"Тамерлан" (Ю.Н. Рерих) Натальи Волковой. Мариинка.

Премьера композитора Н.В. Волковой

Премьера Мариинского театра: концерт-симфония

Композитор – НАТАЛЬЯ ВОЛКОВА

ЮРИЙ АКИМКИН – солист (волторна)

Оркестр Мариинского театра

 

   «Тамерлан»  (Ю.Н. Рерих) Натальи Волковой

 

–    «Лучшие цветы Востока и Запада одинаково благоухают»…

    . «Видевший бесконечное, не потеряется в конечном» (Н.К. Рерих).

«Юрий Николаевич Рерих говорил, что для того, чтобы осознать себя как сознание, стремящееся к Нирване или хотя бы к познанию каких-то пусть самых далеких путей, к этой Нирване ведущих, или могущих привести, вот для этого необходима упорнейшая работа не против окружения, не против правительства, не против дураков, не против холуев – это каждый может – а против самого себя. Как сказал Будда: единственная война – война с самим собой, единственная победа – победа над самим собой».

                                                                          А.М. ПЯТИГОРСКИЙ.

В минуты музыки печальной Я представляю желтый плес, И голос женщины прощальный, И шум порывистых берез,   И первый снег под небом серым Среди погаснувших полей, И путь без солнца, путь без веры Гонимых снегом журавлей...   Давно душа блуждать устала В былой любви, в былом хмелю, Давно понять пора настала, Что слишком призраки люблю.   Но все равно в жилищах зыбких — Попробуй их останови!— Перекликаясь, плачут скрипки О желтом плесе, о любви.   И все равно под небом низким Я вижу явственно, до слез, И желтый плес, и голос близкий, И шум порывистых берез.   Как будто вечен час прощальный, Как будто время ни при чем... В минуты музыки печальной Не говорите ни о чем.

<1966>

   Полвека назад Николай Рубцов  написал это стихотворение… «В минуты музыки печальной я представляю…».  Именно эти строфы «всплыли» в памяти, когда я слушал новое сочинение композитора Натальи Викторовны Волковой (её «малая родина» - на Есенинской Рязанщине). Н. Рубцов – один из гениально одарённых мастеров «изящной словесности», талантливый и самобытный продолжатель есенинских традиций (« Слухи были глупы и резки: Кто такой, мол, Есенин Серега, Сам суди: удавился с тоски Потому, что он пьянствовал много. Да, недолго глядел он на Русь Голубыми глазами поэта. Но была ли кабацкая грусть? Грусть, конечно, была… Да не эта! Версты все потрясенной земли, Все земные святыни и узы Словно б нервной системой вошли В своенравность есенинской музы! Это муза не прошлого дня. С ней люблю, негодую и плачу. Много значит она для меня, Если сам я хоть что-нибудь значу»).

                                               Премьера  МАРИИНСКОГО  ТЕАТРА

    …Несказанно-чарующая волторна ЮРИЯ АКИМКИНА… Волшебная магия одного из лучших оркестров мира… Легендарная Мариинка…Рерихи и Восток… Как отразилась «восточная», индо-китайская  составляющая в поэтике, мелодике, пафосе, психологизме нового сочинения? Конечно же, каждое восприятие, каждая трактовка, каждое предположение-толкование субъективно. Каждый воспринимает, энергетически и эстетически отражает услышанное по-своему. Мне, например, почудилось что-то едва уловимое, связанное с «восточным циклом» Ивана Бунина (томик которого перелистывал перед этим).

    Мелодия «Тамерлана» как бы «вочеловечивает» метафоры Востока (такие, к примеру, как изобразительно-выразительные, «музыкально»-пластические образы-строфы из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «В ОРДЕ»: « За степью, в приволжских песках, Широкое алое солнце тонуло. Ребенок уснул у тебя на руках, Ты вышла из душной кибитки, взглянула На кровь, что в зеркальные соли текла, На солнце, лежавшее точно на блюде, - И сладкой отрадой стенного, сухого тепла Подуло в лицо твое, в потные смуглые груди. Великий был стан за тобой: Скрипели колеса, верблюды ревели, Костры, разгораясь, в дыму пламенели И пыль поднималась багровою тьмой. Ты. девочка, тихая сердцем и взором, Ты знала ль в тот вечер, садясь на песок. Что сонный ребенок, державший твой темный сосок. Тот самый Могол, о котором Во веки веков не забудет земля? Ты знала ли, Мать, что и я Восславлю его, - что не надо мне рая, Христа, Галилеи и лилий ее полевых, Что я не смиреннее их, - Атиллы, Тимура, Мамая, Что я их достоин, когда. Наскучив таиться за ложью, Рву древнюю хартию божью. Насилую, режу, и граблю, и жгу города? - Погасла за степью слюда, Дрожащее солнце в песках потонуло. Ты скучно в померкшее небо взглянула И, тихо вздохнувши, опять опустила глаза... Несметною ратью чернели воза, И синеющей ночи прохладой и горечью дуло»…

