помочь ученикам узнать и полюбить живого Христа.

Мы публикуем выдержки из писем, которые в 1903-1905 годах писал отец Константин своему другу профессору Киевской духовной академии П.П. Кудрявцеву. Именно в эти годы созревал и обретал формы кружок 32-х петроградских священников, со временем родившийся в Братство ревнителей церковного обновления. Однако помимо кружка отец Константин занимался самой разнообразной церковной деятельностью.

 

4 ноября 1903 г., Петербург. Во второй половине Смольного законоучителем состоит некто о. Егоров, почти мой сверстник по летам. Мы с ним как будто двойники по своим педагогическим взглядам. Видимся ежедневно и ведём нескончаемые беседы... Егоров втянул меня в свой интимный кружок, куда мы собираемся еженедельно для беседы. Главою нашего кружка состоит редкой учёности и ума человек Николай Петрович Аксаков, автор «Духа не угашайте» – удивительный знаток святоотеческой литературы, – личный друг Вл<адимира> Соловьева...

 

9 марта 1904 г., Петербург. Завяз я совсем в наши «собрания» и не жалею о том. В настоящее время у нас 12 «зал», где поочерёдно ведутся домашние беседы. «Счастливее меня на свете нет», – говаривал Аркадий. Благодаря именно такой «звезде» своей я быстро занял в наших собраниях видное место, и около меня образовался, думаю, наиболее симпатичный кружок молодых иереев и некоторых светских людей...

По понедельникам в «Русском Собрании» под председательством пресимпатичнейшего А.В. Васильева 1 , человека духа Хомякова, открылся ряд вечеров – обмен мнений по вопросу о Церкви и интеллигенции.

А<фанасий> В<асильевич> просил меня принять участие: он был на моём маленьком докладе. На прошлой неделе и вчера я был и вчера произвёл немалый шум отсутствием, по твоему выражению, корректности – разумеется, в своей речи. Мы наслышались от Соколова и Преображенского 2 множества сыскного характера обвинений против интеллигенции, – говорили они это против Тернавцева, бывшего тут же.

Вчера о. Михаил и я выступили с отповедным словом. Народу было очень много. Я выставил принцип – усердным апологетам Церкви нужно знать христианский принцип – не суди людей за то, что они не сделали, а благодари за то, что сделали. Задумались ли над этим наши обвинители?.. Одобрение получил немалое. А некоторые виды проявлений последнего особые даже: проф. М<едико>Х<ирургической> Академии попросил позволения быть всей своей семьёй моими духовными детьми. У него умер духовник. И вот он ищет и нашёл...

В Русском Собрании есть дурные экземпляры, и слушаешь иногда дурную по тону чушь, но много слышишь и хорошего: привлечением более «свежих» элементов и можно, по мысли Васильева, освежать атмосферу.

 

17 октября 1904 г., Петербург. Моё посещение А.П. Рождественского, редактора «Ц<ерковного> В<естника>», было очень успешно. <...> Ал<ександр> П<етрович> нашёл во мне по своему редакторскому, как он выразился, чутью «полезного сотрудника» и просил меня войти в состав писателей передовых статей от имени Редакции. Этим статьям он придаёт большое значение и <не> хотел бы без них выпускать номера...

Открылись у нас очень знаменательные пастырские собрания с благословения М<итрополита> Антония и под предс<едательством> еп. Константина. Я предполагаю писать о них в «Руков<одстве> для с<ельских> п<астырей>». Первое собрание было посвящено вопросу – что такое приход? Был Папков. Кирилл [еп. Константин] предложил Горчакову, как непререкаемому авторитету, высказать своё мнение . Он начал: приход есть учреждение, установленное и т. д. Тут-то и пошёл раздел. О. Чельцов – молодой проф. Инжен<ерного училища> – заявил, что да, до сих пор это так, потому-то прихода у нас и нет: «"Учреждение" – самое слово показывает, что при таком определении всё дело в указании свыше, проще говоря – от начальства. Нет, приход, примерно, – братство, собравшееся для того-то...» Другой иерей указал на то, что ныне миряне совершенно игнорируются в приходе, т. е. поддакнул Чельцову. Вывода определённого не сделали, несмотря на большинство сторонников современного «статус кво»...

Но какой совершенно новый тон речей даже и у нас! – Свобода мнений. – Мы созваны, чтобы откровенно высказывать свои мнения и т. п., – вот что не раз слышалось в зале заседаний.

