По праву чести

Закулисные переговоры

                                                                      По праву чести

Неукротимо приближается день открытия Всеправославного, то ли Собора, то ли  Совещания на Крите, – страсти накаляются. Драма, которая началась на острове Куба в феврале т.г., подходит к своей трагической кульминации на острове Крит в июне. Совершился странный визит Путина на Афон. В. Семенко, один из активнейших защитников чистоты Православной Веры, выказывает явный оптимизм по поводу встречи Афонского клира с Путиным, во время его визита на Святую Гору. На чём основано такое добродушное настроение, понять невозможно. Да, встретился президент с расширенным священным Кинотом без соглядатаев, явно по просьбе афонитов, которые хотели изложить ему свой взгляд на предстоящий Собор. Видимо, не убедили, т.к. опубликовали своё мнение публично. Несомненно, визит президента  в Грецию был предлогом для исполнения главной цели: посещения Афона. Спешно придуманное «тысячелетие присутствия» стало формальным поводом для появления там же и в те же дни Патриарха Кирилла, а митрополит Иларион подвязался «по должности». Наличие «Вселенского» Варфоломея I  в этот момент объяснить никак не могли и всячески старательно обходили, не афишировали. Учитывая напряжённость ситуации вокруг предстоящего Собора, нет сомнения, что имели место важнейшие закулисные переговоры, которые, очень вероятно, предопределили основные решения предстоящего островного собрания. Кто бы как ни относился сегодня к Путину, его личности и влиянию на мировые события, в вопросах Православия, он, несомненно, занимает место басилевса. Это не подхалимское расшаркивание, а констатация фактического положения дел. За константинопольским базилевсом во времена существования Византийской империи всегда оставалось последнее слово в вопросах церковной жизни. Император решал, кто должен получить патриарший посох, и, кстати, всегда лично вручал его при интронации. По воле базилевса патриархов извергали из сана, могли заточить, мог самодержец и помиловать. Много было случаев, когда слово императора в церковном вопросе было решающим. Так, обе позорные унии: Лионская 1274 г. и Флорентийская 1439 г., приведшие к таким жутким последствиям Византийское государство, были подписаны православной стороной исключительно по воле императоров. При этом, сопротивлявшиеся патриархи и клирики, были просто репрессированы. Сегодня крупнейшей православной державой является Россия, а Путин имеет такие позиции и влияние в стране, что и церковные вопросы, в конечном счёте, решает именно он. Поэтому так важно, о чём и с кем говорил президент на Афоне, и к каким выводам и решениям пришёл. Но при этом, он не обладает одной очень важной функцией, которой владели базилевсы. Это право ПЕРВОЙ ЧЕСТИ. В сегодняшнем мире существуют 15 автокефальных Церквей: Константинопольская (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия), Иерусалимская, РПЦ, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Польская православные церкви, а также Церкви Чешских земель и Словакии и в Америке, объединённых лишь единым литургическим общением. Вот здесь и возникает вопрос главенства и ранжира, а по церковным канонам «ПРАВО ЧЕСТИ». Это право часто весьма условное, ритуальное, иногда оказывается определяющим в важнейших церковных и светских вопросах. Отношения эти определяются понятием слова-термина «ДИПТИХ». Выражается он лишь в первенстве перед престолом при сослужении первоиерархов Поместных Церквей, в председательстве на Церковных Соборах и на иных официальных собраниях, в первом месте подписи под церковными актами, принимаемыми всеми или несколькими Поместными Церквами. Каждая поместная Церковь имеет своё укоренившееся место в диптихе. Для РПЦ это пятое место. Утвердилось оно при признании Патриаршества в России в 1590 году на Соборе в Константинополе, в котором участвовали Патриархи: Константинопольский Иеремия, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний. Константинопольский Собор постановил: «Во-первых, признаем и утверждаем поставление в царствующем граде Москве патриарха Иова, да почитается и именуется он и впредь с нами, патриархами, и будет чин ему в молитвах после Иерусалима; а во главе и начале держать ему апостольский престол Константинограда, как и другие патриархи держат; во-вторых, патриаршее имя и честь дано и утверждено ныне не одному только господину Иову, но произволяем, чтобы по нем поставлялись Московским собором патриархи в России по правилам, как началось от сего сослужебника нашего смирения и во Святом Духе возлюбленного брата нашего Иова».

Московскому Патриарху было определено пятое место в диптихе — после восточных Патриархов.

