Православный фестиваль «Преображенские встречи», посвященный столетию Поместного собора Русской Церкви, состоялся в Москве


Москва, 22 августа, Благовест-инфо . Ежегодный православный фестиваль «Преображенские встречи» открылся в субботу 19 августа в конгрессно-выставочном центре «Сокольники».  В течение двух дней более двух тысяч участников из разных городов России и из-за рубежа обсуждали тему «Время новой соборности».   Форум был посвящен столетию начала работы Поместного собора  1917-1918  годов. Организатор фестиваля – Преображенское содружество малых православных братств .

Как сообщается в пресс-релизе форума, тема соборности станет сквозной для дискуссий и 13 фестивальных площадок, посвященных различным сферам церковной жизни – богослужению, общинной жизни, воцерковлению молодежи, отношениям Церкви и общества, взаимодействию церкви и культуры, изучению церковной истории XX века, а также участию мирян в жизни Церкви. Участники вместе размышляли о том, «как продолжить прерванную традицию не столько по форме, сколько по смыслу и духу, какие новые пути созидания соборности возможны сегодня, как в первую очередь возрождать не деятельность структур, а саму жизнь христиан».

Приветствие председателя Синодального миссионерского отдела РПЦ митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна к участникам форума зачитал его первый заместитель игумен Серапион (Митько). Он выразил надежду на продолжение сотрудничества Синодального миссионерского отдела с Преображенским братством, отметив, что эта многочисленная община «на протяжении всей своей истории   оставалась верна своему апостольскому и миссионерскому призванию».

19 августа состоялись два пленарных заседания, во время которых были показаны слайд- и видеофильмы, рассказывающие об истории подготовки и проведения Поместного собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг., о его основных дискуссиях и определениях, которые за 100 лет не были отменены. Уникальность Собора, который фактически «заново пересоздавал Русскую Церковь», которому удалось совершить «творческий акт совмещения предания с меняющейся социальной действительностью», подчеркивал в видеоинтервью Алексей Беглов, старший научный сотрудник Центра истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН. Уникальность Собора состоит еще и в том, что его участникам, «действительно выбранным», удалось договориться по основным вопросам, продолжил Александр Кравецкий, руководитель Научного центра по изучению церковнославянского языка Института русского языка РАН. В своем видеоинтервью он подчеркнул, что в наше время «невозможно следовать букве Собора, потому что мы уже другие», но необходимо «развиваться, а не воспроизводить прекрасное прошлое». «Многие проблемы, которые сейчас в Церкви решают, уже были решены в 1917-18 году, – отметил  Павел Рогозный, научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН. – Однако сейчас я не вижу проявлений той соборности». «Придется соборную деятельность в Церкви начинать заново. Естественно, весь прежний опыт надо учитывать и изучать, но уже на каких-то новых началах», – заключил  серию видеоинтервью церковный историк игумен Иннокентий (Павлов).

Далее состоялся круглый стол на тему «Поместный собор в истории России: pro et contra». Какое значение имел Поместный собор? Мог ли он изменить ход истории, предотвратить катастрофу большевистского переворота? «Главное и единственное значение Собора – это сама соборность как таковая, создание целостной системы управления Церковью…, которая была рассчитана на свободную Церковь в свободном государстве. А за последние сто лет не было ни того, ни другого. Только если в России будет свободная Церковь и свободное государство, возможно, часть решений того Собора можно будет реализовать», – сказал церковный историк, священник Илья  Соловьев. «Поместный собор страшно опоздал. В Предсоборном присутствии 1905-1906 гг. уже были подняты вопросы и предлагались решения, которые потом обсуждались на Соборе. А в 1917 г. невозможно уже было говорить о реформах, когда уже полыхал пожар», – считает доктор исторических наук Елена Белякова. «Собор уже не мог остановить лавину», – согласился с ней заместитель заведующего кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ Глеб Запальский. Он полагает, что все-таки часть решений Собора была реализована в течение столетия, в частности, институт патриаршества. Вместе с тем, Е. Белякова подчеркнула, что Собор «дал мощный импульс на будущее», что он имел мировое значение, в какой-то степени повлиял на идеи II Ватиканского собора. «Решения Поместного собора никто не отменял и не может отменить. Этот Собор до сих пор не завершен, он чудесным образом продолжается», – подчеркнул ректор Свято-Филаретовского института священник Георгий Кочетков. 

Фильм о том, как в некоторых церковных общинах 1920-1930-х гг. удавалось в какой-то мере исполнить некоторые решения Собора, о создании тайных монашеских и мирянских общин в России побудил участников форума к разговору о том, как в православных общинах русской эмиграции осмысливалась соборность. Исследователи наследия русской эмиграции рассказали об опыте протопресвитера Николая Афанасьева, преподобномученицы  Марии (Скобцовой), протопресвитера Александра Шмемана и митрополита Сурожского Антония.  Об опыте лондонского архиерея и созданной им епархии рассказала, в частности, член совета Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» Елена Садовникова. «Соборность есть единственный путь и образ церковности» – такой фразой можно резюмировать позицию упомянутых церковных деятелей. Первый день форума завершился дискуссией на круглом столе «Время ли новой соборности?».

20 августа члены Преображенского братства приняли участие в литургии в храме Христа Спасителя. Далее форум продолжился на тринадцати тематических площадках. В дискуссиях приняли участие представители христианских движений из Италии, Испании, Франции, Германии, США, Чехии, Латвии, а также активисты российских волонтерских движений: «Старость в радость», «Белое дело», «Даниловцы», комитета «Гражданское содействие» и других.

Подробная информация о фестивале «Время новой соборности», подробная справка о Поместном Соборе 1917-1918 гг. размещена на сайте Преображенского братства.

Юлия Зайцева

 
По теме
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью греческому интернет-порталу «Ромфеа».
гос3 - Свято-Введенская Оптина Пустынь Дорогие друзья! Создан Телеграм канал «Помощь ВОИНАМ. Покровский храм в Ясеневе и Подворье Оптиной пустыни» для оказания посильной помощи нашим воинам.
Свято-Введенская Оптина Пустынь
гос1 - Свято-Введенская Оптина Пустынь В пятницу. 22 марта, мы посетили Военный Госпиталь им. Бурденко, филиал 8. От Покровского храма и Подворья Оптиной пустыни передали в Госпиталь инвалидные коляски, костыли, трости, ходунки, пеленки, валики для ампутантов,
Свято-Введенская Оптина Пустынь
Счет шел на секунда: как врачи спасали жизни пострадавших в теракте в «Крокусе» - Вечерняя Москва Заместитель главного врача по медчасти НИИ скорой помощи им. Склифосовского Артем Саприн во флагманском центре, куда доставили многих пострадавших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Вечерняя Москва
IMG 7951 1 - Государственный университет управления 26 марта 2024 года прошло заседание ученого совета ГУУ. Встречу начали с минуты молчания в память о жертвах теракта, произошедшего 22 марта в «Крокус сити холл».
Государственный университет управления
ХХV Конгресс педиатров России - ГБУЗ Морозовская ДГКБ ДЗМ В марте 2024 года в Москве прошел ХХV Конгресс педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии».
ГБУЗ Морозовская ДГКБ ДЗМ
Рихтер: истоки гениальности - Московская Немецкая газета 20 марта, в день рождения великого пианиста Святослава Рихтера, открылась выставка Государственного музея изобразительных искусств им.
Московская Немецкая газета