 

27 января 1905 г., Петербург. Спешу, дорогой Пётр Павлович, перекинуться несколькими словами. Вопрос о свободе совести решён в утвердительном смысле. Полная свобода раскольникам и инославцам... Мы можем только радоваться такому освобождению церкви от вопиющей неправды... В каком смысле решён будет вопрос о свободе печати, ты уже знаешь из газет... Сегодня-завтра у нас непрерывные совещания частного пастырского кружка. На днях созывает Аксаков по вопросу о журнале и даже газете.

 

30 января 1905 г., Смольный. Сейчас только с лекции. Говорил о значении религии в жизни человека... Успех очень большой. Ожидал 20-30 человек; пришло свыше 300. Свободных мест не было. Проводили долго не смолкавшими восторженными аплодисментами. Ожидается, помимо личного тщеславия, что очень важно, – дальнейшее развитие дела. Я сказал ученикам, что всегда к их услугам. Были почти все директора и несколько учителей.

Вторая радость. Был у меня Неплюев. Меня не застал, но я виделся с ним на Христианском содружестве. Он идёт навстречу нашим мечтам о журнале. Даёт средства. 6-го февраля у него заседание пяти человек. Кроме меня будут – Петров, о. Михаил, Слободской, Егоров и Колачев. Я, вероятно, возьму роль одного из редакторов. В состав редакции без твоего предварительного разрешения ввожу и тебя, на манер Булгакова в «Вопросах Жизни».

 

8 февраля 1905 г., Петербург. Пишу тебе, дорогой Пётр Павлович, пока краткое письмо. 6-го было у нас маленькое заседание у Ник<олая> Ник<олаевича> Неплюева. Журнал почти решённое дело. В апреле Н<иколай> Н<иколаевич> окончательно даёт ответ. Предлагаем еженедельный в три печатных листа орган вроде бывшего «Ц<ерковно>-О<бщественного> вестника» под заглавием «Вера и жизнь». Ещё раньше нас Н<иколай> Н<иколаевич> думал начать издание органов своего Трудового братства. Теперь будет общий орган с отделом «Христианские организации – на Западе и у нас», в который Трудовое братство Ямпольское войдёт со своими изданиями...

Цель поездки Неплюева – организация христианских союзов на той или другой почве.

14-го Н<иколай> Н<иколаевич> читает, или лучше – беседует, у меня в кругу 30-40 слушателей, людей нашего кружка и будущих деятелей нашего содружества.

 

15 февраля 1905 г., Петербург. Дорогой Пётр Павлович!

Вчера совершилось важное событие, могущее отразиться большими последствиями. Мы были у митрополита 3 в количестве 21 человека. М<итрополит > пригласил к беседе трёх викариев – Кирилла, Сергия и Антонина 4 . В виду важности дела постараюсь описать тебе протоколярно.

Принимаем благословение. Среди нас ни одного протоиерея. «Все, – говорит Владыка, – молодые». Сели. Открываю по заранее составленному плану беседу я. «В<аше> В<ысокопреосвященство>! 11 февраля мы – группа свящ<енников> – просили нас принять. Ныне имеем честь предстать пред Вами. Считаем своим долгом сказать, что среди нас нет многих согласных с нами во взглядах: мы не собирали внушит<ельного> количества. Я лично, недавно служивший в двух других епархиях, свидетельствую, что и там немало лиц, которые готовы будут подписаться под нашими взглядами. Усердно просим: оцените наши пожелания не количеством или качеством лиц, представляющих их, а существом дела, внутренней истиной. Юны мы, как изволили Вы выразиться, и малы, но да совершится на сей раз хвала Богу, Высочайшей Правде – из малых и юных уст!»...

Вступает о. Слободской: – Мы не свободны. Синод наш – раб светской власти. По существующему узаконению – фактически подтверждаемому – постановления наших иерархов, не доложенные Государю обер-прокурором, остаются недействительными. Наш оглавляющий Ц<ерковный> иерарх не имеет права доступа пред Государем. Такое ужасное положение Центрального Церк<овного>Управления отражается тяжело на всей церковной жизни. Чего не коснись, во всём мы должны озираться на Литейный, где живет О<бер>-пр<окурор> и его товарищ. В Комитете министров нашу церковь представляет не лицо священника, а мундир. И ныне, когда все винты нашей государственной жизни развинтились и когда мы накануне коренной реформы нашей госуд<арственной> жизни, мысль наша – о церкви и её реформе. Кто же скажет о них? Просим собора всероссийского. Пусть идея соборности прежде всего найдёт место там, где она издавна имела его... Вступаю я: «Великую рану нашей церкви составляет разрыв иерархов с иереями и мирянами. Епископы наши в деле управления церковного совершенно игнорируют нас. Разрыв этот простирается и на мирян. Просим Собора, но такого, какой был в древней церкви, где бы представлялась вся церковь...» Сам М<итрополит > говорит очень откровенно и совершенно по-братски. «В предстоящих занятиях особых совещаний предстоит рассуждение о реформе церкви. Я буду там. И благодаря вам многие вопросы шире и иначе освещаются у меня. Спасибо. Я совершенно благословляю ваши собрания... Нам нужно организоваться. Я прошу, хотя раз в месяц, собираться у меня для такой же совершенно откровенной беседы. Просим к тому же и наших викариев».