 Та церковь, которая обладает «ПРАВОМ ПЕРВОЙ ЧЕСТИ» имеет укоренившееся преимущество решать общеправославные организационные вопросы, в том числе право созыва Православных Соборов, выносить в повестку дня различные вопросы. Сегодня «ПРАВОМ ПЕРВОЙ ЧЕСТИ» обладает Константинопольский Патриарх, который зовётся, по этой причине «Вселенским». Откуда же у Константинопольского Патриарха, паства которого меньше чем у некоторых российских сельских батюшек, взялись такие права? Вот кратко эта история: на протяжении первых нескольких веков христианства, Византион был небольшим заштатным городком и соответствующего масштаба был там и епископ. Но когда император Константин утвердил в нём свою новую столицу и присвоил городу своё имя, естественно, стало расти и значение местного епископа. В 381 г. статус был повышен до автокефальной Архиепископии, а в 451 г. до Патриархата. До этого момента первейшим был Патриарх Иерусалимский. После того, как Константинополь стал столицей империи, Константинопольский патриарх, к которому первому из всех епископов обращался император, приобрел существенные преимущества. Он получил статус посредника между императором и другими патриархами. Являясь в столицу, Александрийский, Антиохийский или Иерусалимский патриархи могли представляться царю только после предварительного доклада у патриарха Константинополя. Уже в конце VI века Константинопольские первоиерархи самовольно, используя «служебное положение» приближённых к особе императора, присваивают себе титул Вселенских патриархов. Затем  император Феодосий I потребовал от Второго Вселенского Собора принять решение (Правило 3) о том, что «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, потому что город оный есть новый Рим». Как видим, это решение было чисто административным, принятым по суверенной воле басилевса. Четвёртый Собор формально расширил и конкретизировал права и преимущества Константинопольского патриарха, официально назвав его «Вселенским». 28-е правило гласило: «епископы представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому». Как видим, Право Первой Чести определялось тем, что второй Рим возвысился над первым. Православный Константинополь давным-давно пал, а право первенства тамошний Патриарх удерживает, хотя размер его паствы превратился в микроскопический огрызок от былого величия. Сегодня фактически все Церкви состоят в гражданском подчинении канонически равному им Константинопольскому патриарху, не имеющему никаких реальных материальных и юридических прав на это. В 1948 г., когда готовился Всеправославный Собор в Москве, именно возражение «Вселенского» превратило его из «Собора» в «Совещание», что имело принципиальнейшее значение и позволило, вопреки воле подавляющего большинства Церквей, через месяц после него Константинопольскому Патриархату и Элладской Церкви, напрямую подчинённой Вселенскому, вступить в экуменический Всемирный Совет церквей. На несостоявшемся Соборе 1948 г., представители Румынского Патриархата подготовили совершенно разумную резолюцию о переходе ПРАВА ПЕРВОЙ ЧЕСТИ к Московскому Патриархату, как наиболее многочисленному и влиятельному,  как самой большой православной Церкви, расположенной, по факту, в «Третьем Риме». Отчаянными усилиями Константинопольского патриархата, при всемерной поддержке американцев и ВСЦ, эта резолюция не рассматривалась из-за пониженного уровня представительствования с уровня Собора до Совещания. Патриарх Алексий I и Сталин не стали настаивать на изменении статуса РПЦ, т.к. важней было не допустить участия большинства православных церквей в экуменической Ассамблее в Амстердаме, и увести их из под влияния Москвы, вследствие раскола, что и было выполнено.

К сожалению, и поныне право первой чести, со всеми вытекающими последствиями, принадлежит никчемной константинопольской Патриархии, которая давно превратилась в карманное оружие американцев. Сегодня, фактически, каноническая жизнь Православных Церквей формируется и определяется не в Стамбуле, а в США. По существу, рычаги управления православным миром оказались в руках США. Как крупную рыбу, попавшую на крючок, опытный рыбак долго «водит», чтобы добыча не сорвалась, так и Америка выматывает силы православия. Политика США в религиозной сфере абсолютно ничем не отличается от действий в военных приготовлениях, таких, как приближение машины НАТО к границам России, строительство ПРО вокруг страны, вовлечение вчерашних союзников в ряды наших  противников. Константинопольский патриарх, кадровый офицер НАТО, выпускник Восточного богословского института в Риме, находится целиком во власти Запада, и проводит такие же агрессивные действия в духовной сфере, как его хозяева в военной. Цель тех и других – уничтожение России, желательно без единого выстрела: рисков и расходов меньше, а результат тот же. Правящая элита России, как и переметнувшийся на сторону Ватикана Лукашенко, совершенно потеряла чувство реальности, и мчит страну, подобно своим предшественникам 91 года, в пропасть. Сгустившиеся над православием тучи сложились в одну чёрную громаду, заполнившую всё небо, готовую пролиться ядовитым дождём и убийственным градом на головы легкомысленных обывателей. Пронесёт – не пронесёт на сей раз, остаётся надеяться на Бога и ждать. Похоже, лишённые воли и чести, массы православного люда на эту успешную атаку Вашингтона и его подручного Варфоломея, при вспомоществовании доморощенного квислинга митрополита Илариона, никак не реагируют.

Спасёт ли на этот раз Богородица нашу несчастную Родину? Остаётся молиться.

 

 

 

Как видим, Право Первой Чести определялось тем, что второй Рим возвысился над первым. Православный Константинополь давным-давно пал, а право первенства тамошний Патриарх удерживает , хотя размер его паствы превратился в микроскопический огрызок от былого величия. Сегодня фактически все Церкви состоят в гражданском подчинении канонически равному им Константинопольскому патриарху, не имеющему никаких реальных материальных и юридических прав на это.

Ещё новости о событии:

В эксклюзивном интервью телеканалу «Россия 24» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал ситуацию с отказом Болгарской Православной Церкви от у
19:02 07.06.2016 Московский Патриархат РПЦ - Москва
В эксклюзивном интервью телеканалу «Россия 24» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал ситуацию с отказом Болгарской Православной Церкви от у
18:39 07.06.2016 Отдел внешних церковных связей РПЦ - Москва
По сообщению информационного агентства «Интерфакс» 7 июня Синод Антиохийской Православной Церкви принял решение не направлять делегацию на Всеправославный Собор, который был запланирован на середину июня на Крите.
17:37 07.06.2016 Благодатный Огонь - Москва
Митрополит Илларион в эксклюзивном интервью телеканалу "Россия 24" прокомментировал ситуацию с отказом Болгарской Православной Церкви от участия в Великом Соборе , который должен открыться 16 июня.
13:31 07.06.2016 Вести.Ru - