Тверская Московия часть 1-я.

Молодёжный Дистанционный Университет Знаний

                   Эхо пушкинской эпохи

             

Вёрсты и были Большого Тверского тракта

                       

     

   …У деревни Чёрная Грязь есть собственный герб;  вот его описание: «Герб представлен в виде голубого щита с черной оконечностью, говорящей о

названии деревни. Посреди щита установлен столб верстовой, отражающий то, что через деревню пролегал тракт Москва – Петербург, а ныне Ленинградское шоссе. По сторонам от столба расположены  2 почтовых рожка, напоминающих о том, что в деревне была первая от Москвы почтово-ямская станция, о чем говорит надпись на столбе  «32 версты от Москвы». Голубой цвет щита символизирует цвет почты. В верхней части щита башня Московского Кремля, означающая, что деревня расположена в Московской области».

Пустошь Чёрная грязь упомянута в писцовых книгах за 1633 год. Сельцо Черногрязь, Черногрязская  вотчина   называются в более поздних источниках.

В имении «Черная Грязь»  прошли детские годы Антиоха Кантемира. «Чёрная

Грязь» -  одна из глав радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву».

Топоним Черная грязь  встречается несколько раз  у А.С. Пушкина. Почтово-ямская станция Черная Грязь принимала и отправляла  многих  знаменитостей.

 … Московско-Тверской тракт… Большая Тверская дорога… В есенинской «Песне

 о великом походе» есть строки: «По Тверской-Ямской Под дугою вбряк

С колокольцами Ехал бедный дьяк. На четвертый день, О полднёвных пор,

Прикатил наш дьяк Ко царю на двор…».

      …Большая Москва, её пригороды, окрестности, «тверские»  горизонты…

Вёрсты и были Большого Тверского тракта…

…Над отороченной лозняками-красноталами и ракитами  задумчивой  Шошей

плывут звоны колокольные:

      - Донн… донн…  донн…

      Юрьево-Девичье. Конаково…Старое Завидово. Новое Завидово. Низовка.

Городня-на-Волге.  Архангельское. Никитское…

      - Донн… донн… донн…

      Древнейшая земля Тверская…  Горбасьево, Данилово, Дулово, Козлово,

Тешилово… - «И современники и тени в тиши бедуют со мной.Сильнее стало

ощущенье шагов Истории самой»…

      - Донн… донн… донн…

      Движение жизни… Воспитание историей… Юрятино, Новенькое, Заборье,

Рождественно, Глинники, Карачарово… - «Кругом родные всё места…» -

московско-тверские  «украины»-окраины.. Некогда здесь перекрещивались,

перевёрстывались пути-перепутья от  шляхов, сакм, трактов, грунтовок,

каменок-шоссеек; набатные звоны   будили  Правобережье, Левобережье, сёла,

      деревни, селища, погосты, городища.

Русь  московско-тверская, былинная, глубинная,  лесо-степная, деревянная

(«Хорошо в теремах изукрашено: На небе солнце – в тереме солнце, На небе

 звёзды – В тереме звёзды, На небе заря – в тереме заря И вся красота

поднебесная»).

   Проводивший археологические изыскания на северо-западе Московско-

Тверского края Николай Константинович   Р е р и х (1874-1947), возвратившись из

             села Мшенцы ( что под городом Бологое), записал: «Точно неотпитая  чаша стоит Русь…

Полный целебный родник… самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждёт».

             «Р у с ь   в е р и т   и   ж д ё т»…Рериховские образы-метафоры перекликаются

со словами одного из древних памятников отечественной словесности («Светло-светлая

и красно украшенная земля Русская! И многими красотами дивишь ты: озерами многими,

дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими,

дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными,

городами великими, селами дивными, садами монастырскими, домами церковными и

князьями грозными, боярами честными, вельможами многими – всего ты исполнена,

            земля Русская…»).

Тверские, конаковские, юрьево-девичьи, верхневолжские  «глубинки». «Земли

родной минувшая судьба»…Воспитание  историей…  «И современники и тени в тиши

беседуют со мной. Сильнее стало ощущенье шагов Истории самой»…

 

                                               «И пусть это будет Конаково!..»

 

   В 30-ые годы минувшего столетия по инициативе Максима Горького началось

создание «Истории деревень»,  «Истории городов». Талантливые литераторы  и журналисты,

известные культурологи и краеведы  с творческим рвением включились в работу. Появились

публикации в региональной  и центральной периодике; выходили книги, брошюры, буклеты.

Среди маститых авторов – Леонид Максимович Леонов, написавший очерковую книгу «И

пусть это будет Рязань!..»   Кстати сказать,  среди исторических личностей, оказавшихся в

поле зрения  Л.Леонова, - уроженец Тверского края Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин,

государственная и творческая деятельность которого протекала в Рязани, Твери.

      В русле леоновской художественно-документальной традиции назовём   наше

очерковое  эссе «И пусть это будет Конаково!..»  «Погружение» в глубины истории

позволяет наметить перспективы и горизонты современного цивилизационно-

культурологического процесса.

         Из различных источников: «…Этот человек в конечном итоге создал мощнейшую

 фарфоровую империю…»; «…слава о  продукции «Товарищества Кузнецова»  гремела по

всему миру»; с 1872 года он получил право клеймится двуглавым имперским орлом; он

имел звание «поставщика двора его императорского величества»; высоким спросом

пользовалась  кузнецовская  продукция (фарфор, фаянс, полуфаянс, майолика) в Западной

 Европе и на Востоке – от Балкан  и Турции  до Персии.

      «В художественном фарфоре дан какой-то предел и изощренности и ограниченности

человека.  Как море, на которое вылито масло, успокаиваются бури искусства, затихают

раздиравшие его страсти…»,- говорил Георгий Иванов, даровитый поэт Серебряного века.

«Секреты»  технологии : «Сначала мастер покрывал тонким слоем краски всё

   изделие, затем расчищал белые полосы-резервы, которые оставлял для росписи. Для

отделки дорогой посуды использовали золото: яркое, полированное и матовое с большим

 содержанием драгоценного  металла. Гравировка твёрдым агатом. И тогда «читалась»

каждая деталь яркой росписи, тонкий узор рисунка, красивый орнамент».

                  Отбирались работницы-крестьянки, наделённые художественным вкусом. На

кузнецовской фабрике  некоторое время работал М.А. Врубель.  Ему принадлежит

эскиз  декоративного блюда по мотивам «Садко»

      Биография Матвея Сидоровича Кузнецова весьма примечательна и поучительна. Он

родился  2 (14) августа  1846 года. Умер 9 (22) февраля 1911 года.15-летним отроком

направлен был он в Лифляндию осваивать азы коммерческого мастерства; окончил

 престижное коммерческое училище в Риге; ревностно занимался затем (уже на

государственной службе) вопросами довольно основательными, а именно – разработкой

 ставок  железнодорожных тарифов и таможенных пошлин.

      Отец его, озаботившись слиянием капиталов, породнился  с весьма состоятельным

человеком,  рано женив сына на купеческой дочери Н.В. Митюшиной. От брака этого

 у них родилось семеро сыновей и дочь.

      В 1870 году Матвей Сидорович приобрёл один из лучших в стране заводов в селе

Конаково (?) Тверской губернии… 7 тыс. рабочих создавали  уникальные произведения

 фарфорового искусства  Особенной славой пользовались столовые сервизы, украшенные

растительным  орнаментом.  Художники создали сервиз для одного из царских дворцов.

В 1889 году было учреждено «Товарищество  производства фарфоровых и фаянсовых

изделий  М.С. Кузнецова».

      «Кофейник, сахарница, блюдца, Пять чашек с узкою каймой На голубом подносе

жмутся, И внятен их рассказ немой: Сначала тоненькою кистью Искусный мастер от

 руки, Чтоб фон казался золотистей, Чернил кармином завитки. И щеки пухлые румянил,

Ресницы наводил слегка Амуру, что стрелою ранил Испуганного пастушка».

      «И вот уже омыты чашки Горячей, тёмною струёй. За кофием играет в шашки

Сановник важный и седой. Иль дама, улыбаясь тонко, Жеманно  потчует друзей. Меж

тем, как умная болонка На задних лапах служит ей».

      «И стольких губ и рук касалось, Причудливые чашки, вас, Над живописью улыбалось

Изысканною – столько глаз».

      К «кузнецовскому фаянсу» ( а затем к «конаковскому фаянсу») имеют прямое

 отношение именитые художники И.Г. Фрих-Хар, В.А. Фаворский, И.С. Ефремов,

 С.Д. Лебедева.

      «И всех, и всех давно забытых  Взяла безмолвная страна, И даже на могильных

плитах. Пожалуй, стёрты имена, А на кофейнике пастушки По-прежнему плетут венки;

 Пасутся  овцы на опушке, Ныряют в небо голубки; Амур не изменяет позы, И заплели

 со всех сторон  Неувядающие розы Антуанеты медальон» (1914-1915).

      Член многих благотворительных учреждений. Гласный московской городской думы.

Выборщик московского Биржевого общества. Поставщик двора его императорского

 величества. Кавалер-орденоносец.

 

      Радуга над  Юрьево-Девичьим

(исторические горизонты  в  контексте региональной культурологии)

 

   Паромная переправа через Волгу. Дважды в году (из-за ледостава и

 весеннего половодья)          Юрьево-Девичье отрезалось от «большого» мира, от Правобережья.

 Поблизости  приютилась  деревенька Юрятино ( Юрьево-Девичьего сельского совета).

В окрестностях – деревеньки Новенькая, Заборье.

            Белокрылые чайки над волжскими плёсами. Заливные луга с вопрошающими из

 поднебесья чибисами: «Чьи вы? Чьи вы? Чьи вы?»

            Волжане привыкли к комплиментам по адресу великой русской реки. Но всё-таки

какой-то таинственно-волшебной  магией отзывается  из глубин столетий эхо былых

 метафор, былевых уподоблений, изобразительно-выразительной пластики: - «О Волга,

колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я…»…- некрасовское признание. Уроженец

здешних мест  знаменитый «крестьянский поэт» Спиридон Дрожжин  скажет в своей

«Родине»(1871): «Кругом поля раздольные, Широкие поля, Где Волга многоводная –

Там родина моя». Песенно-чарующие  строки посвятит Волге  уроженец ярославско-

тверской земли Иван Суриков ( автор знаменитейших  песен «Что стоишь, качаясь,

тонкая рябина» и «Степь да степь кругом»). «Врезалась в память» волжанам песня

В.П. Богданова «Дубинушка» («И от дедов к отцам, от отцов к сыновьям Эта

песня пошла по наследству; Чуть на лад что нейдёт, так к дубинушке там

Прибегаем как к верному средству: «Ухни, дубинушка, ухни! Ухни, березова,

 ухни! Ух!..»).

Основанная в 1891 году школа, с 1936-го – семилетка, с 1994-го же  -

 полноценная  общеобразовательная средняя.

            В е д а т ь… «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля

поясняет значение этого слова – «знать, иметь о чмлибо сведение, весть, ведомость,

знание». Слово-понятие «в е д е н и е» комментируется им как «знание, познание,

 разумение, сведение, понимание, состояние ведающего».

            Здешние места «запортретированы» в художественно-этнографических

очерках Сергея Васильевича М а к с и м о в а (1831-1901), ценимого Л. Толстым,

 А.Островским,  И. Тургеневым, А. Чеховым. Его книги, по мнению тверитянина

М. Салтыкова-Щедрина, должны стать настольными «для всех исследователей

русской народности». Сам уроженец Верхневолжья С. Проезжий (псевдоним

 Максимова), избранный в 1900 году почётным членом Российской Академии

 наук по отделению русского языка и словесности, Сергей Васильевич говорил:

«Я в самом деле странствовал долго, забирался далеко, видел много и написал

много. В деревню я  унёс свою любознательность, изучал беспомощную нищету,

ласковую и любившую меня с малых лет». Серьёзный краеведческий интерес

 имеют его очерковые книги «Бродячая Русь Христа ради», «Куль хлеба и его

похождения», его  знаменитые «Крылатые слова».

  Юрьево-Девичьи  были и сказы: эхо столетий

«Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то

пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в

отставку, и в Петербург, и на край света», -  подтверждение гоголевскому

наблюдению этнографы и культурологи многократно находили в том же

Верхневолжье.

      В том же Юрьево-Девичьем, в том же  Кузнецове,  во всех этих Калязиных,

Кимрах, Талдомах, Волоках, Жабнах, Погорельцах, Старицах испокон веков

бытовали присловья, пословицы, поговорки о том, как жили-были пращуры:

кровельщики, бурлаки, ямщики, ловцы-звероловы, рыбаки, каменщики,

хлеборобы-землеустроители. Бывалоче предки  рака со звоном встречали, козу

пряником кормили, щуку с яйца согнали, на рогах онучи сушили, на сосну лазили

Москву смотреть. Бывалоче пращуры, дедичи и отчичи  мешком солнышко

 ловили, беса в солдаты отдавали, барана в зыбке качали,  в трёх соснах

заблуждались, соломатой мост обломили;  петуха на канате кормили, чтоб на

чужую землю через межу не перешёл; сено с колокольным звоном встречали,

 а воеводы не заметили; радуга у них ушат воды выпила.
      В том же Юрьево-Девичьем, в тех же  Бродах, Лужках, Озерцах, Лисициных,

Медведухах, Воробьёвых  участники фольклорных экспедиций фиксируют

бывальщины и народно-философские небылицы: как толокном Волгу замесили,

 как телёнка с подковой съели, как в кошеле воду варили, как небо кольями

подпирали, как батьку на кобеля променяли,  как блинами острог конопатили,

как корову в баню тащили,  как хаживали по клюкву, по клюкву, по красную клюкву.

      «Земли родной минувшая судьба»…   Необычайно любопытна и познавательна

 вся эта юрьево-девичья, кузнецовско-канаковская ономастика и топонимика. Одни

названия профессий и ремёсел  поражают воображение:  бортники,  колокольники, 

долбёжники, бревенники, огуречники, колошники, кружевницы, дегтярники, углежоги,

лапотники,  суконщики, камзольники, гусятники, тележники…

 

В Юрьево-Девичьем  чтят Георгия Победоносца

 

Одна из  духовно-архитектурных жемчужин  Верхневолжья – церковь

 Георгия Победоносца  в селе Юрьево-Девичье. «Московский герб: герой пронзает гада. 

дракон в крови. Герой в луче. – Так надо. Во имя Бога и души живой  Сойди с ворот,

Господень  часовой! Верни нам вольность, Воин, им – живот. Страж роковой Москвы –

сойди с ворот! И докажи – народу и дракону – Что спят мужи – сражаются иконы» - это

строки  стихотворения, написанного Мариной Цветаевой 26 апреля 1918 года.

            …В 1611 году здесь был один из сборных пунктов ополчения князя Дмитрия

Пожарского и гражданина Козьмы Минина. В 1812 году здесь концентрировались

оружие  и провиант для  народного ополчения.

            …В ноябре 1941 года здесь проходила линия фронта. Воинам 185-ой стрелковой

дивизии был дан приказ: «Остановить врага в районе села Завидово любой ценой!»

Четыре дня шли кровопролитные бои. Дорога на Конаково и Большую Волгу была

 перекрыта. Здесь совершил подвиг сержант  В я ч е с л а в    В а с и л ь к о в с к и й,

закрывший своей грудью амбразуру вражеского дота; тем самым была обеспечена

 успешная контратака.

            …Уже почти семь десятилетий отделяет нас от дня Победы.  Семь десятилетий

падали  росинки-слезинки с гроздей черёмухи и сирени. Семь десятилетий улетали и

прилетали перелётные птицы. Родившиеся в год Великой Победы достигли пенсионного

 возраста. Неумолимое время… Годы и десятилетия… Тревожно-болевое эхо былого…

Светлые горизонты памяти… Как в журавлиной стае из песенного эпоса Расула Гамзатова

сквозил  «промежуток малый», вызванный потерей птицы, так изо дня в день редели ряды

 тех, кто возвратился с кровавых полей сражений, кто ковал карающий ворога меч победы

 в тылу.

            Могильные холмики… Памятные плиты… Обелиски… Светлая печаль, болевая

Горечь невосполнимых утрат, предчувствие и постижение священного бессмертия великого

подвига ушедших из жизни во имя ныне и вовеки веков живущих соотечественников («Его

зарыли в шар земной, А был он лишь солдат, Всего, друзья, солдат простой, Без званий и

наград. Ему как мавзолей земля – На миллион веков, И Млечные Пути пылят Вокруг него

с боков». Сергей О р л о в).

 Уроки истории… Воспитание историей… Замечательный русский мыслитель И. Ильин

сказал: «Помышляя о грядущей России и подготавливая её в мыслях, мы должны исходить

из её исторических, национальных, культурных и державных основ и интересов. Мы не

смеем ни торговать ими, ни разбазаривать наше общерусское, общенациональное достояние.

Мы не смеем обещать от лица России никому, ничего. Мы должны помнить её и только её.

Мы должны быть верны ей и только ей. Поколение русских людей, которое поведёт себя

иначе, будет обозначено в истории России как поколение дряблое и предательское».

 

Верхневолжско-«хвалынские» вёрсты графа Толстого

 

…С карачевской ярмарки для приходской школы привезли «Азбуку»

графа Льва Николаевича Толстого. Читали вслух толстовскую сказку «Волга

и Вазуза»… - «Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из

 них умнее и кто лучше проживёт. Волга сказала: «Зачем нам спорить, - мы

обе на возрасте. Давай выйдем завтра поутру из дому и пойдём каждая своей

дорогой; тогда увидим, кто из двух лучше пройдёт и скорее

придёт в Хвалынское царство». Вазуза согласилась, но обманула Волгу. Только

что Волга заснула, Вазуза побежала прямой дорогой в Хвалынское царство»…

- «Когда  Волга встала и увидала, что сестра её ушла, она ни тихо, ни скоро пошла

 своей дорогой  и догнала Вазузу. Вазуза испугалась, чтоб Волга не наказала её,

назвалась меньшей сестрой и попросила Волгу довести её до Хвалынского царства.

Волга простила сестру и взяла с собой».

            «Река Волга начинается в Осташковском уезде из болот в деревне Волго. Там есть

небольшой колодезь, из него течёт Волга. А река Вазуза начинается в горах. Вазуза течёт

 прямо, а Волга поворачивает… Вазуза весной раньше ломает лёд и приходит, а Волга

позднее. Но когда обе реки сходятся, в Волге уже 30 саженей ширины, а Вазуза ещё узкая

 и маленькая речка. Волга проходит через всю Россию на три тысячи сто шестьдесят вёрст

и впадает в Хвалынское (Каспийское) море. И ширины в ней в полую воду бывает до

двенадцати вёрст».

            …Корчевский уезд Тверской губернии…  Верхнее Поволжье…  Сразу несколько –

Кузнецовок, Кузниц, Кузнецовых… Починки, сельца, деревеньки, городища, погосты.

Глубинная Русь:   Шоша, Дойбица,  Домкино-Воронуха,  Александрово, Кувшиново, 

Иваньково,  Воробьёво, Калязин, Бежецк, Несколько  Стариц…

            Тверские впечатления отразятся в его незавершенном романе о времени Петра

Первого, в «народных» рассказах, сказах, былях, сказках.

            Географические, этнографические, культурологические координаты толстовского

 романа-эпопеи «Война и мир» также ведут к Верхневолжью, Корчеву, Твери, Волге. В томе

втором по пути в Петербург «в Торжке на станции не было лошадей, или не хотел их давать

 смотритель. Пьер должен был ждать». «Баба  с торжковским шитьем». Тверские «козловые

туфли»…  Писатель использует изобразительно-выразительные детали, связанные с

народными промыслами, возникшими  здесь ещё в 12-13 веках (вышивали золотыми и

 серебряными нитями по сафьяну (обувь, рукавицы и прочее), бархату, сукну и другим

материалам. Верхневолжцы мастерски  изготовляли также лёгкую обувь из мягкой и тонкой

 сафьянной кожи, выделывавшейся обычно из козьих шкур. Изображая «губернскую жизнь»

в 1812 году, писатель привлекает и тверские коллизии (пополнение ополчения в Корчеве).

Анна Андреевна Ахматова, вслушиваясь в тревожное эхо  столетий,  напишет

где-то под Бежецком:                                              

И мнится – голос человека

Здесь никогда не прозвучит,

Лишь ветер каменного века

В ворота чёрные стучит…

            Знаете ли вы, что есть   «т в е р с к о е» стихотворение Анны Андреевны, называемое

«Б е ж е ц к» датированное  26 декабря 1921 года)?  Высочайшее постижение судьбы

 человеческой, глубочайшее проникновение  в сферы духовности, гуманизма, нравственного  и

эстетического идеала:

                        Там белые церкви и звонкий, светящийся лёд,

Там милого сына цветут васильковые очи.

Над городом древним алмазные русские ночи

И серп поднебесный желтее, чем липовый мёд.

Там строгая память, такая скупая теперь,

Свои терема мне открыла с глубоким поклоном:

Но я не вошла, я захлопнула страшную дверь…

И город был полон весёлым рождественским

                                                               звоном.                  

«Над городом древним алмазные русские ночи…»

Движение жизни…  Воспитание историей…  Хождение за три моря

    Афанасия Никитина.  «Бежецкий погром» Ивана Грозного.  Монастыри, помнящие

ополчения гражданина Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Духоподъёмное

слово-завет, слово-напутствие  Сергия Радонежского, Стефана Яворского, Нектария

 Бежецкого, Макария Калязинского, святой Анны  Кашинской.

Бежецк… Молога… Речка Осень… Рыбаки вытащили сетью наконечник

дротика с кремневым вкладышем.  Своеобразное эхо-послание  из эпохи мезолита

 (7 – 6 тысячелетие до нашей эры).

            «Книга глаголемая временник, сии рече летописец русский, и от него же

 времени начат прозыватися русская земля», «О проявлении земли Русскыя от

апостола Андрея Первозванного»… Летописи, старинные фолианты… - «дивно

видех землю Словеньскую, идущу ми семо видех бани деревяны, и пережгуть

камение и будеть румяно, и идуть в ню, и совлекутся и будут нази, и обливаются

квасом кислым, и возьмут на ся прутие младое, и биются сами, и на камение

льють  воду, и того ся добьють едва излезуть али живи, и обливаются водою

студеною, и тако оживуть; и то творять по  вся дни не мучими никым же, но

сами ся мучать, и то творять омовение себе, а не

мучение».

Движение жизни…  Воспитание историей…Возникновение летописания в

Твери восходит к постройке здесь в 1285 г. главного храма княжества –

белокаменного собора Спаса Преображения. Серьёзной основой  для изысканий

культурологов-краеведов  служат Тверской сборник и Рогожский летописец. Самый

ранний  тверской летописный свод означен 1305 годом; составлялся он при дворе

тверского князя Михаила Ярославича, первого «великого князя всея Руси»,

 занимавшего великокняжеский стол во Владимире с 1305 по 1317 год. Данный свод,

пополнявшийся и перерабатывавшийся при жизни Михаила Ярославича,

  Лёг в основу свода 1319 года, законченного уже после кончины великого князя.

 В свою очередь  уже этот свод был использован при составлении в Твери

Великокняжеского свода 1327 года (при князе Александре Михайловиче Тверском).

 Уникален свод 1373 года. В классику древнерусской литературы входит «Повесть

о Михаиле Ярославиче Тверском» ( конец 1319-начало 1320 г.). Большое

 познавательное и воспитательное   значение имеет «Послание архиепископа

новгородского Василия ко владыце тферскому Феодору о рае» (1347).

            После разгрома Твери в 1375 году Дмитрием Донским в ходе феодальной

войны  1368-1375 гг. Москвы с Тверью тверское летописание, плодотворно

развивавшееся и   процветавшее в 60-70-х гг. Х1У столетия, прерывается. Вместе

 с тем оно уже в 1382 г. возобновляется.  Весом и поучителен тверской летописный

свод епископа Арсения (1409). «Слово  похвальное великому князю Борису

Александровичу» инока Фомы  отразило нравственно-духовные искания  эпохи,

проповедовало идею создания  единодержавного Русского государства.

Сообщая об обручении сына Василия, будущего Ивана 111, с дочерью Бориса,

инок Фома восклицает: «И москвичи же радовавшееся, яко учинися Москва

Тферь, а тферичи радовашася, яко же Тферь Москва бысть. Но два государя

 воедино совокупишася».

      Воспитание историей…    Александр Сергеевич Пушкин, уроженец Москвы,

многократно бывавший на   древней тверской земле,  размышлял: «России

определено было высокое предназначение… Её необозримые равнины

 поглотили силу монголов и остановили   их нашествие на самом краю Европы;

варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились

на степи своего востока. Образующееся просвещение было  спасено растерзанной и

издыхающей Россией…»

Краеведческая библиография, туристическое источниковедение… Например,

та  же  знаменитая повесть  ХУ11 столетия, вошедшая в золотой фонд классики, -

«Калязинская челобитная»:   монахи Калязинского мужского монастыря бьют

Челом и ищут справедливости у архиепископа Тверского и Кашинского  Симеона.

 

 

 

 

 

 

 

                                        Тверитянину посвящен

                                    великий роман  А.С. Пушкина

 

      В 1828 году опубликованы 2-я, 4-я и 5-я главы  «Евгения Онегина»

 с посвящением Петру Александровичу  П л е т н ё в у. В 1833 году

  роман появился  уже отдельным изданием с посвящением П.А. Плетнёву

 (1792-1866). В альбоме  П.И. Киппена есть собственноручная плетнёвская

запись о дате и месте рождения: Тверь,  август 1792 г. Первоначальное

 образование он получил в Тверской духовной семинарии. В 1810-1814 гг.

продолжил образование в Педагогическом институте.

      Блестящие педагогические способности позволили ему преподавать в

Екатерининском и Патриотическом институтах, в военных учебных

заведениях. Сам Василий Андреевич Жуковский  рекомендует его

преподавать  (с 1828 года) изящную словесность наследнику престола

Александру 11 и великим княжнам. С 1832 по 1849 гг. (уже в качестве

профессора русской словесности  Петербургского университета) Пётр

Александрович читает лекции в Педагогическом институте. С 1840 по

1861 гг. он – ректор Петербургскогоуниверситета. С 1841 г. он – в составе

Петербургской академии наук.

      В «Литературном вечере у П.А. Плетнёва» И.С. Тургенев так аттестует

 его: «Это был наставник старого времени, словесник, не ученый, но по-своему

мудрый». Среди его учеников также – П.П. Ершов, Н.А. Некрасов.  Тверитянин

творчески контактировал со многими крупными деятелями своей эпохи

(К.Н. Батюшков, Н.В. Гоголь, Ф.Н. Глинка, Н.И. Гнедич, А.А. Дельвиг,

Я.К. Грот, В.Ф. Одоевский, А.А. Краевский, И.В. Киреевский).

      В 1819 г. он входит в состав Общества любителей российской словесности,

 наук и художеств, Общества любителей российской словесности; редактирует

«Соревнователь просвещения и благотворения»; его избирают «цензором  поэзии»

(совмещающим функции редактора и рецензента).

       В стихотворении «К А.С. Пушкину»(1822) – самокритичное признание в

скромности своего дарования, мысль о растворении своей судьбы в славе

друзей («Я буду жить бессмертием мне милых…).

      Пётр Плетнёв – постоянный  и преданный  поверенный во всех литературно-

издательских делах А.С. Пушкина. Трудно переоценить его активную роль в

издании «Литературной газеты», затем  журнала «Современник». «Добрые

критики» Плетнёва ( статьи, эссе, обзоры, рецензии по проблемам изящного,

эстетического, этического, культурологического, общечеловеческого) неизменно

 вызывали сочувственный отклик Пушкина.

      Существенна заслуга П.А. Плетнёва в становлении жанра биографического

очерка; не потеряли своего научного значения и познавательности его

биографии: «Александр Сергеевич Пушкин»(1838), «Евгений  Абрамович

Баратынский» (1844), «Жизнь и сочинения Ивана Андреевича Крылова» (1844),

«О жизни и сочинениях В.А. Жуковского» (1852).

      Тверские тропинки к А.С. Пушкину

      В «Истории Петра» читаем: «Пётр в Вышнем Волочке остановился,

осмотрел реки Тверцу и Мсту, и определил соединить их, а там в

Балтийское с Каспийским, открыл таким образом  Индии  путь в

П. Б. Он тут же повелел начать работу и сделал все нужные учреждения».

      В заметках «Российская Академия» (1836) есть любопытнейшее для

краеведов-культурологов  пушкинское замечание: «При сем случае

А.С. Шишков упомянул о пребывании в Твери в 1811 году,  при дворе

блаженной памяти государыни великой княгини Екатерины Павловны,

матери его светлости принца Петра Ольденбургского. Известно, что

Карамзин читал тогда в присутствии покойного государя и августейшей

сестры его некоторые главы Истории Государства Российского…

Пребывание Карамзина в Твери ознаменовано  еще одним обстоятельством,

важным для друзей его славной памяти, неизвестным ещё для современников.

По вызову государыни великой княгини, женщины с умом необыкновенно

 возвышенным, Карамзин написал свои мысли    о   д р е в н е й   и   н о в о й  

 Р о с с и и, со всею искренностью прекрасной души, со всею смелостию

убеждения сильного и глубокого. Государь прочел эти красноречивые страницы

… прочел, и остался попрежнему милостив и благосклонен к прямодушному

 своему подданному. Когда-нибудь потомство оценит и величие государя и

благородство патриота» («Нечто о Карамзине»).

      Краеведам, культурологам, организаторам туризма ещё предстоит

осмыслить и извлечь просветительскую информацию из  пушкинской

эпистолярии, мемуаров его современников. Содержательны

 и поучительны  замечания Пушкина как  редактора «Литературной газеты»,

 журнала «Современник», альманахов   на материалы, поступавшие из Твери

и Тверской губернии ( например, «Письмо издателю», Тверь, 28 апреля 1836 года).

      В «Путешествии из Москвы в Петербург» Пушкин  соотносит свои

впечатления с наблюдениями А.Н. Радищева («Тверь», «Русское стихосложение»,

«О ценсуре», «Шлюзы»). Любопытное пушкинское умозаключение: «В Вышнем

Волочке Радищев любуется шлюзами – благословляет память того, кто,

уподобясь природе в её благодеяниях, сделал реку   р у к о д е л ь н о ю  и  все

 концы единой области привел в сообщение. С наслаждением смотрит он на

канал, наполненный нагруженными барками; он видит ут истинное земли изобилие,

избытки земледелия и во всем его блеске мощного побудителя человеческих

деяний, к о р ы с т о л ю б и е».

      Путешествие из Твери юмористически воссоздано в стихотворном эссе «Из

письма к Соболевскому» (1826): «У Гальяни иль Кольони Закажи себе в Твери

С пармазаном макарони, Да яишницу свари. На досуге отобедай У Пожарского

в Торжке, Жареных котлет отведай (именно котлет) И отправься на легке»).

    Путешествие из Твери сопровождает ироничный гастрономический комментарий

бывалого покорителя дорожных пространств («Как до Яжельбиц дотащит Колымагу

 мужичок, Тот-то друг мой расторпщит Сладострастный свой глазок! Поднесут тебе

форели! Тотчас их варить вели, Как увидишь: посинели, - Влей в уху

стакан шабли. Чтоб уха была по сердцу, Можно будет в кипяток Положить немного

перцу, Луку маленький кусок… У податливых крестьянок (Чем и славится Валдай)

 К чаю накупи баранок И скорее проезжай»).

Кстати, в  посвященном  тверитянину П.А. Плетнёву  «Евгении Онегине» есть

ещё несколько «тверских» образов и коллизий.  В черновых вариантах глав

 ( «Путешествие Онегина»)  «спешит Евгений скорее далее – теперь пред ним

мелькают будто тени… Пред ним Валдай, Торжок и  Тверь»… Здесь он

 берёт у «привязчивых крестьянок» баранок, затем обедает  («…а там по гордым

Волжским берегам он мчится… Сквозь лес,  чрез холмы – вдоль реки, мелькают

версты – ямщики поют и свищут и бранятся, пыль вьётся – и  Евгений мой в Москве

очнулся – на Тверской»).

     В черновом варианте   первой главы  романа «гуляет вечный Соллогуб». Речь идёт

 о тайном советнике, церемониймейстере, меценате, театрале, отце   Владимира

Александровича Соллогуба, будущего  известного прозаика, поэта, драматурга,

мемуариста.  Домашним учителем его был не кто иной, как П.А. Плетнёв.

 Чиновник особых поручений при министерстве внутренних дел, Владимир Соллогуб

 неплохо знал Тверскую губернию, одно время даже служил здесь («Вот моя жизнь…

большая дорога, по которой часто приходится ездить»).

А.С. Пушкина  Соллогуб знал с детства. Личностью с серьёзными литературными

интересами была его мать, урождённая  Архарова. О гостеприимстве в московском

 доме Архаровых  говорит Л.Н. Толстой в «Войне и мире».  «С в о и м» считали

архаровский дом Н.М.Карамзин, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский.

Бывали здесь члены семейства Пушкиных. Дядя Пушкина, Василий Львович читал 

тут свои стихи. С Екатериной  Александровной Архаровой была дружна Н.О. Пушкина

 – мать великого  поэта. О «Соллогубе-тётке»  есть упоминания в письмах А.С. Пушкина.

Поэт увлёкся Надеждой Львовной Соллогуб, посвятил ей  стихотворение «Нет, нет,

 не должен я, не смею, не могу…»(1832).

      Владимир Соллогуб станет известным беллетристом. Известность приобрела

 его повесть «История двух галош». Знаменита его повесть «Тарантас».  «Замечательное

дарование» его заметил В.Г. Белинский. Крупнейшие композиторы создавали песни 

на основе его текстов (А.А. Алябьев – «Забыли вы и не сдержали», П.П. Булахов

 «Цыганка»).

      Знакомство с А.С. Пушкиным состоялось летом 1831 года. Александр

Сергеевич благосклонно отнёсся к лирическим опытам начинающего автора.

      В начале 1836 года произошёл   едва не кончившийся дуэлью конфликт Пушкина

 и Соллогуба (из-за светской сплетни). Тогда Пушкин вновь приезжал в Тверь.

«Воспоминания» В.А. Соллогуба примечательны глубоким проникновением в

   биографию Пушкина последних  лет его жизни, пониманием причин трагической

    кончины русского гения («Он в лице Дантеса искал или смерть, или расправы со

    всем  светским обществом»).

                  Новые страницы  Тверской  Пушкинианы

      Казалось бы, что  познавательные и нравственно-духовные сокровища и

возможности Пушкинианы  исчерпаны   рвением и любознательностью сотен

 (если не тысяч) самых дотошных и заинтересованных следопытов-источниковедов.

Но архивные и библиографические разыскания опять и опять  дают  впечатляющие

  результаты.

      Вот, к примеру,  жизненные и творческие коллизии Фёдора Николаевича

Г л и н к и (1786-1880). Целый пласт  отечественной культуры  связан с именем и

личностью этого незаурядного человека. Уроженец Смоленщины  многие годы  

сложной и противоречивой жизни своей  провёл в Твери. Автор  текстов

ставших необыкновенно популярными  песен (среди них – «Тройка», 1824; «Узник»,

1831), участник Отечественной войны 1812 года, член «Союза спасения» и «Союза

 Благоденствия», автор «Писем русского офицера»(1815-1816), «Опытов священной

 поэзии» (1826)  скончался 11(23) февраля 1880 г. в Твери. Кого из россиян не волнуют,

не врачуют, не вдохновляют   хотя и на первый взгляд фольклорно-бесхитростные, 

однако  же волшебно-завораживающие  слова-образы («Вот мчится тройка

удалая  Вдоль по дороге столбовой, И колокольчик, дар Валдая, Гудит уныло под

дугой. Ямщик лихой – он встал с полночи, Ему взгрустнулося в тиши – И он запел

про кари очи, Про очи девицы-души…»)?

      В  письме  из Твери от 28 июля 1831 г. Фёдор  обращается к Пушкину: 

«Драгоценное посещение ваше  для меня сугубо-памятно. Вы утешили меня, как

почитателя вашего, давно желавшего вас видеть и обнять…»

Заметим кстати, что сопровождал Александра Сергеевича   в посещении 

  Твери и опального сотоварища другой талантливейший           русский лирик – князь

 Вяземский (ещё одна «тропа» для тверских краеведов!).

     Наследие Ф.Н. Глинки скромно, но заметно и поучительно. Его автобиографический

герой-повествователь философствует: «Если хочешь жить легко И быть к нему близко,

Держи сердце высоко, А голову низко» (1830-1840-е годы).  Афоризмы Фёдора Глинки

 пользовались успехом  почти как  откровения Козьмы Пруткова («Многие, входя в

вельможи, выходят из людей»; «Чем больше опасности, тем больше славы!»).

Любопытно письмо Ф.Н. Глинки   «почтенному и любезнейшему»  Пушкину

 (28 ноября 1831 г., Тверь): «Проза губернского правления съела весь мой досуг…

Если б я и забыл вас, то мне напомнила бы о Вас жена моя, которая ещё недавно

 поставила портрет Ваш подле Шиллера и Гёте. Она, будучи ещё в девушках,

перевела целый том Шиллера…»

      В последние годы возрос интерес к исторической романистике Ивана

Ивановича Л а ж е ч н и к о в а. Переиздана его проза, некогда весьма популярная

 ( «Последний Новик»(1831-1833), «Ледяной дом» (1835), «Басурман» (1838),

«Немного лет назад»(1862), «Внучка панцирного боярина» (1868).  Тверским

краеведам  и экскурсоводам  рекомендую внимательно перечитать  его очерк-

воспоминание «Моё знакомство с Пушкиным» (1856). Процитирую   письмо  

И.И. Лажечникова от 19 декабря 1831 г. из Твери: «Тогда видел я в Вас русского

 дворянина, достойно поддерживающего свое благородное звание; но когда

 узнал, что – Пушкин, творец Руслана и Людмилы и столь многих прекраснейших

пиес, которые лучшая публика России твердила с восторгом на память –

тогда я с трепетом благоговения смотрел на Вас…»

                             Великий сын земли Тверской: «Люблю Россию

                             до боли  сердечной…»

            Одна из наиболее злободневных просветительско-воспитательных задач

 сегодня – восстановление  д и а л о г    с   к л а с с и к о й, использование

 классического культурологического потенциала для формирования  нравственно-

духовной жизненной позиции  человека.  Принципиально  новое «прочтение»

сочинений    Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889) - одна из

таких актуальных  проблем.

            Уроженец  села Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии по отцу

(Евграфу Васильевичу Салтыкову) принадлежал к старинному дворянскому роду,

по матери (Ольге Михайловне Забелиной) – к  купеческому сословию. «Детство

и молодые годы мои были свидетелями самого разгара крепостного права. Оно

проникало не только в отношения между поместным дворянством и подневольною

массою…  но и во все вообще формы общежития, одинаково втягивая все сословия

( привилегированные и непривилегированные) в омут  унизительного бесправия,

всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно

раздавленным», - пишет он в автобиографии. В юном тверитянине вызревало неуёмное

 стремление бороться со «внутренним злом», неизменно и самоотверженно отстаивать

гуманистические идеалы. Впечатлительно-мятежный, взыскующий  человеколюбивую

истину, Михаил Салтыков  сближается с сыном соседей-помещиков С.А. Ю р ь е в ы м,

будущим известным литературно-общественным деятелем (редактором-издателем

популярных журналов «Русская мысль» и «Беседа»). Кстати заметим, что на

страницах этих журналов есть уникальные «тверские» сюжеты

(любопытная «тропа» для туристическо-краеведческих изысканий).

    К сожалению, в школьном и вузовском обучении  при трактовке  щедринской

биографии преобладают мрачные, архитёмные  тона; акцентируется  оголтелый

сатиризм, почти болезненная саркастичность,  всепроникающая  шаржированность;

наклеиваются ярлыки пошехонства, глуповства, иудушко-головлёвства.  Слов нет,

 Н.Щедрин (псевдоним) – великий сатирик, сопоставимый  с величайшими

 сатирическими талантами мировой литературы. Но ведущее направление его

духовно-художественных исканий, пафос  щедринских жанрово-стилевых и

эстетических  обретений  -  созидательность, высвечивание гуманистического,

психологически весомого и значимого. Литература была для него животворящей

силой, истоком духовности и нравственного совершенства, цельности человеческой

индивидуальности: «вне литературы нет ни блага, ни наслаждения, ни самой жизни».

    В мировую сатирическую классику вошли его бессмертные произведения: «История

одного города», «Господа Головлёвы»,  «Пошехонская старина», «Современная

 идиллия».  Но беллетристика и публицистика Салтыкова-Щедрина ценна и поучительна

не только  сатирой, гротеском. Интеллектуальная Россия зачитывалась  щедринскими  

«Письмами о провинции», «Убежищем  Монрепо», «Помпадурами и помпадуршами»,

«Признаками времени».

    Заслуживает внимания его  многолетняя государственная деятельность ( он занимал

важные должности в Твери, Вятке, Рязани, Пензе). Ведущим журналом России  стали

возглавляемые им «Отечественные записки».

«Паче всего люби родную литературу, и знание литературы  предпочитай всякому

другому», - с этими  весомыми и трогательными словами обратился Михаил Евграфович

 к сыну, предчувствуя свой уход из жизни.

«Славься, славься, наш Осташков!..»  

(десница и шуйца краеведа)

            В № 5 за 1862 год знаменитого журнала «Современник»  появились очерковые

художественно-документальные «Письма об Осташкoве».  В следующем 1863 году

очерки и эссе из Тверской губернии публиковались в №№ 1-2, 4, 6-ом. Автор очеркового

цикла  -  Василий Алексеевич  С л е п ц о в (1836-1878), по аттестации Максима Горького,

 - один из «младших богатырей русской литературы», замечательный прозаик и публицист,

автор знаменитой повести «Трудное время». Деятельное участие в судьбе самобытного

разночинца-беллетриста принимал тверитянин М.Е. Салтыков-Щедрин, откликнувшийся на

«Письма из Осташкова» статьей «Несколько полемических предположений». «Превосходной

вещью» назвал слепцовский рассказ «Питомка» Л.Н. Толстой.

            Тверским «Письмам из Осташкова» предшествовал очерковый цикл «Владимирка и

 Клязьма»(опубликованный в  газете «Московский вестник (1861, №1,2), затем в газете

 «Русская речь». По инициативе Владимира Ивановича Даля (автора знаменитого «Словаря

живого великорусского языка»), по поручению Географического общества, Василий Слепцов 

ведёт активные этнографические и фольклорные исследования под Тверью, Владимиром.

Слепцовские  тверские, «селигерские», подмосковные, владимирские записи  послужили

 затем основой  художественной типизации,  «дорожной» метафоризации, жанрово-стилевого

 раскрытия  «диалектики души»:

                                               Не одни-то по ней поручни притерлися,

Не одни-то быстры ноженьки примаялись,

Что и слез на ней не мало ли проливано,

А и песен про неё ль не мало сложено!

Далеко ль ты в даль уходишь непроглядную,

Во студеную сторонушку сибирскую…

            «Письма об Осташкове» вызвали противоречивые отклики. Художественная правда,

 искромётный юмор, «мефистофелевская» ирония  не всем пришлись по вкусу. Но, как

 говорится, из песни слова не выкинешь…

Журавлиная родина  крестьянских поэтов

   …В 1900 году в деревню   Н и з о в к а  Тверской губернии  приезжает Райнер Мария

 Р и л ь к е (1875-1926), всемирно известный   австрийский  писатель, деятель культуры,

просветитель. Широкую известность  приобрели  его  стихотворные сборники «Жизнь и

песни», «Жертва ларам», «Венчанный снами», «Канун  рождества», «Книга образов»,

«Часослов». Рильке навещает крестьянского поэта Спиридона Дрожжина. Он

переведёт  дрожжинские стихотворения на немецкий язык.

   В тверской Низовке 160 лет назад родился  ( 6-го – 18-го декабря) один из самобытнейших

 русских поэтов – Спиридон Дмитриевич   Д р о ж  ж и н (1848-1930). Если уж говорить о

развитии и воспитательных возможностях туризма, то одним из гимнов туристов может

 послужить его «Родина» («Кругом поля раздольные,  Широкие поля, Где Волга многоводная –

 Там родина моя. Покрытые соломою Избушки у реки, Идут-бредут знакомые И едут мужики.

Ребята загорелые На улице шумят. И, словно вишни спелые, Их личики горят»).  Замечательным

певцом своей  «малой» тверской родины был сын Аграфены Васильевны и Дмитрия Степановича,

крепостных крестьян  помещика Безобразова «(«Вдали село и сельский храм Приветливо глядит,

 А там опять к родным полям Широкий путь лежит. Идёшь, идёшь, и края нет Далёкого пути,

И хочется мне белый свет Обнять и обойти»). С отроческих лет помогал родителю в извозном

 промысле; перепробовал и переменил много профессий: был и приказчиком,

и продавцом, и агентом пароходства,  и продавцом, и лакеем, и подручным буфетчика.

    Азбуку и абевегу освоил  Спиридон  под руководством дедушки. В 1858 году определён был в

школу к деревенскому  дьячку. О деревенских «университетах» - его явно автобиографическое

стихотворение «В избе»(1882); невесёлая  картина: дождь стучит в окно, горит в светце лучина,

по углам темно; у светца старик зевает, молча крестит рот («Рядом в грязной рубашонке внук 

его сидит. Старый дедушка ребёнку сказку говорит.Мир волшебный открывает перед ним, шутя,

 и под сказку засыпает Малое дитя»). С ранних лет «грешил» сочинительством. В 1873-ем журнал

«Грамотей» счёл возможным опубликовать на своих страницах дрожжинскую «Песню про горе

добра-молодца». Его  стихотворение «Моя муза» (1875)  стало  своеобразной духовно-эстетической

 программой целой плеяды «крестьянских поэтов» («Моя муза родилась в крестьянской избе, Ни

читать, ни писать не умела, Только сердце простое имела И, мой славный народ, о тебе Много

искренних песен пропела» («Моя муза родилась крестьянкой простой И простым меня песням учила,

Из деревни родной часто в город большой За собою певца уводила. Когда пели мы с ней, то бедняк

забывал Всё, что в сердце его наболело, Когда пашню пахал иль железо ковал, С этой песней работа

кипела; По селам, деревням, по большим городам Она тихою грустью звучала И участье ко всем

горемычным людям У счастливых людей вызывала».Эту дрожжинскую  традицию воспринял Сергей

Есенин. Эту дрожжинскую духовно-художественную программу  восприняли и поддержали

 Николай Клюев, Сергей Клычков, Максим Леонов, Пётр Орешин, Александр Ширяевец.