 

22 апреля 1905 г., Петербург. Вчера, дорогой Пётр Павлович, просидели вчетвером над редакцией второй нашей записки о составе собора... Центр тяжести – Слово Божие и Церковная История. О канонах ни разу не упомянуто...

Современные условия жизни – епископ не ограничен: он не выборный и по статистике (ужасная) некоторые в 10 лет меняли 7 епископий!.. Итак, созвание собора из одних епископов грозит расколом Церкви, и такие соборы останутся лишь съездами...

 

9 мая 1905 г., Петербург. На днях пойду благодарить Митрополита за крест, данный мне, конечно, по его инициативе. К слову: он наградил вне очереди даже всех главарей кружка – Лахостского, Слободского, Чельцова, Егорова – скуфьёй раньше меня.

 

10 мая 1905 г., Петербург. Сегодня готовлю... доклад о неотложных нуждах наших для передачи в Царское Село... Передаю и обе наши записки. В докладе ставлю вопрос о необходимости немедленной организации союзов православия, объединённых между собою свободою сношений. Прошу только о том, чтобы оставлена была мысль о таких союзах, председателями которых делается начальство: из этого, пишу, ничего не выйдет. Что вышло из пастырских собраний в П<етербурге> и Киеве, кроме траты времени?

Нужны свободные организации священников и мирян. Пишу далее о неотложной необходимости широкой литературной деятельности в противовес атеистической пропаганде. Всякие ограничения нас в этом отношении послужат только ко вреду Церкви...

 

Церковь Александра Невского при Смольном институте, где служил о. Константин Аггеев. Закрыта в 1917 году. Ныне здание занято администрацией Петербурга, в помещении, разделённом межэтажными перекрытиями, размещена библиотека

14 ноября. Вопрос о журнале, которому мы даём новое название «Свобода и Религия», окончательно решён положительно... Первый № выйдет в самых первых числах декабря. На днях печатается проспект органа и будет опубликован в самых широких размерах. Объявл<ение> начинается: «Свобода и Религия» (Орган христианского возрождения и христианской политики. В редакции принимают участие А.В. Карташёв, свящ. К. Аггеев и проф. С.Н. Булгаков). С<ергей> Н<иколаевич> настоял на этом: «Теперь нужно открыто выставить единение духовенства и интеллигенции – того требует исторический момент» (Какая вера глубокая у С<ергея> Н<иколаевича>). Нам всем бы такую! Кн. Е. Трубецкой

присылает статью для первого №: «Памяти Вл. С. Соловьева». Разве с такими людьми нельзя дела сделать!..

 

7 декабря 1905 г., Смольный. Сообщаю горькую весть: журнал наш пока не увидит света. Сытин, по его словам, почти банкрот...

Вот уже несколько дней нахожусь под впечатлением несколько новой общественной работы. Я писал тебе, что я время от времени ходил в близлежащую фабрику беседовать в обществе трезвости. Аудитор<ия> человек в 500. Вся фабрика 12 000 ч<еловек>. И всегда удивительно удовлетворённое состояние выносишь оттуда...

О<тцы> Чельцов, Рудинский, я, Фомин, Егоров открыли «митинги» с народом в другом пункте в центре Сенного базара. Там есть дом Трудолюбия, который предложила нам Дума. Прекрасный зал. Вчера был второй опыт. Могли придти те же, Чельцов и я. Сначала говорил Чельцов – о Еванг<ельских> блаженствах. Затем я о богатстве и бедности применительно к Евангельскому чтению прошлого воскресения. В перерывах общее пение. Затем предложил самим слушателям – большинство рабочие - выйти на кафедру. Нашлись, и началась беседа. И о духовенстве, и о пьянстве. Удивительно хорошо прошло. Было около 300 ч<еловек>. А в следующее воскресенье придёт вдвое больше. Нам еле позволили окончить беседу.

 

24 февраля 1906 г., Петербург. Дело наших бесед в доме Трудолюбия разрастается до грандиозных размеров. Большая зала битком набита народом, полна и лестница. Писал ли я тебе, что мы открыли в том же доме Воскресную школу? Заведующим состою я, а моими сотрудниками – бывшие ученицы.

