Русь-СССР:накануне.Плеханов Первозванный.

Осенние выборы: воспоминание о будущем.

                                    ВАСИЛИЙ   Ш   А   Х   О   В

 

            Русь – СССР: накануне. Плеханов первозванный.

 

                ПЛЕХАНОВ ПЕРВОЗВАННЫЙ: учиться везде и всегда - 4

 

************************************************

   …Пламенно-жаркое лето   2016-го   «подогревается»    выборными «выбросами». Полемические баталии, публицистические выпады, дискуссионные инсинуации, стремление «докопаться» до истины… Несогласие, разногласие, иномыслие, единомыслие… Очевидно одно: общество востребовало участие в осмыслении и решении «вечных проблем», «проклятых вопросов», от которых зависят пути и горизонты  цивилизации. Воспоминание о будущем… Неожиданное минувшее… И дело, конечно же, не в знаках дипломатической вежливости  двух выдающихся персон на притулившейся у американского материка «тростниковосахарной» Кубы… От итогов осеннего «референдума» зависит, действительно, многое…

**************************************************************************

                    «Учиться  нужно везде и всегда…»

   «Жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к общественному благу, снисходительность к нарушению законов чести… - вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться… Но не показывает ли нам и современное положение западного общества, что увеличение массы богатства не ведёт ещё за собой увеличения массы счастья? Не видим ли мы, напротив, на каждом шагу, что влияние богатства прямо действует разрушительно не только на нравственность, но даже и на счастье общества, если это общество своим нравственным и умственным развитием не приготовлено ещё выдержать натиска приливающего богатства?» (выделено Ушинским – В.Ш.).

***********************************************

  «Нравственность и свобода – два такие явления, которые необходимо обусловливают друг друга и одно без другого существовать не могут…

****************************************************************

    : «Истинный, высокий патриотизм показывается не в одних временных вспышках, но в постоянном образе действий… Будем же так поступать с нашей землею и с нашими лесами, чтобы и дети наши, и внуки не помянули бы нас лихом, не сказали бы, что мы расточили их богатства».

К. Д. У ш и н с к и й

 

«…Вы говорите, что со всех сторон из глубины

нашего народа идут запросы на образование и что в эту сторону должны быть направлены усилия всех благородных людей. Это великая, бесспорная истина! Да, именно здесь должны, прежде всего и больше всего, потрудиться все те, которые не хотят, по выражению поэта, позорить гражданина сан…»

                                                                      Г. В. П л е х а н о в

*******************************************************************

 

     …Если воспитание желает счастья человеку, полагал К.Д. Ушинский, то оно должно готовить его с первых шагов обучения к труду.     Ушинский ( а также Плеханов, другие педагоги ХХ столетия) были противниками «развлекательной и потешающей» педагогики, лишенной главной нравственной основы. «Шутливая, п о т е ш а ю щ а я  детей педагогика разрушает характер человека в самом зародыше. Ученье есть труд и должно остаться трудом, полным мысли…- настаивал Ушинский.-

ДАТЬ ТРУД ЧЕЛОВЕКУ, ТРУД ДУШЕВНЫЙ, СВОБОДНЫЙ, НАПОЛНЯЮЩИЙ ДУШУ, И ДАТЬ СРЕДСТВА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭТОГО ТРУДА – ВОТ   П О Л Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е  ЦЕЛИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ… ТРУД ЕСТЬ ЕДИНСТВЕННО ДОСТУПНОЕ ЧЕЛОВЕКУ НА ЗЕМЛЕ И ЕДИНСТВЕННО ДОСТОЙНОЕ ЕГО СЧАСТЬЕ…»

 

            Большое видится на расстоянии…   Всё отчётливее, всё рельефнее

вырисовывается ещё одна грань  творческой индивидуальности Г.В. Плеханова:

психолого-педагогический, учительно-воспитательный потенциал его наследия.

Плеханов - Учитель учителей («первоучитель»), Педагог, Наставник, Мастер «духоподъёмного» слова.

            Он был великим гуманистом-просветителем. «Освобождение  труда» было его заветной мечтой. Он часто повторял слова Экклезиаста: «Притесняя других, мудрый становится глупым».