Сочинения тверского самородка  печатали журналы  «Дело», «Слово», «Свет», «Семейные

 вечера», «Родина», «Русское богатство», «Детское Чтение».     Знаете, где  образно-психологические

истоки метафорического философствования Сергея Есенина («Если крикнет рать святая... Не надо рая,

дайте родину мою»)?  Вчитаемся,  вдумаемся в дрожжинское размышление:                                     

Не нужно для меня ни блага богачей,

 Ни  почестей правителей могучих;

Отдайте только мне спокойствие полей

            И глушь лесов дремучих.

Пускай зелёный сад перед моей избою

Даёт прохладу мне в весенний жаркий день,

Пусть радует мой взор и Волга под горою

            И ряд родимых деревень;

Чтоб видел я народ довольный и счастливый,

Без горя горького, без тягостной нужды,-

Тогда, с своей семьёй работая над нивой,

            Воспел бы я его труды!                                                       

            Было бы справедливым к памяти замечательного земляка проведение в  Твери, на Тверской

 земле  года научно-просветительской  конференции. Поэтические, лирико-песенные жанры С.Д.

Дрожжина не потеряли своего эстетического  и духовно-нравственного потенциала(«Ценою жгучих

слёз и муки, Среди томительных ночей,Купил  я вас, живые звуки, У бедной родины моей»).

            Обращение к биографии и личности Спиридона Дрожжина позволит обнаружить и ввести в

просветительский, образовательно-воспитательный  оборот  культурологические «тропы», «нити»,

«связи», творческие  «завязи», связанные  с «культурными гнёздами» Тверского края. Дрожжин

посвятил памяти земляка-волжанина Н.А. Некрасова стихотворение «Не склонялися ивы плакучие

И не буря стонала в полях…» (1878). «…слава твоя вековечная  на Руси  никогда не умрёт. Будет

петь твои песни сердечные освобождённый народ», - убеждённо говорит он. Стихотворение

«24 апреля 1880 года. Памяти И.З. Сурикова»  напоминает о ярославско-тверских тропах, связанных

с именем автора знаменитых  песен «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина», «Степь да степь кругом».

            … Дотошные есениноведы зафиксировали данные о «наездах»  (вместе с другом

 С. Клычковым)  в подмосковно-тверские края Сергея Александровича  Есенина. Даже спорят о

том, где  именно родились  ( в Константинове на Оке или  под Талдомом и Тверью) проникновенные

образы («журавлей относит вдаль»). Ведь «журавлиной родиной» считаются  именно эти края.

Угрюм-река впадает в Московское море

      Роман  «Угрюм-река» ( в 1933 году вышел двухтомник)  принёс Вячеславу

Яковлевичу Ш и ш к о в у 1873-1945) вполне заслуженную славу. Уроженец  

Тверской земли  был уже известен тогда романом «Ватага» (1924). В классику

отечественной исторической прозы вошёл его «Емельян Пугачёв» ( вышли

 три книги в 1938-1945 гг.  и были удостоены Государственной премии СССР).

Историки литературы учитывают его художественный опыт, ценят его прозу

(повести «Тайга», 1916; «Страшный кам», 1922; «Пейпус-озеро», 1925); «Пурга»,

1927; «Странники», 1931);  сборники  рассказов и очерков «Подножие  башни»,

1920; «С котомкой», 1923; «Краля», «Спектакль в селе Огрызове», 1924; «»Взлёты»

(1925);  «Гордая фамилия» (1943).)

Сын бежецкого лавочника, окончил в Бежецке городское училище, уехал в

 Вышневолоцкое училище кондукторов путей сообщения , потом  «махнул» в

Сибирь: прокладывать железные дороги.

      Уроженец Тверской земли – автор  двенадцатитомного  и  восьмитомного

собрания сочинений. Вышли книги о знаменитом писателе, сборник  «Воспоминания

 о Вячеславе Шишкове» (1979).

      На Тверской земле есть «тропы» Михаила Михайловича  П р и ш в и н а

(1873-1954), автора  прекраснейшей философско-психологической прозы ( «Календарь

природы», «Фацелия», «В краю  непуганых птиц», «За волшебным колобком»,

 «Лесная капель», «Корабельная чаща», «Кладовая солнца»).Есть интересные

 подмосковно-тверские сюжетные линии в пришвинской «Осударевой дороге». 

Недавно опубликованные  обширные  «дневники» Пришвина  содержат любопытные

краеведческие и регионоведческие  коллизии и детали.

                             «Потревоженные тени» Николая Гумилёва и Анны Ахматовой

      Из автобиографии  Ахматовой: «В 1910 году (25 апреля старого стиля) я вышла замуж

за Н.С. Гумилёва… Первого октября 1912 года родился мой единственный сын Лев…

Каждое лето я проводила в бывшей Тверской губернии, в пятнадцати верстах от Бежецка…»

       «Тверское» стихотворение Анны Ахматовой ( июль 1913 года, Слепнево):

                                                     Покорно мне воображенье

В изображенье серых глаз.

В моём тверском уединенье

 Я горько вспоминаю вас…

…И если я умру, то кто же

Мои стихи напишет вам,

Кто стать звенящими поможет

Ещё не сказанным словам?

      «Это неживописное место: распаханные ровными квадратами на холмистой местности

 поля, мельницы, трясины, осушенные болота, «воротца», хлеба, хлеба… Там я написала

очень многие стихи «Четок» и «Белой стаи». «Белая стая» вышла в сентябре 1917 года».

       Кстати, сама Анна Андреевна, воссоздавая  в лирических пейзажах это «неживописное

 место», «невольно» рисует  картину впечатляющую, исполненную высокой Поэзии:

                                                     Бессмертник сух и розов. Облака

На  свежем небе вылеплены грубо.

Единственного в этом парке дуба

Листва ещё бесцветна и тонка.

Лучи зари до полночи горят.

Как хорошо в моём затворе тесном!

О самом нежном, о всегда чудесном

Со мной сегодня птицы говорят.

Я счастлива. Но мне всего милей

Лесная и пологая дорога,

Убогий мост, скривившийся немного,

И то, что ждать осталось мало дней

                  «Тверские» ассоциации, реалии «сквозят»  в психолого-лирическом цикле «Чётки»

 ( «Гость», «Знаю, знаю – снова лыжи сухо заскрипят…», «Со дня Купальницы-Аграфены»,

«Простишь ли мне эти ноябрьские дни?», «Исповедь», «Голос памяти»).

      «Тверское уединение» оказалось плодотворным для лиро-эпического и  философско-

психологического цикла «Белая стая» ( «Уединение», «Слаб голос мой, но воля не слабеет»,

 «Потускнел на небе синий лак»).

                                         «Я помню только сад, сквозной, осенний, нежный,

 И крики журавлей, и чёрные поля…

 О, как была с тобой мне сладостна земля!»

Автобиографическое исповедальное признание: «Я не переставала писать стихи. Для

меня в них –связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я

жила  теми  ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что

 жила в эти годы и видела события, которым не было равных» (1965).

                                                           Тверской полёт «Чайки»

      Серьёзный  нравственно-духовный потенциал «малой родины» 

прослеживается  в контексте легендарной  (подобной судьбе

Н. Островского) творческой биографии  Николая  Зотовича

 Б и р ю к о в а (1912-1966), автора эпопеи «На крутых перевалах»

 ( в шести книгах) ,  романов «Твёрдая земля», «Вихри враждебные»,

«Воды Нарына». Мировую известность приобрёл его  удостоенный

 Государственной премии СССР  роман «Чайка». В том же Китае  с его

миллиардным населением бирюковская «Чайка» (наряду романом

 «Как закалялась сталь»Николая Островского)  входила в список  

о б я з а т е л ь н о г о  просветительско-воспитательного чтения.