 

27 февраля 1906 г. Вчера утешили меня рабочие с Московской заставы. Некоторые из них ходят к нам на беседы – это за 4-5 версты. И главный из них сообщает, что заводчики и рабочие собрали немедленно 3500 подписей о назначении меня к ним настоятелем в виду предложенного М<итрополитом> Антонием ухода теперешнего настоятеля за полную бездеятельность. Район рабочий огромный. Я просил прекратить подписку, благодарил и обещал работу у них (организацию чтений, школ и бесед). Убеждаю настоятелем идти Чельцова. С осени придётся свою армию направлять туда. Они сняли большой зал, открываются приюты и др<угие> бл<аготворительные> учреждения. А директор сегодня говорил, что его жена хотела бы вместе со мною в районе нашей гимназии заняться делом народного просвещения.

 

17 марта 1906 г., Петербург Вас<ильевский> Остр<ов>. 6 л<иния>. 15. Дорогой Пётр Павлович! Живу как в раю: точно первые годы священства. Сейчас из церкви после исповеди. Было 100 человек. Утренняя служба, вечерняя – похвала Богородице и исповедь, – и ни малейшей усталости. Спать не хочется, решил написать тебе несколько строк. Прихожане начинают «льнуть» ко мне. Как мало нужно для этого. Пришлись больше по сердцу – мои проповеди и, м<ожет> б<ыть>, больше всего говоримые неопустительно пред исповедью. Во время исповеди не paз узнал, что действенны они – и это на интеллигенцию.

***

К сожалению, не сохранились личные письма о. Константина после 1907 года. Известно, что он был членом Предсоборного присутствия, участником Поместного собора 1917-1918 гг. (на общих заседаниях второй сессии собора он был одним из докладчиков Отдела о духовно-учебных заведениях). В 1919 году он получил увольнение из Петроградской епархии, переехал на юг России. Из расстрельных списков известно, что 6 января 1921 года (24 декабря 1920 года) в навечерие праздника Рождества Христова, в возрасте 53 лет отец Константин вместе со своим 23-летним сыном был расстрелян большевиками.

Фрагменты писем о. Константина Аггеева приводятся по изданию «Братство ревнителей церковного обновления (группа "32-х" петербургских священников, 1903-1907): Документальная история и культурный контекст»

Материал подготовила Анастасия Наконечная ----------------------

1 Афанасий Васильевич Васильев (1851-1929) – государственный и общественный деятель, публицист неославянофильского направления, член-учредитель и член совета Русского собрания; один из редакторов-издателей журнала «Русская беседа », в 1890-1893 гг. редактор журнала «Благовест».

2 Павел Ильич Соколов – протоиерей, и. о. председателя Училищного совета при Св. Синоде, председатель издательской комиссии Совета. Иван Васильевич Преображенский – начальник III отдела канцелярии обер-прокурора Св. Синода.

3 Митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский).

4 Речь идёт о епископе Гдовском Кирилле (Смирнове; 1863-1937), епископе Ямбургском Сергии (Страгородском; 1867-1944), епископе Нарвском Антонине (Грановском; 1865-1927).

Кифа № 5 (237), май 2018 года

 
По теме
140-летие Воскресенского храма села Ашитково - Московская Епархия 17 июня епископ Зарайский Константин возглавил торжества, посвященные 140-летию Воскресенского храма села Ашитково Воскресенского района и памяти мучеников Николая Голышева, Александра Минервина, Алексия Никитского,
20.06.2018
Наталия Игнатович рассказывает о Крестовоздвиженском братстве Николая Неплюева на телеканале «Союз» Сотрудник кафедры церковно-исторических дисциплин СФИ Наталия Игнатович рассказывает о Крестовоздвиженском трудовом брат
18.06.2018
 
Не указано - Богоявленское благочиние г. Москвы 9 января 2019 года, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию свт.
20.01.2019
 
Не указано - Богоявленское благочиние г. Москвы 18 января, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Высокопреосвященнейший Арсений, митрополит Истринский, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами города,
20.01.2019
Не указано - Богоявленское благочиние г. Москвы 18 января 2019 года, в канун праздника Крещения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы.
20.01.2019
Купель по традиции обустроили на Дворцовом пруду. После крестного хода настоятель храма Троицы Живоначальной митрополит Сергий совершил обряд освящения проруби, которую называют Иорданью — по имени реки,
19.01.2019
 