            В разные годы предпринимались попытки исследовать педагогическое

наследие  Плеханова, его роль и место в истории педагогики, педагогического

движения в России. В 1925 году в Киеве  издана  фундаментальная «ПЛЕХАНОВСКАЯ  ХРЕСТОМАТИЯ», включившая  классические тексты

выдающегося  педагога, философа, социолога, обществоведа. В трёхтомной «Истории педагогики» Е.Н. Медынского (1925-1929) имеются многочисленные

ссылки  на  плехановские сочинения. Укажем на предисловие академика А.Г. Калашникова к книге П. Панкевича «Мысли Плеханова о воспитании и образовании» (М., 1926). В 1943 г. в журнале «Советская педагогика» (№ 11-12)

опубликована статья В. Бобровникова «К вопросу об изучении педагогических взглядов Г.В. Плеханова».  См. также: Н. Морозова. «Г.В. Плеханов о семейном

воспитании» («Семья и школа», 1958, № 3), «Г.В. Плеханов о сущности

воспитания» (Доклады АПН РСФСР, 1, 1958).Серьёзным   монографическим исследованием является  книга Г.А. Сакварелидзе «У истоков русской марксистской педагогической мысли. Педагогические взгляды Г.В. Плеханова» ( Тбилиси, изд-во «Ганатлеба», 1975).

            …Воодушевлял «Жоржика»  пример некрасовского «Школьника»:

 

                - Ну. Пошёл же, ради Бога!                         Скоро сам узнаешь в школе,

                Небо, ельник и песок -                                   Как архангельский мужик

                Невесёлая дорога…                                        По своей и божьей воле

                Эй, садись ко мне, дружок!                          Стал разумен и велик.

 

                Ноги босы, грязно тело,                                               Не без добрых дел на свете –

                И едва прикрыта грудь…                             Кто-нибудь свезет в Москву,

                Не стыдися! Что за дело?                          Будешь в университете –

                Это многих славный путь,                          Сон свершится наяву!

 

                Вижу я в котомке книжку,                         Там уж поприще широко:

                Так, учиться ты идёшь…                            Знай работай да не трусь…

                Знаю: батька на сынишку                           Вот за что тебя глубоко

                Издержал последний грош.                         Я люблю, родная Русь!

 

                Знаю, старая дьячиха                                   Не бездарна та природа,

                Отдала четвертачок,                                  Не погиб ещё тот край,

                Что приезжая купчиха                                Что выводит из народа

                Подарила на чаёк.                                          Столько славных то-и-знай, -

 

                Или, может, ты дворовый                          Столько добрых, благородных,

                Из отпущенных?.. Ну, что ж!                   Сильных любящей душой,

                Случай тоже уж не новый -                        Посреди тупых, холодных

                Не робей, не пропадёшь!                              И напыщенных собой!

 

            «Это многих славных путь…»    Александр Левитов  из Доброго, Василий Слепцов из Воронежа,  ученик Чернышевского Михаил Воронов из Саратова…  Много-много их, этих народных заступников: Решетников, Помяловский, Николай и Глеб Успенские… Беллетристы-народники… Златовратский, Засодимский, Наумов, Каронин, Нефёдов, Суриков…

            Это, по мысли Плеханова, «все те, которые не хотят, по выражению поэта, позорить гражданина сан».

            «Ничто столь сильно не действует на благоденствие царств и народов, как воспитание», - утверждал в «Русской правде» П.И. Пестель.

Обращение к духовно-педагогическим воззрениям Кондратия Рылеева,      к его пониманию общественного и нравственного идеала («Известно мне: погибель ждёт Того, кто первый восстаёт На утеснителей народа – Судьба меня уж обрекла, Но где, скажи, когда была Без жертв искуплена свобода? Погибну   я за край родной, - Я это чувствую, я знаю… И радостно, отец святой, Свой жребий я благословляю!»). Плеханову близок рылеевский идеал жертвенности во имя нравственно-социальной справедливости («Моя душа до гроба сохранит Высоких дум кипящую отвагу; Мой друг! Недаром в юноше горит Любовь к общественному благу»). Выходцу из Гудаловки понятен и симпатичен исповедально-риторический вопрос лирического героя-романтика: «Могу ли равнодушно видеть Порабощенных земляков?»

            Свободолюбцы надеялись на благотворные перемены ( «Взойдет гроза на небосклоне – И волны на берег с утра Нахлынут с бешенством погони И слягут бронзовые кони И Николая и Петра». Н. Огарёв).

