Составить на выходные дни телесетку — это попытка накрыть стол, пытаясь угодить всем гостям. Появляются и салаты, и закуски, и даже консервы, и пирожки. Гости едят все подряд, кому сколько желудок позволяет. Но как тут не вспомнить героя «Ширли-мырли» Васю Кроликова: «Капуста — это хорошо, но дома должны быть и мясные закуски!» Их-то на столе и не было.
Вот такой парадокс: всего много, а «фишки», мясной закуски, — нет. Ну для кого-то, возможно, ею стал вечерний КВН на Первом канале: я сама его жду как глотка воздуха, иногда разочаровываясь, но обычно — хохоча от души. Но в целом ТВ-палитра выходных диетична, никакой услады для гурмана.
Назвать «консервами» фильм «Каменный цветок. Уральский сказ» Александра Птушко язык, конечно, не повернется. Но на ТВ-столе он, очевидно, занимает именно их место и выглядит более чем достойно, забивая модные «салаты». Снятый в 1946 году, он принес Птушко Сталинскую премию, был награжден за лучшее цветовое решение в Каннах. «Россия К» показала его к 115-летию Птушко, а после фильма можно было посмотреть интереснейшую докленту о самом Александре Лукиче.
Жаль, что его имя сегодня помнят не все, ведь Птушко был феноменально талантливым человеком и настоящим новатором. Это он в далеком 1932 году снял первый объемно-мультипликационный фильм «Властелин быта», а затем — уникальный комбинированный фильм «Новый Гулливер» по мотивам романа Джонатана Свифта, в котором впервые естественно уживались в кадре актеры и куклы, которых было... около полутора тысяч! Эта работа взорвала кинематографический мир ничуть не меньше эйзенштейновского «Броненосца Потемкина» и диснеевской «Белоснежки». Кордебалет, устроенный куклами под песню «Моя лилипуточка, приди ко мне» вызывал гомерический хохот, тем более что куклы Птушко казались живыми — у них была выразительная мимика и умопомрачительные манеры. Поскольку и Гулливеры, и лилипуты присутствуют и в нашей жизни, фильм «естся» на ура и сегодня.
Кстати, приемами, которые придумал Птушко, кинематографы всего мира пользуются до сих пор, не будем забывать, кто был первым… Вспоминая режиссера, нельзя не напомнить и о его гениальном «Садко», после которого Сергей Столяров влюбил в себя всю женскую часть населения нашей страны (к тому же лента получила «Серебряного льва» в Венеции), и «Илью Муромца», вошедшего в Книгу рекордов Гиннесса — в его массовке Птушко снял 104 тысячи статистов! В унисон с «Россией К» выступил и «ТВ Центр», показав премьеру документального фильма «Рыцари советского кино», посвященного культовым актерам минувшей эпохи. И имена вспомнили замечательные, и спикеров подобрали знающих, так что поностальгировать можно было с удовольствием.
Ну а «Первый» в цикле «Теория заговора» запустил очередную пугалку, на этот раз адресованную дачникам и садоводам. Честно говоря, это первая передача в целом интересного и полезного цикла, из которой не удалось узнать ровным счетом ничего нового — все эти наколки, «разводы» и обманки описывались много раз, так что смотреть было скучно. Кстати, садоводством в России увлечены 50 миллионов человек. Надеюсь, они в этот момент копали грядки, а не тратили время у телика так бездарно, как это сделала я.
Реванш «Первого» — фильм про Аллу Пугачеву как бабушку. Мило, по-семейному. И с органичным выводом: она одна у нас такая, Примадонна.