СЕРГЕЙ АРЦИБАШЕВ – ИЗ ТЕХ РЕЖИССЕРОВ, КОТОРЫЕ — ОТ БОГА

Фото: mospravda.ru
В такт неровного дыханья

На дворе – 1992 год… Актер Олег Пащенко, с которым я познакомилась на съемках фильма «Ермак» классиков советского кино Валерия Ускова и Владимира Краснопольского, пригласил меня в новый, созданный за пару лет до этого Театр на Покровке. Режиссером спектакля «Три сестры» и художественным руководителем театра выступал народный артист России С. Н. Арцибашев.
Сергей Николаевич – из тех режиссеров, которые — от Бога. Тогда, в 1992-м, я этого еще не понимала. Возможно, потому, что далеко не все в его жизни складывалось гладко и «с первого взгляда». Но, будучи явным лидером, Арцибашев умел добиваться своего. Мечтая стать артистом, но выполняя требование отца получить «серьезную специальность» техника-электрика, сначала закрыл все обязательства перед семьей, а уж затем поступил на актерское отделение Свердловского театрального училища. Перебравшись в Москву, добился приема на режиссерский курс великой Марии Осиповны Кнебель. Юрий Любимов, быстро разглядевший в 29-летнем режиссере недюжинное дарование, позвал его к себе на Таганку. А в 1989-м Сергей Николаевич уже возглавлял Московский театр комедии.


Но тогда, в начале девяностых, я, как и большинство зрителей, знала Арцибашева по фильмам: «Не ходите, девки, замуж», «Забытая мелодия для флейты», «Жестокий романс», «Мордашка». Хотя и уже видела его нашумевший спектакль «Надежды маленький оркестрик…». И, откровенно говоря, шла на Покровку с некоторым скепсисом. Тем более что само здание театра, расположившегося в старинном доме с колоколенкой напротив кинотеатра «35 мм», тогда стояло на ремонте. Спектакль «Три сестры» по пьесе А. П.Чехова игрался в помещении на Ольховке.
…Длинный неказистый коридор дома в самом центре старой Москвы впечатления не производил. Мы, зрители, стояли, помнится, у стеночек, вежливо изучая содержимое программок, в которых не было ни одной знакомой фамилии. В коридор выходило множество дверей, все они были закрыты. Где именно находится зал, было неясно. Мужчина слева что-то негромко спросил у соседа напротив, тот ему чуть громче ответил. И я вдруг обнаружила, что нахожусь уже внутри текста хорошо знакомой пьесы, а два современно одетых человека рядом разговаривают друг с другом чеховским языком.
За дверями ближайшей комнаты тем временем раздался перебор гитарных струн и свежие молодые голоса запели старинный романс: «Стояли мы на берегу Невы, вы руку жали мне…» Двери распахнулись, и нас пригласили… на именины к младшей из чеховских сестер – Ирине. Усадили за длинный стол. На столе, в лучших традициях самого писателя, приглашавшего друзей на читку пьес в свой домик в Крыму, были утка с яблоками, какие-то пироги, закуска, водка для мужчин, шампанское для дам. Чехов ведь так и писал друзьям, мол, приходите, «посидим-посумерничаем, я почитаю новую пьесу, будет утка с яблоками, я выпью этой темной русской водки»…


А что же я? Я — зрительница, сбитая с толку, совершенно обалдевшая от всего происходящего, была заворожена новым, необычным для столицы театральным действом. А точнее — формой этого действа. Дверцы в мое, наглухо закрытое из-за постоянно льющегося с телеэкранов негатива, подсознание распахнулись настежь. А ведь достучаться до сердца критика – особое искусство! Я ощущала себя в тот миг полноправной участницей праздника, внимала, смеялась, переживала, плакала наравне с героями. А они лишь к третьему акту, доказав, что имеют на это право, вдруг переоделись в исторические костюмы, возник небольшой подиум, а мы оказались в традиционном зрительном зале.
Вот с этого-то спектакля «Три сестры», каким по сути и началась история театра, я стала горячей поклонницей коллектива «Покровки». С моей легкой руки этой любовью постепенно воспылал весь творческий коллектив «Московской правды» во главе с ее главным редактором Шодом Саидовичем Муладжановым. Мы как могли поддерживали театр своими публикациями. И надо отдать должное Сергею Николаевичу Арцибашеву – он испытывал к газете аналогичные теплые чувства.
Сегодня я нет-нет да и обращаюсь мысленно к тому первому спектаклю. Вспоминаю его в те моменты, когда на театральной карте столицы внезапно появляются всевозможные эпатажные «эксперименты» — театр в лифте, театр в бассейне, театр-«бродилка». А газетные рецензии начинают пестреть перечислением якобы новых экзотических жанров – «сайт-специфик», «инвайронмент», «променад», «иммерсивный театр».
Иностранные слова эти, конечно, звучат, красиво и внушительно. Но только сам эксперимент далеко не нов: пионером театрального процесса «погружения» уже четверть века назад выступил Сергей Арцибашев. (А если верить старожилам театра, то еще раньше им «баловался» Юрий Завадский, спектакли которого начинались в саду перед Театром Моссовета.)


Но Арцибашев, в отличие от Завадского, в своих спектаклях от игр с Пространством перешел к играм со Временем. И тут достаточно вспомнить его другую совершенно неожиданную постановку — «Мой бедный Марат», которой рукоплескал еще сам Алексей Арбузов, уверяя, что он увидел на сцене впервые именно то, что сам написал в пьесе (Арцибашев поставил этот спектакль еще во время учебы в ГИТИСе).
Сюжет пьесы простой: троица героев, встретившаяся в холодной квартире в блокадном Ленинграде зимой 1942-го, пронесла свою дружбу через годы. К произведению Арбузова обращались многие советские режиссеры, да только никто и никогда не ставил ее так, как решился поставить Сергей Николаевич. Трое повзрослевших героев встречаются через двадцать лет сами с собой – блокадными мальчишками и девочкой, всматриваются в глаза и вопрошают: «А сохранились ли в нас идеалы юности?» А потом, еще спустя десять лет, возникают уже три тройки героев разных возрастов. Так и стоят напротив друг друга эти девять человек, как перекрестный символ вопрошающей чести.
Это единственный спектакль в Москве, бывая на котором время от времени, я испытываю потрясение: по коже каждый раз бегут мурашки. Так пронзительно и современно это звучит сегодня.
Вообще в театре Сергея Арцибашева многое впечатляло, будоражило, «взрывало мозг». Арцибашевский режиссерский почерк отличался голографичностью создаваемых образов, несущих не только второй, но и третий, четвертый планы. В освоении пространства он двигался во всех направлениях сразу: ввысь — к философским обобщениям, вширь – к типажной, социальной узнаваемости, вглубь – к психологическим тайникам личности.
Все это позволяло говорить о новой театральной школе, созданной Мастером, который всегда брал классику, и в его чутких умелых руках она оборачивалась очередной «бомбой» на переднем рубеже.
Москва до сих помнит его «Ревизора» с обнаженной немой сценой в финале. И это — в 1993-м! Высокие государственные кабинеты видывали разное, но в прочтении Арцибашева они стали свидетелями великого похмелья горстки чиновников, которые наутро после очередной попойки узнают, что к ним едет Ревизор. Каково?! Не вяжущие лыка, плохо владеющие непослушными телами, чинуши попадают в объятия красоток в сексапильной униформе и белых крахмальных передничках. Девочки приводят высокое начальство в надлежащий вид – бреют, причесывают, наводят маникюрчик. О прочих услугах остается только догадываться. И каждое слово Гоголя при этом оборачивается злейшей сатирой, бьет наотмашь, заставляет смеяться до колик в животе.
Вместе с Шодом Муладжановым мы на протяжении четверти века не пропускали ни одной премьеры Сергея Арцибашева, вплоть до его трагического ухода. И после каждого спектакля по традиции шли к нему в кабинет, где собирались друзья. Режиссер радушно усаживал всех гостей за стол, шутил, поднимал бокал, показывал в лицах разных персонажей, делился планами, переживал из-за затянувшегося ремонта. За столом кипели страсти — ах как спорили! А какие велись разговоры вокруг судеб интеллигенции в России, как горячо обсуждались проблемы и достижения современного театра! И какая здесь звучала музыка!
Часто Арцибашев, крайне занятой человек, но при этом хороший друг, заглядывал к нам в редакцию «Московской правды» на огонек – на день рождения газеты, который всегда весело отмечался, на празднование Нового года, совмещенного со съемками очередной телепередачи «Ловите миг удачи», на день рождения кого-то из сотрудников. Неизменно брал гитару и пел — любимого Высоцкого.
Дорогие сердцу мгновения…
Недавно я подумала: удивительно, но все разговоры в обществе Арцибашева очень напоминали беседы столь любимых им героев Чехова. Произведения Антона Павловича он всегда в своем театре ставил сам — кроме одного-единственного случая: в 2003-м доверил постановку «Чайки» нынешнему главному режиссеру Театра на Покровке Геннадию Шапошникову. Видно, ставя по разным театрам, в разных городах, они «дышали» одинаково, были единомышленниками в главным. «И, думая, что дышат просто так, они внезапно попадали в такт такого же неровного дыханья…»
Совсем не случайно после ухода из жизни Сергея Николаевича Арцибашева директор «Покровки» Ольга Юрьевна Пепеляева именно Геннадию Шапошникову предложила возглавить осиротевший театр. Но есть решения, которые могут изменить лицо театра и его судьбу, и они всегда даются непросто: тут семь раз отмерь, один раз отрежь. В такие моменты советуешься с друзьями. И Ольга Юрьевна позвонила в «Московскую правду» — пригласила прийти на спектакль «Тихий Дон», чтобы оценить работу режиссера Шапошникова.
«Тихий Дон» в Москву привез Ростовский театр драмы имени Горького. Мы пошли. Народу в Малом тогда было — яблоку негде упасть. Мощное театральное полотно и впрямь завораживало: Геннадий Шапошников удивительным образом сумел «упаковать» масштабное шолоховское произведение в емкую яркую форму, обозначив акценты, подчеркнув смыслы, приправив все это специями зрелищности. Богато получилось! И убедительно.
Конечно, «Московская правда» поддержала решение директора пригласить режиссера возглавить Театр на Покровке. И Геннадий Шапошников начал с невероятно деликатного восстановления всех знаковых арцибашевских постановок, трудился над этим целый год, прежде чем приступил к репетиции собственной — «О чем пели соловьи». И снова — по Чехову! Заслуга нового режиссера в том, что он сумел сохранить труппу и зрителей — многолетних поклонников арцибашевского театра, зажечь артистов красивыми идеями. Театр на Покровке снова оказался в хороших руках. Мы спокойны за его будущее. И когда друзья из других городов приезжают в Москву и спрашивают, куда бы вечером пойти, мы по-прежнему отправляем их на Покровку – в один из самых интересных, ярких, знаковых театров столицы.

Елена Булова.

 

http://old.mospravda.ru/issue/2011/09/14/article28995/

 

наша редакция
 
По теме
 
Афиша премьеры - Префектура ЮАО Москвы Спектакль «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» откроет сезон нового арт-проекта «Континентальный театр» при культурном центре «Братеево» в одноименном районе Южного административного округа Москвы 20 октября.
26.09.2018
 
C ВЫСОКОЙ НОТЫ - Московская правда 98-й сезон Театр им. Евг. Вахтангова по традиции открыл премьерой. На этот раз художественный руководитель театра представил свою постановку спектакля «Фальшивая нота» по новой пьесе французского режиссера,
23.09.2018
 
«Метод Гронхольма» в Театре Армии - Molnet.Ru В Театре Российской Армии зрителей ждет остросюжетная психологическая драма «Метод Гронхольма» по одноименной пьесе испанского драматурга Жорди Галсеран-и-Феррер.
19.09.2018
Сегодня, 14 ноября 2018 года, Московский городской суд вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении 16 участников преступной группы в возрасте от 24 до 44 лет,
14.11.2018 Прокуратура Москвы
Неосторожность водителей и пешеходов приводит, порой, к печальным последствиям На дороге далеко не всегда всё бывает тихо да гладко / Фото: Лариса Борцова,
13.11.2018 Звездный бульвар
Неосторожность с огнем – эта причина лидировала в эти семь дней на северо-востоке Москвы Пожарные оперативно справились с огнём / Фото: M24.ru/Лидия Широнина За неделю в округе произошло 5 пожаров и 5 возгораний.
12.11.2018 Звездный бульвар
Метростроители уже опустились в юрский период Метростроевцы находят немало интересного / Фото: Андрей Дмытрив, «Звездный бульвар» Корреспондент «Марьиной Рощи» побывала в строящемся тоннеле станции метро «Шереметьевская».
13.11.2018 Звездный бульвар
Питание кормящих мам - Района Очаково-Матвеевка ЗАО Москвы Тема питания кормящей мамы очень волнует и самих женщин, и врачей. Что посоветовать?
14.11.2018 Района Очаково-Матвеевка ЗАО Москвы
Руководитель рабочей группы Департамента ЖКХ г. Москвы Ольга Этт сообщила о том, что сейчас проводится очередная ежегодная актуализация схемы теплоснабжения города Москвы на период до 2032 года.
14.11.2018 Район Гольяново ВАО Москвы