            Просвещение народа, просвещение  - как необходимое и первейшее условие процветания и блага, развития и прогресса отечества.  «Да, невежество народа обходится ему так дорого, что, без сомнения, одной годовой непроизводительной платы за невежество достаточно, чтобы устроить порядочные школы по всей России и содержать их двадцать лет», - полемически заостренно  констатировал  К.Д.  Ушинский.

Ум человека, его интеллект, его нравственно-духовные  убеждения – наиболее ценный общественный капитал, истинное    ( в том числе и экономическое) богатство общества. «Человек сам, и ничто другое, есть источник своего богатства. Развейте ум человека, обогатите его познаниями окружающего мира, и он превратит и болота, и пески, и безлюдные горы в источники богатства, - говорил Ушинский. - А пока человек дремлет в невежестве, до тех пор скудна самая богатая от природы страна, и народы нищенствуют, и финансы находятся в жалком положении, какие бы ни предпринимались кредитные обороты, которые без истинного богатства всегда останутся перекладыванием клочков бумаги из пустого кармана в другой, такой же пустой».

Ушинский ( а с ним солидаризировались и Плеханов, и другие «освободители труда») настаивал на том, что «самой выгодной финансовой операцией»  является устройство хороших школ, поскольку народные школы «открывают самые источники богатства».

  В цикле статей о беллетристах-народниках Плеханов своеобразно трактует   просветительско-педагогические идеи Ушинского.

«Каждый народ имеет свой особенный  и д е а л   ч е л о в е к а  и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях, - полагал Ушинский. – Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу народной литературы… Мы хотели воспитывать народ для наших собственных целей, и вот почему он с таким недоверием смотрит на учреждаемые нами школы. Но если мы станем учить народ для его собственной пользы, тогда и его взгляд на школы переменится…»

«Жизнь человечества остановилась бы на одной точке, если бы юноши не мечтали»,-говорил К.Д. Ушинский, настаивавший на  потребности «сделать как можно больше пользы Отечеству»(«Дело воспитания такое важное и такое святое, именно такое святое дело, такое решительное и непоправимое, что рука всякого истинно русского человека, прикасаясь к нему, невольно задрожит»).

            «…Воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, ноя вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведённый ребенком посреди рощи и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы, - что такой день стоит многих недель, проведённых на учебной скамье», - эти мысли  К.Д. Ушинского  многое проясняют  в  понимании того,  к а к   формировались такие

творческие индивидуальности, как Плеханов, Писарев, Левитов, Суриков,Горький, Бунин, Пришвин.

            «Как оживлялась и наполнялась впечатлениями жизнь моя, когда приближалась весна: я следил за каждым её шагом, за каждой малейшей переменой в борьбе зимы и лета. Тающий снег, чернеющий лед реки, расширяющиеся полыньи у оврага, проталины в саду, земля, проглядывающая там и сям из-под снега, прилет птиц, оживающий лес, шумно бегущие с гор ручьи – всё это было предметом моего страстного, недремлющего внимания,

и  в п е ч а т л е н и я   б ы т и я   до того переполняли мою душу, что я ходил как полупьяный, - рассказывает К.Д. Ушинский. – о вот и снегу нет более, и неприятная нагота деревьев в саду заменилась со всех сторон манящими, таинственными зелеными глубинами; вот и вишни брызнули молоком цветов, зарозовели яблони, каштан поднял и распустил свои красивые султаны, и я бежал каждый раз из гимназии домой, как будто меня ждало там и невесть какое сокровище. И в самом деле, разве я не был страшным богачом, миллионером в сравнении с детьми, запертыми в душных стенах столичного пансиона? Какие впечатления могут дать им взамен этих живых, сильных, воспитывающих душу впечатлений природы?!»

            «Это было удивительное время, время, когда всякий захотел думать, читать и учиться, и  когда каждый, у кого было что-нибудь за душой, хотел высказать это громко. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать. Порыв её был сильный и задачи громадные. Не о сегодняшнем дне шла тут речь, обдумывались и решались судьбы будущих поколений, будущие судьбы всей России, становившейся в зависимость от того или другого разрешения реформ. Эта заманчивая работа потянула к себе всех более даровитых и способных людей и выдвинула массу молодых публицистов, литераторов и ученых, имена которых навсегда связывались с историей русского просвещения…»- говорил Н.В. Шелгунов.

            Примечательно, что одним из весьма популярных лозунгов революционной Франции  ( его разделяли народники-просветители)   было требование: «После хлеба образование является первой потребностью человека».

            «Педагог должен учить своим примером» -  убеждение одного из педагогов Воронежского кадетского корпуса (военной гимназии) Николая Степановича Тарачкова.

            Для понимания того,  ч т о    и   к а к   из традиций благотворно воздействует на последующее развитие, становление  творческих индивидуальностей, обратимся к письму Тарачкова  1860-х гг.  к своему товарищу по убеждениям Воскресенскому:

«Наши русские молодые таланты, что есть лучшего и способнейшего в семьях из отроков всех сословий – будущие деятели и капитальные столбы в государстве на всех поприщах служебной и государственной деятельности, поступая в классические гимназии… и употребляя большую часть времени на изучение идеального классицизма с его умершими уже языками… в то же время лишены на всю жизнь познания окружающей природы в её трёх царствах! Оставаясь так образованны, хотя высокоумственно, и в то же время как белоручки, они чужды и бессильны для пользования окружающего их… в виде земельных угодий, фабрик, заводоыв и т. д.

Для пользования ими, как было и в старину, у нас все эти образованнейшие и даровитейшие «классики» поставлены по-прежнему же в зависимость от иностранных немецких специалистов – реалистов, в виде управляющих – агрономов, садовников, сахароваров, винокуров, фабричных химиков, механиков и других разнообразных техников до искусных столяров, слесарей и кузнецов… Все материальные работы у нас остались за немецкими специалистами как чернорабочими, а  мы, русские, как белоручки, находясь в вечной от них зависимости, кланяемся и платим им громадную материальную дань, нередко продавая им и свою земельную, фабричную и другую собственность…»

            Спор между теорией и практикой – давний спор. - «Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли. Но, увы, спор этот, ещё не совсем умолкший и в науке, часто слышится и в жизни и в особенности в деле воспитания. Часто педагог-теоретик, принимаясь за своё сочинение, прежде всего отвлекает свою мысль от бессмысленной пестроты жизненных явлений, старается возвыситься до абстрактных начал воспитания, определяет сначала цель человеческой жизни, взвешивает средства к достижению этой цели и начинает чертить путь воспитания, забывая, что главный вопрос о цели человеческой жизни, на решении которого основана вся его теория воспитания, разрешается в действительности с бесконечным разнообразием…»

            Плеханову близки нравственно-просветительские выводы Ушинского:

«Жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к общественному благу, снисходительность к нарушению законов чести… - вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться… Но не показывает ли нам и современное положение западного общества, что увеличение массы богатства не ведёт ещё за собой увеличения массы счастья? Не видим ли мы, напротив, на каждом шагу, что влияние богатства прямо действует разрушительно не только на нравственность, но даже и на счастье общества, если это общество своим нравственным и умственным развитием не приготовлено ещё выдержать натиска приливающего богатства?» (выделено Ушинским – В.Ш.).

            Дурную услугу оказал бы государству тот, кто нашел бы средство отпускать ему ежегодно всю ту сумму денег,которая необходима его гражданам для покупки за границей  всего, что нужно для самой роскошной жизни.

            Если бы люди открыли философский камень, то беда была бы ещё не велика: золото перестало бы быть монетой. Но если бы они нашли сказочный мешок, из которого выскакивает всё, чего душа пожелает, или изобрели машину, вполне заменяющую всякий труд человека, словом, разом достигли тех результатов, которых добиваются техники и политико-экономы, то самое развитие человечества остановилось бы: разврат и дикость завладели бы обществом, самое общество распалось бы и не одна политическая экономия ( к чему бы она служила тогда?) была бы вычеркнута из списка человеческих знаний; с уничтожением необходимости личного труда сама история должна прекратиться.

            Переходя от государства к отдельным сословиям, следя за возникновением и падением их, мы видим то же самое: как только необходимость труда – будет ли то наука, торговля, государственная служба, военная или гражданская, - покидает какое-нибудь сословие, так оно и начинает быстро терять силу, нравственность, а, наконец, и самое влияние; начинает быстро вырождаться и уступает своё место другому, в среду которого переходит вместе с трудом и энергия, и нравственность, и счастье»,- говорил

Ушинский.