Запись в  книге отзывов  Ялтинского мемориального музея: «Посетил

Дом-музей Н.З. Бирюкова… Преклоняюсь перед писателем-бойцом,

 чьё имя стало популярным в нашей стране.Написав роман  «Чайка»,

Н.Бирюков создал образ Кати Волгиной – нашей Чайки – Лизы Чайкиной.

В том, что и Лиза Чайкина стала так известна в нашей стране, - большая

заслуга писателя. Мы – чайкинцы, горды, что  продолжаем дело Бирюкова:

 в Пено открыт мемориальный музей Лизы Чайкиной. Директор средней

школы им. Л. Чайкиной в Пено А.Д. Кораблёв».

      Из мемуарных заметок   самого Н.З. Бирюкова: «Памятно мне, как

 волновался я, когда читал последние главы только что законченной

первой части романа, а слушала их Аксинья Прокофьевна Чайкина. Мать!..  

… «Мать и дочь… Они стояли, обнявшись, и сквозь слёзы смотрели друг

другу в глаза»… Я взглянул  на Аксинью Прокофьевну. Она сидела бледная,

закусив губу, а из глаз её смотрела на меня такая боль, что и хотел отложить

 рукопись, но Чайкина шепотом заторопила: - Читай! Читай!...

«Катя крепко-крепко  прижала к себе мать – так крепко, что заныли руки,

       И поцеловала её»…  Я не дочитал: передо мной, загородив лицо руками,

       рыдала Аксинья Прокофьевна.

  … - Ничего, сынок, ничего, - проговорила она, но крупные материнские слёзы

 всё ещё бежали по её морщинистым щекам. Она взяла мою руку и долго

 гладила её, потом собрала листы рукописи и все их прижала к своей груди:

- Такой  она была, такой!..»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 
По теме
29 марта 2024, 14:15 — Общественная служба новостей — ОСН Председательницу жюри чемпионата России по танцевальному спорту обвинили в игнорировании теракта и поздней эвакуации из «Крокус Сити Холла».
Основы безопасности – это одна из ключевых областей знаний, которые необходимо усваивать с детства, чтобы быть готовым к действиям в чрезвычайных ситуациях.
29 марта 2024, 13:36 — Общественная служба новостей — ОСН В Алтайском крае Рубцовский городской суд принял решение арестовать гражданина Узбекистана 1993 года рождения по обвинению в оправдании терроризма.
Хулигану грозит уголовная ответственность по статье о вандализме Мила ГЕНЬ Пассажир метро в Москве разозлился, что не успел на поезд, и разбил стекло Фото: Михаил ФРОЛОВ В Москве пассажир разозлился,
29 марта 2024, 10:48 — Общественная служба новостей — ОСН В Челябинской области в Сосновском районе в деревне Ключевка предприятие по переработке камня оштрафуют за нелегальный прием на работу мигрантов .
29 марта 2024, 09:56 — Общественная служба новостей — ОСН Родители Далержана Мирзоева*, причастного к теракту в «Крокус Сити Холле», поделились подробностями последнего разговора с сыном.
Прокуратура СВАО утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 63-летнего мужчины, которому вменяют в вину нарушение ПДД, повлёкшее по неосторожности смерть человека.
29 марта 2024, 10:08 — Общественная служба новостей — ОСН Профессор Наньянского технологического университета в Сингапуре, исследователь джихадистских группировок Рохан Гунаратна рассказал,
В Лосиноостровском районе активно используют камеры видеонаблюдения: с их помощью удается оперативно «вычислять» трафаретчиков и по горячим следам закрашивать надписи с рекламой наркотиков.
Предупреждение пожаров – первоочередная задача МЧС России. Именно поэтому сотрудники Главного управления МЧС России по г. Москве на постоянной основе проводят профилактические мероприятия,
29 марта 2024, 03:46 — Общественная служба новостей — ОСН Руководитель Белгородской области Вячеслав Гладков поделился сведениями о том, что на территории областного центра введён режим ракетной опасности.
29 марта 2024, 01:52 — Общественная служба новостей — ОСН Согласно информации от СУ СК по региону, суд принял решение о заключении под стражу двух фигурантов дела, которые напали на курсанта и сотрудника МВД.
29 марта 2024, 00:27 — Общественная служба новостей — ОСН Вечером 28 марта на Серовском тракте в Свердловской области произошло несколько аварий , в которые попали несколько грузовых машин и легковушек.
28 марта 2024, 22:44 — Общественная служба новостей — ОСН Российская авиакомпания «Аэрофлот» выступила в четверг, 28 марта, с опровержением информации о том, что в салон самолета , ожидавшего вылета из Бангкока,
28 марта 2024, 21:30 — Общественная служба новостей — ОСН Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) России выявило случаи мошенничества, когда люди, выдававшие себя за кинологов, пытались проникнуть на территорию,
28 марта 2024, 21:41 — Общественная служба новостей — ОСН Глава Лиги безопасного интернета (ЛБИ) Екатерина Мизулина раскрыла в своем Telegram-канале, что неоднократно сталкивалась с угрозами в свой адрес.
28 марта 2024, 21:43 — Общественная служба новостей — ОСН Главный редактор «Россия сегодня» и RT Маргарита Симоньян в авторской программе «Ч.Т.Д» в Telegram-канале Кеосаян daily рассказала о том,
28 марта 2024, 21:53 — Общественная служба новостей — ОСН Сотрудники правоохранительных органов начали расследование в отношении студента-медика, который задумал покончить с собой и своим другом,
28 марта 2024, 21:55 — Общественная служба новостей — ОСН Во время проведения следственных мероприятий по расследованию дела о теракте в подмосковном «Крокус Сити Холле» был обнаружен схрон,
28 марта 2024, 20:32 — Общественная служба новостей — ОСН Подросток из Хакасии стала фигуранткой уголовного дела после публикации в своем Telegram-канале сообщения, сообщает управление МВД по региону.
За жестокое убийство мужчина 9 лет и 10 месяцев проведет в колонии строгого режима Мила ГЕНЬ В Москве вынесли приговор мужчине, который убил коллегу и выкинул тело с балкона Фото:
28 марта 2024, 19:52 — Общественная служба новостей — ОСН Родной брат одного из подозреваемых в совершении теракта в подмосковном «Крокус Сити Холле» Далержона Мирзоева* четыре года жил в Сирии .
28 марта 2024, 19:55 — Общественная служба новостей — ОСН Военный эксперт Михаил Тимошенко обратил внимание на то, что Вооружённые силы Российской Федерации собираются нацелиться на Харьковскую область.
Счет шел на секунда: как врачи спасали жизни пострадавших в теракте в «Крокусе» - Вечерняя Москва Заместитель главного врача по медчасти НИИ скорой помощи им. Склифосовского Артем Саприн во флагманском центре, куда доставили многих пострадавших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Вечерняя Москва
Как молиться о жертвах теракта - Звездный бульвар Фото: Александр Авилов, АГН "Москва" Первая реакция человека, узнавшего о трагедии в «Крокус Сити Холл» — что-то сделать.
Звездный бульвар
Спасатель-доброволец из Новогиреево разбирал завалы после теракта в «Крокусе» - Восточный округ Первые шаги как волонтёр Турсун сделал во время пандемии. Фото: Григорий Матвеев Житель Братской улицы 43-летний Турсун Коенов почти два года состоит в отряде спасателей-добровольцев «СпасРезерв».
Восточный округ
В Москве завершаются монтажные работы нового корпуса больницы святого Владимира - M24.Ru Фото: комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы Специалисты завершают монтаж фасадов и архитектурных элементов нового корпуса детской городской клинической больницы святого Владимира,
M24.Ru
Как организовать идеальную камерную свадьбу: руководство по организации для 10-20 гостей - На правах рекламы Организация свадьбы в современных условиях предполагает новые подходы. Часто жених с невестой ограничиваются скромным празднованием и готовы потратить средства на 10 человек.
На правах рекламы