Купель по традиции обустроили на Дворцовом пруду. Фото: Роман Балаев - Звездный бульвар Корреспондент «ЗБ» побывала на празднике Крещения на Дворцовом пруду в Останкине Купель по традиции обустроили на Дворцовом пруду.
19.01.2019
В праздник Крещения Господня Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий совершил Литургию в Киево-Печерской лавре и освящение вод Днепра - Московский Патриархат РПЦ 19 января 2019 года, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,
19.01.2019
 
Около 180 тыс человек приняли участие в крещенских купаниях в Подмосковье - MosDay.Ru В Московской области порядка 180 тысяч человек приняли участие в крещенских купаниях, что на 42% больше, чем в прошлом году, говорится в сообщении пресс-службы вице-губернатора Подмосковья Дмитрия Пестова.
19.01.2019
Около 270 тысяч москвичей приняли участие в традиционных купаниях на Крещение Господне - MosDay.Ru Руководитель столичного департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Владимир Черников назвал приблизительное число москвичей, которые приняли участие в купании в купелях на Крещение.
19.01.2019
Группа «работала» с начала прошлого года Жертва лжекоммунальщиков/Сергей Корсун Организованную преступную группу аферистов, которая обирала пенсионеров, задержали останкинские оперативники.
18.01.2019 Звездный бульвар
Причина возгорания устанавливается Ликвидация пожара/ МЧС СВАО В Северном Медведкове горели гаражи, расположенные на стоянке МГСА в Полярном проезде, 41.
17.01.2019 Звездный бульвар
20.01.2019 г. Неделя 34-я по Пятидесятнице, по Богоявлении в храме великомученицы Екатерины на Всполье - Храм св. вмц. Екатерины Сегодня, 20 января 2019 года настоятелем храма великомученицы Екатерины на Всполье, протоиереем Даниилом Андреюком была отслужена Божественная литургия.
20.01.2019 Храм св. вмц. Екатерины
Не указано - Богоявленское благочиние г. Москвы 18 января, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Высокопреосвященнейший Арсений, митрополит Истринский, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами города,
20.01.2019 Богоявленское благочиние г. Москвы
Не указано - Богоявленское благочиние г. Москвы 9 января 2019 года, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию свт.
20.01.2019 Богоявленское благочиние г. Москвы
В Тверской епархии прошёл семинар в необычном, новом формате с участием митрополита Тверского Саввы и мирян, членов Преображенского братства В президиуме: председатель Боголюбского братства Андрей Васенёв,
18.01.2019 Газета Кифа
БАЛ ПРЕССЫ-2019 - Московская правда 18 января в банкетном зале гостиницы «Метрополь» прошел традиционный, 28-й Бал прессы, организованный Союзом журналистов Москвы ко Дню Российской печати.
20.01.2019 Московская правда
МЧС предупреждает о снеге, метели и порывах ветра до 17 м/с - Molnet.Ru Водителям рекомендуют значительно снизить скорость движения, увеличить дистанцию от впереди идущих транспортных средств и избегать внезапных маневров, а также парковаться вдали от деревьев и слабо укрепленных конструкций.
20.01.2019 Molnet.Ru
Актер Сергей Проханов. Фото: Наталия Нечаева Актер Сергей Проханов. Фото: Наталия Нечаева Народный артист России, художественный руководитель московского Театра Луны Сергей Проханов считает,
17.01.2019 Москва.Центр
Первый сезон МХТ им. Чехова под руководством Сергея Женовача подошел к своей середине с целой коллекцией замечательных спектаклей, премьеры которых одна за одной прошли на Основной и Малой сценах театра.
17.01.2019 Московская правда
Первая тренировка в Дохе - ФК Спартак Москва фото 1 из 31 Сегодня во второй половине дня красно-белые прибыли в столицу Катара, где пройдет второй сбор в рамках подготовки к возобновлению сезона.
19.01.2019 ФК Спартак Москва
Спортинвентарь  предоставят участникам на месте соревнований Биатлон/Фотобанк В воскресенье, 27 января, на стадионе «Свиблово» пройдет масштабное спортивно-праздничное мероприятие,
18.01.2019 Звездный бульвар
8 января 2019 года. Футболистам команды «Смоленка» Александру Рогачеву, Евгению Шапиро, Артему Урсулу (первый ряд, слева направо), Петру Козину, Александру Шапиро, Михаилу Белохонову (второй ряд,
17.01.2019 Москва.Центр
Полицейскими Молжаниновского района за 2018 год было выявлено более полутора тысяч административных нарушений, которые касались мелкого хулиганства, нарушений миграционного и антиалкогольного законодательства.
18.01.2019 Молжаниновский район САО Москвы