            И ещё одно важное заключение: «Истинный, высокий патриотизм показывается не в одних временных вспышках, но в постоянном образе действий… Будем же так поступать с нашей землею и с нашими лесами, чтобы и дети наши, и внуки не помянули бы нас лихом, не сказали бы, что мы расточили их богатства».

     Если воспитание желает счастья человеку, полагал К.Д. Ушинский, то оно должно готовить его с первых шагов обучения к труду. Ушинский ( а также Плеханов, другие педагоги ХХ столетия) были противниками «развлекательной и потешающей» педагогики, лишенной главной нравственной основы. «Шутливая, п о т е ш а ю щ а я  детей педагогика разрушает характер человека в самом зародыше. Ученье есть труд и должно остаться трудом, полным мысли…- настаивал Ушинский.-

ДАТЬ ТРУД ЧЕЛОВЕКУ, ТРУД ДУШЕВНЫЙ, СВОБОДНЫЙ, НАПОЛНЯЮЩИЙ ДУШУ, И ДАТЬ СРЕДСТВА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭТОГО ТРУДА – ВОТ   П О Л Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е  ЦЕЛИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ… ТРУД ЕСТЬ ЕДИНСТВЕННО ДОСТУПНОЕ ЧЕЛОВЕКУ НА ЗЕМЛЕ И ЕДИНСТВЕННО ДОСТОЙНОЕ ЕГО СЧАСТЬЕ…»

            Знаменательно «созвучие» мыслей Ушинского и суждений Плеханова: «Учиться нужно всегда и везде…   Работать при всех условиях, отдохнём после смерти!..»

                                                (продолжение следует)

 
По теме
Хулигану грозит уголовная ответственность по статье о вандализме Мила ГЕНЬ Пассажир метро в Москве разозлился, что не успел на поезд, и разбил стекло Фото: Михаил ФРОЛОВ В Москве пассажир разозлился,
29 марта 2024, 10:48 — Общественная служба новостей — ОСН В Челябинской области в Сосновском районе в деревне Ключевка предприятие по переработке камня оштрафуют за нелегальный прием на работу мигрантов .
29 марта 2024, 09:56 — Общественная служба новостей — ОСН Родители Далержана Мирзоева*, причастного к теракту в «Крокус Сити Холле», поделились подробностями последнего разговора с сыном.
Прокуратура СВАО утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 63-летнего мужчины, которому вменяют в вину нарушение ПДД, повлёкшее по неосторожности смерть человека.
29 марта 2024, 10:08 — Общественная служба новостей — ОСН Профессор Наньянского технологического университета в Сингапуре, исследователь джихадистских группировок Рохан Гунаратна рассказал,
В Лосиноостровском районе активно используют камеры видеонаблюдения: с их помощью удается оперативно «вычислять» трафаретчиков и по горячим следам закрашивать надписи с рекламой наркотиков.
Предупреждение пожаров – первоочередная задача МЧС России. Именно поэтому сотрудники Главного управления МЧС России по г. Москве на постоянной основе проводят профилактические мероприятия,
29 марта 2024, 03:46 — Общественная служба новостей — ОСН Руководитель Белгородской области Вячеслав Гладков поделился сведениями о том, что на территории областного центра введён режим ракетной опасности.
Счет шел на секунда: как врачи спасали жизни пострадавших в теракте в «Крокусе» - Вечерняя Москва Заместитель главного врача по медчасти НИИ скорой помощи им. Склифосовского Артем Саприн во флагманском центре, куда доставили многих пострадавших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Вечерняя Москва
Спасатель-доброволец из Новогиреево разбирал завалы после теракта в «Крокусе» - Восточный округ Первые шаги как волонтёр Турсун сделал во время пандемии. Фото: Григорий Матвеев Житель Братской улицы 43-летний Турсун Коенов почти два года состоит в отряде спасателей-добровольцев «СпасРезерв».
Восточный округ
Делегация главных врачей медицинских учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, во главе с первым заместителем директора регионального департамента здравоохранения Марией Захаровой,
ГКБ №15
Как организовать идеальную камерную свадьбу: руководство по организации для 10-20 гостей - На правах рекламы Организация свадьбы в современных условиях предполагает новые подходы. Часто жених с невестой ограничиваются скромным празднованием и готовы потратить средства на 10 человек.
На правах рекламы