                                 ПУБЛИКАЦИИ 2002 ГОДА   О  Ю.Н. РЕРИХЕ

    …Более полувека отдано Всесоюзному обществу «Знание»… Несколько раз   проводились РЕРИХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, РЕРИХОВСКИЕ ВЕЧЕРА… Вот, к примеру,  2002-ой год среди прочих юбилеев был отмечен столетней годовщиной со дня рождения Ю.Н. Рериха (1902-1960), одного из самых удивительных русских ученых (и самых удивительных людей) ХХ века, нашедшей скромное отражение лишь в изданиях рериховских обществ и редких специализированных научных изданиях.

   Справедливо констатировалось, что Россия до обидного мало знает и осознает, какого сына она имеет в лице Юрия Николаевича, между тем как для Далай-ламы XIV это – духовный авторитет, и на книжной полке такого далекого, казалось бы, от науки (но не от жизни) человека, как генерал Маннергейм, стояли его труды; не говоря уже о том, что на торжественное заседание в Академии наук, посвященное 60-летию Ю.Н. Рериха, прислал приветствия весь цвет политической и культурной элиты Индии, начиная с президента С. Радхакришнана и премьер-министра Дж. Неру. Ученый это был уникальный, в совершенстве знавший 14 европейских и восточных языков, единодушно называемый в научном мире энциклопедистом  (что не мешает выпускникам восточного факультета СПбГУ спрашивать, кто это такой). Однако великих ученых в России было и остается немало, и если мы сетуем на недостаток внимания именно к этой личности, то это потому, что в ней уникальным опять же образом слились достижения интеллекта и сознания, что на фоне «метафизической несерьезности» русской культуры (по определению Пятигорского) явление редкое.

   А.М. Пятигорский на торжественном вечере, посвященном памяти Юрия Николаевича Рериха, проходившем 9 октября 2002 г. в Петровском зале здания Двенадцати коллегий СПбГУ, начиная свое выступление, констатировал, что он не будет перечислять академические достоинства юбиляра, потому что в отпущенное ему время хочет успеть сделать то, что по его мнению гораздо важнее: отметить особость Ю.Н. Рериха. Причем было бы неверно сказать, что Юрий Николаевич был в тогдашней Москве человеком из другого мира , потому что приехал в Советскую Россию после сорока лет, проведенных в Европе, Америке и Азии. Пятигорский именно акцентировал, что он в любой стране был бы не такой как все. И то, что в нем было сущностным, Александр Моисеевич определил так: он был не «диссертацией о буддизме», он сам был буддизмом . И три года, занимаясь у Юрия Николаевича и работая у него в секторе «Истории и религии Индии» в Институте востоковедения АН СССР, Пятигорский учился этой другой логике мышления и отношению к окружающему.

    Есть резон привести здесь некоторые из  высказываний Александра Моисеевича.    «Только позднее я осознал: мы все читали буддийские тексты и ничего не воспринимали. А что мы должны были воспринимать? Только одно, и это потом Ю.Н. стал говорить нам совершенно четко и открыто: «Это же о вас говорится. Вот вам не нравится этот мир, но вы же и есть этот мир. Значит, надо обо всем думать и говорить только в смысле своего собственного сознания. Вы же это и есть». И вы знаете, у нас на глазах он это стал применять на практике...

Эта манера! Эта манера человека, живущего в сознании и учащего молодых людей жить в сознании, а не жить в этих пошлых, как бы сейчас сказали лингвисты, оппозициях , которые разрушают сознание, которые губят сознание, которые не дают сознанию развиваться, потому что в итоге ведь всегда получается, что я прав, а тот, кого я не люблю, не прав, что я хороший, а кто-то – дурной, что я благородный человек, а кто-то – сволочь. Это его обращение с людьми – я никогда не скажу здесь вульгарного слова  как с равными – как с сознаниями , потому что ни одно сознание не может быть равным другому! Каждое сознание есть сознание само в себе. Поэтому здесь не годится ни линия личного превосходства над другими людьми, ни столь же бездарная линия выдуманного равенства, которого нет, потому что есть в каждом отдельном случае уникальность сознания, уникальность индивидуального сознания. Оно не может быть равно другому. Оно всегда есть абсолютное и особенное, со своим кармическим грузом, со своими потенциями, со своими взлетами и провалами. Я увидел, как это постепенно входило не только в нас, но и во всех этих людей»…

Звучит новое сочинение Н.В. Волковой «ТАМЕРЛАН»… Перелистываю книги, имеющие отношения к Рерихам, Индокитаю… Почудилась, просквозила какая-то историко-психологическая коллизия, ведущая (это, конечно же, моё совершенно субъективное предположение) к  Д.М. МЕРЕЖКОВСКОМУ с его «САКЬЯ-МУНИ»:
      По горам, среди ущелий темных,
         Где ревел осенний ураган,
         Шла в лесу толпа бродяг бездомных
         К водам Ганга из далеких стран.
         Под лохмотьями худое тело
         От дождя и ветра посинело.
         Уж они не видели два дня
         Ни приютной кровли, ни огня.
         Меж дерев во мраке непогоды
     Что-то там мелькнуло на пути;
         Это храм — они вошли под своды,
         Чтобы в нем убежище найти.
         Перед ними на высоком троне —
         Сакья-Муни, каменный гигант.
         У него в порфировой короне —
         Исполинский чудный бриллиант.
         Говорит один из нищих: «Братья,
         Ночь темна, никто не видит нас,
         Много хлеба, серебра и платья
     Нам дадут за дорогой алмаз.
         Он не нужен Будде: светят краше
         У него, царя небесных сил,
         Груды бриллиантовых светил
         В ясном небе, как в лазурной чаше...»
         Подан знак, и вот уж по земле
         Воры тихо крадутся во мгле.
         Но когда дотронуться к святыне
         Трепетной рукой они хотят, —
         Вихрь, огонь и громовой раскат,
     Повторенный откликом в пустыне,
         Далеко откинул их назад.
         И от страха всё окаменело, —
         Лишь один — спокойно величав —
         Из толпы вперед выходит смело,
         Говорит он богу: «Ты не прав!
         Или нам жрецы твои солгали,
         Что ты кроток, милостив и благ,
         Что ты любишь утолять печали
         И, как солнце, побеждаешь мрак?
     Нет, ты мстишь нам за ничтожный камень,
         Нам, в пыли простертым пред тобой, —
         Но, как ты, с бессмертною душой!
         Что за подвиг сыпать гром и пламень
         Над бессильной, жалкою толпой,
         О, стыдись, стыдись, владыка неба,
         Ты воспрянул — грозен и могуч, —
         Чтоб отнять у нищих корку хлеба!
         Царь царей, сверкай из темных туч,
         Грянь в безумца огненной стрелою, —
    Я стою, как равный, пред тобою
         И, высоко голову подняв,
         Говорю пред небом и землею,
         Самодержец мира, ты не прав!»
         Он умолк, и чудо совершилось:
         Чтобы снять алмаз они могли,
         Изваянье Будды преклонилось
         Головой венчанной до земли,
         На коленях, кроткий и смиренный,
         Пред толпою нищих царь вселенной,
     Бог, великий бог лежал в пыли! 


         1885  

                                            ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ  А.М. ПЯТИГОРСКОГО

    Весьма важная тема, особенно в художественных произведениях Пятигорского (в той же  «Философии одного переулка») – смысл страдания, в частности, применительно к русской истории, прежде всего ХХ века. Вспоминает Пятигорский о разговоре с Ю.Н. Рерихом  - о причинах страдания (в конце  пятидесятых годов):

     «Тут замечательным был один вечер, когда мы остались и опять же стали жаловаться… И он тогда сказал: «Вот мы сейчас читаем Дхаммападу на пали, читаем два тибетских текста. Но мы же знаем, что такова сансара , таков феноменальный мир, таково страдание духа». Ведь что значит для нас всех страдание? Довольно абстрактная вещь, пока не начинаю страдать лично я или близкие мне люди. Ю.Н. тогда сказал: «Поймите, это неудобно, это неприятно, но вы постарайтесь видеть другую сторону этого - назовем это вашим страданием». А другая сторона этого такова, что если бы вы в дополнение ко всему еще и не страдали, так вообще бы, говоря на добром старом русском языке, и не почесались бы тогда! Вы представляете, что если бы у среднего думающего человека все было в порядке, он бы превратился, очень быстро, в абсолютную свинью. Только то, что его все время что-то гложет, что-то неприятно, даже, казалось бы, в полной удаче, в счастье, заставляет его начинать думать о себе как носителе своего собственного уникального сознания. И вот это осознание себя как сознания и всего окружающего как сознания, без этого осознания, он нам говорил, никакие храмы, никакие молитвы, никакие религии не помогут. И вот это, согласитесь, далеко еще не всеми понимается. Юрий Николаевич говорил, что для того, чтобы осознать себя как сознание, стремящееся к Нирване или хотя бы к познанию каких-то пусть самых далеких путей, к этой Нирване ведущих, или могущих привести, вот для этого необходима упорнейшая работа не против окружения, не против правительства, не против дураков, не против холуев – это каждый может – а против самого себя. Как сказал Будда: единственная война – война с самим собой, единственная победа – победа над самим собой».

    И самый, думается мне, важный урок, который был преподан Ю.Н. Рерихом своим ученикам (в изложении Пятигорского):

«Поймите, говорил он, что чтение буддийских текстов нужно только для одного. Ни в коем случае не для того, чтобы оторваться от современной политической или любой другой действительности (этот эскапизм он абсолютно осуждал). Помните, о чем говорил Будда по крайней мере в четырёх палийских сутрах? Индивидуальное сознание на своём пути должно стать островом. То есть, чем-то самодостаточным. Не изолированным, а самодостаточным в своей сознательной активности. Поэтому, как важна культура для независимости в светских делах, так эта работа сознания, она одна, может вам обеспечить хотя бы предварительную островность . Вы не должны презирать политику, просто вы должны понимать, что она не может находиться в фокусе вашего сознания. Для этого необходима какая-то островность вашего сознания, его именно внутренняя, а не внешняя самодостаточность».

    Естественно, что для Пятигорского, также как и для Рериха, обращение к классическим текстам – это возвращение к абсолютно индивидуальным в своих истоках попыткам мышления, «которые обрели свою манифестацию в этих текстах»  Пятигорский говорит о Сартре: «Я издеваюсь не над ним и его школой философской пошлости, а над самим собой, над тоталитаризмом моего мышления, над моей собственной одержимостью “общим”, над неискоренимой “принудительностью этики”. Издевательство здесь – это реакция, а не принцип». И та же мысль в статье, посвященной памяти философа М. Мамардашвили: «Он просто считал, что тот, кто думает, воюет с самим собой, а не с другими» .

*********************************************************************

. – «Лучшие цветы Востока и Запада одинаково благоухают», - заметил  Н.К. Рерих.

        Семья Рерихов – почти уникальный опыт в русской культуре… Постоянное утверждение смелости мысли, дерзания мысли, поиска новых путей мышления, без предубеждения, без груза старых догм – все это с большим трудом воспринималось современниками, в первую очередь русскими, часто видевшими в Н.К. Рерихе какого-то эксцентрика, ищущего экзотики, а нынешнее поколение с не меньшим трудом усваивает основное условие рериховских научений (скажем за всех членов семьи, потому что они были единодушны в своих взглядах): надо постоянно работать духом, мыслью, ни на мгновение не останавливаясь, не застывая в обретенном понимании действительности, ибо только в движении жизнь и познание бесконечно, как бесконечны возможности сознания и ипостаси бытия. Причем для них это была не риторика, а практическое осознание того, что мы еще очень мало знаем о том, как в реальности устроен и развивается мир, и весь ХХ век с его ошеломительными открытиями в области физики, приведшими к замене материалистического мировоззрения энергетическим, стал тому подтверждением.

   Рерихи обладали удивительной способностью ориентироваться и мгновенно переориентироваться в эмпирической действительности, постоянно при этом находясь в более высоких структурах сознания, которые допускают существование в этой самой эмпирике бесконечного разнообразия форм и феноменов. А о том, насколько сложно постоянно находиться в таком состоянии, прекрасно знает А.М. Пятигорский, заметивший, что все в этой жизни направлено на то, чтобы ты жил как угодно, но только не в сознании. Надо преодолеть сопротивление косной материи, сказали бы Рерихи; надо вырваться из чувственного плена майи, сказал бы Будда. Это больно, это человек должен сделать сам, это не гарантирует наград и удовольствий со стороны жизни, но гарантирует более интенсивное существование твоей высшей индивидуальности. Отсюда у Рерихов осознанное принятие духовных и физических страданий в этой жизни, в частности, у Юрия Николаевича, добровольно приехавшего в советскую Москву  и обрекшего себя на экзистенциальное одиночество и скоропостижную смерть от сердечного удара, и полное отсутствие экзистенциального пессимизма . «Видевший бесконечное, не потеряется в конечном» (Н.К. Рерих).

 

                         ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ  СПРАВОК и ЭССЕ ИНТЕРНЕТА

                                            (В ПОМОЩЬ КУЛЬТУРОЛОГУ)

[1] А.М. Пятигорский пришел в Институт востоковедения в начале 1956 г., еще до приезда Ю.Н. Рериха в Москву в 1957 г., и первоначальным его занятием была именно тамильская литература. Поэтому диссертацию он защитил по той теме, разрабатывать которую он стал с начала своей работы в институте, чтобы, по его собственным словам, «как-то с ней разделаться». Позднее к проблемам тамильской культуры Пятигорский уже не возвращался, сосредоточившись на буддизме, в частности, на древнеиндийском философе Асанге и его учении о сознании. Однако книга «Материалы по истории индийской философии» дает хорошее представление о проблематике древнеиндийской философии в целом, и в предисловии к ней Пятигорский пишет: «Большую помощь в общих вопросах индологии и истории философии и религии мне оказал покойный Ю.Н. Рерих».

[2] Мы не имеем здесь возможности перечислять научное наследие Ю.Н. Рериха. Интересующиеся могут найти эту информацию на сайте Петербургского Музея-института семьи Рерихов: www.roerich-museum.org

[3] «Смысл этой методологической принудительности очень прост: человек должен думать определенным образом об определенных вещах, чтобы… не думать . Не думать о своем мышлении , о своей судьбе». – А.М. Пятигорский. «Реакция философии на тоталитаризм» (Избранные труды. М: 1996, с. 158).

 [4] «Разведение понятий «Запад» и «Восток» – это временная уступка идеологическому идиотизму. Запада и Востока нет, нет России и Запада, нет России и Востока… Есть непрерывные градации, которые мы сводим к каким-то чрезвычайно искусственным, вкусовым, а не эпистемологическим разграничениям. В данном случае я призываю вас избавиться от клише – результата дикого бездумия идеологии и реакции на идеологию. От тех клише, которые господствовали в ХХ веке. Для нормально мыслящего человека никакого Запада и Востока нет, так, например, древнекитайская историческая традиция бесконечно ближе европейской, чем индийскому полному неисторизму. Арабы были классическими европейскими историками XVI-XVII веков, а писали они в VIII, IX и X веках. Это искусственное бездумное разграничение, которое, повторяю, имеет смысл только эстетический» («Я –человек никакой культуры». Избранные труды… С. 300).

*************************************************************************

                    « ВЕЧЕРНЯЯ ПЕСНЬ » Алексея Степановича Хомякова

   …В связи с юбилеем выдающегося нашего соотечественника Наталья Викторовна создала сочинение, посвященное его памяти. Мне думается, что вместе с «Тамерланом» эти два сочинения композитора -  как бы

  д и л о г и я. Дилогия Памяти. Дилогия Воспоминания о Будущем…

Солнце сокрылось; дымятся долины;
Медленно сходят к ночлегу стада;
Чуть шевелятся лесные вершины,
Чуть шевелится вода.
Ветер приносит прохладу ночную;
Тихою славой горят небеса...
Братья, оставим работу денную,
В песни сольем голоса:
"Ночь на востоке с вечерней звездою;
Тихо сияет струей золотою
Западный край.
Господи, путь наш меж камней и терний,
Путь наш во мраке... Ты, Свет Невечерний,
Нас осияй!
В мгле полунощной, в полуденном зное,
В скорби и радости, в сладком покое,
В тяжкой борьбе –
Всюду сияние Солнца Святого,
Божия Мудрость и Сила и Слово,
Слава Тебе!"

           …Словесный образ… Музыкальный образ… Уроки классики… Воспитание классикой… « В ЭТУ НОЧЬ »… -  

В эту ночь Земля была в волненьи:
Блеск большой диковинной звезды
Ослепил вдруг горы и селенья,
Города, пустыни и сады.
А в пустыне наблюдали львицы,
Как, дарами дивными полны,
Двигались бесшумно колесницы,
Важно шли верблюды и слоны.
И в челе большого каравана,
Устремивши взоры в небосклон,
Три царя в затейливых тюрбанах
Ехали к кому-то на поклон.
А в пещере, где всю ночь не гасли
Факелы, мигая и чадя, –
Там ягнята увидали в яслях
Спящее прекрасное Дитя.
В эту ночь вся тварь была в волненьи,
Пели птицы в полуночной мгле,
Возвещая всем благоволенье,
Наступленье мира на земле…

*************************************************************************

           «Мелодия - душа всего... Без мысли нет поэта, без мелодии – музыки»

    Замысел и его духовно-эстетическое воплощение композитором Натальей Волковой… «Соборное», несказанно чарующее волшебное действо оркестра… Неуловимо-«космическое»  присутствие во всей этой гармонии, «диалектики души» великого дирижёра…

   Сегодня всё настойчивее, требовательнее звучат голоса, мнения о решительном повороте к эстетическому, духовно-нравственному воспитанию в средней и высшей школе. В новых учебниках, просветительско-образовательных хрестоматиях, на учебно-культурологических дисках помогут «открытию мира» отроками и отроковицами Рерих и Свиридов, Чайковский и Хомяков, Шостакович и Кабалевский, Рахманинов и Проковьев, фонозаписи великих певцов, исполнителей, хоровых коллективов, оркестров.

      Владимир Васильевич Стасов    полагал: «Русский народ - один из самых музыкальных во всем мире. Он славился этим с глубокой древности. Сквозь все столетия русский народ, в этом отношении непоколебимый и непотрясаемый, пронес свою народную песнь»; «Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас»; «Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием»; «Мелодия - душа всего... Без мысли нет поэта, без мелодии – музыки»…

   «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», - настаивал  Василий Александрович Сухомлинский . «Что такое музыка? Она занимает место между мыслью и явлением; как предрассветная посредница, стоит она между духом и материей; родственная обоим, она отлична от них; это дух, нуждающийся в размеренном времени; это материя, но материя, которая обходится без пространства» ( Генрих Гейне ); «Когда я создаю музыку, я всегда надеюсь, что моя музыка подарит радость многим людям. Если так и получается, я очень счастлив. Дарить радость - вот что делает меня счастливым» ( Майкл Джексон ).

****************************************************************

                           «Повремени,  мгновение,  ты  прекрасно!..»  

                           Памяти  Валентины  и  Виктора  Волковых.

О  милых  спутниках, которые  наш  свет

Своим  сопутствием  для  нас животворили

Не  говори  с  тоской: И Х    Н Е Т;

Но  с  благодарностию   -  Б  Ы  Л  И…      ВАСИЛИЙ  ЖУКОВСКИЙ.

   …«Родная Русь, много таится в тебе непочатых сил   и  из твоего талантливого  юного духом народа много ещё впереди выйдет  и истинных поэтов, и художников., и мыслителей. И теперь уже немало ты дала        людей таланта – бодрых силою, честных делом, мыслью, речью, а дальше, дальше за тобой, как необозримы твои степи, дебри и леса, необозримо твоё великое будущее и не умирающие  надежды  - надежды твоих лучших людей!» - писал Н.А. Соловьев-Несмелов в статье «Памяти И.З. Сурикова». В книге «Русские поэты» Несмелов   развивает свои мысли  о значении «поэтов, непосредственно вышедших из народа, поэтах крестьянах  (таких, как А.В. Кольцов, И.С. Никитин). «…и много славных, дорогих  имён  русской чуткой мысли пришли и сказали своё горячее слово, -удовлетворенно констатирует он, - сказали, что жив русский народ, жива и сильна его речь, и есть что сказать ему, что духовные богатства его обильны; спал он духовно долго, но вот с этими яркими звездами своих мыслей, своего духа, он проснулся»…

   Такие произведения, как «Тамерлан» (с посвящением Ю.Н. Рериху) композитора Натальи Волковой,  в о ч е л о в е ч и в а ю т, одухотворяют  великую тему искусства –

П  А  М  Я  Т  Ь. Воспоминание о будущем… Далёкое - близкое… Потревоженные тени минувшего…

   Мне посчастливилось дружить, товариществовать, сопутствовать, общаться с Волковыми. С Виктором, превосходным математиком; в Пензе обсуждали мы с ним историческую судьбу старинного губернского города, связанного с именами Ульяновых, Лермонтовых, Белинских, Радищевых, Вяземских,  Мейерхольдов, Давыдовых… В истории культуры есть даже эпоха «пензенский период оборонной литовской поэзии» (в Пензе, в эвакуации, жили и творили Саломея Нерис и её сотоварищи). Валентина Волкова, замечательный физик, занимала дружеский нейтралитет в  баталиях  «физиков» и «лириков». Уже в Рязани все мы вместе «навещали» есенинское Константиново, родные места Циолковского, Павлова, Мичурина, Полонского… Делились впечатлениями от паломничеств в Санкт-Петербург (Ленинград), Москву-матушку…

   …Некоторые мелодические «линии» Натальи Волковой в её композициях, посвященных А.С. Хомякову и Ю.Н. Рериху,  -  светло-печальная встреча , о которой с гениальной духовной энергетикой  сказал на века В.А. Жуковский:

                         О  милых  спутниках, которые  наш  свет

                         Своим  сопутствием  для  нас животворили

                          Не  говори  с  тоской: И Х    Н Е Т;

                         Но  с  благодарностию   -  Б  Ы  Л  И…

 
По теме
29 марта 2024, 05:17 — Общественная служба новостей — ОСН Алла Пугачева выпустила новый трек «Береги», который она исполнила в дуэте с музыкантом Евгением Моисеевым.
29 марта 2024, 01:30 — Общественная служба новостей — ОСН В феврале текущего года Стамбул привлек более 1,3 миллиона иностранных туристов, причем значительную часть составили граждане России – около 140 тысяч человек.
29 марта 2024, 00:47 — Общественная служба новостей — ОСН Известному британскому режиссеру и обладателю премии «Оскар» Кристоферу Нолану будет присвоено звание рыцаря.
Фото: Дом культуры «Коммунарка» В Доме культуры «Коммунарка»  напоминают , что ведущий творческий коллектив города Москвы вокальный ансамбль «Алькор» выступит с отчетным концертом в эту субботу.
28 марта 2024, 19:54 — Общественная служба новостей — ОСН Генеральный директор Фонда культурно-музыкального наследия Магомаева Маргарита Косарева призвала не обращаться к вдове певца Тамаре Магомаевой с вопросами о те
В рамках патриотического воспитания и просвещения несовершеннолетних Кузьминской межрайонной прокуратурой г. Москвы для воспитанников Центра содействия семейному воспитанию им.
28 марта 2024, 18:39 — Общественная служба новостей — ОСН Актер театра и кино Георгий Дронов в интервью с «ФедералПресс» обсудил важность кинематографа и других форм искусства в жизни молодого поколения.
28 марта 2024, 16:41 — Общественная служба новостей — ОСН Жюри чемпионата России по танцевальному спорту подала в суд на СМИ, которые обвинили ее в игнорировании теракта и поздней эвакуации из «Крокус Сити Холла».
28.03.2024   Творческий конкурс состоится в КЦ «Загорье». Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва» В Культурном центре «Загорье» 30 марта пройдет фестиваль-конкурс под названием «ДРАМА.feat».
Счет шел на секунда: как врачи спасали жизни пострадавших в теракте в «Крокусе» - Вечерняя Москва Заместитель главного врача по медчасти НИИ скорой помощи им. Склифосовского Артем Саприн во флагманском центре, куда доставили многих пострадавших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Вечерняя Москва
Столичные врачи смогут определять патологии позвоночника с помощью ИИ-сервиса - Информационный Центр фото: mos.ru Московские медработники при помощи сервиса искусственного интеллекта получат возможность на магнитно-резонансной томограмме шейного отдела позвоночника определять образование грыж, протрузий и стеноза.
Информационный Центр
28 марта 2024, 23:42 — Общественная служба новостей — ОСН Онколог и колопроктолог Аркадий Беджанян предупредил об опасности дивертикулеза — патологического процесса, который может привести к серьезным последствиям.
ИА Общественная служба новостей
29 марта 2024, 05:57 — Общественная служба новостей — ОСН Многие россияне предпочитают самодиагностику и самолечение, обращаясь к интернету и обсуждая проблемы со знакомыми, вместо того чтобы идти к специалистам.
ИА Общественная служба новостей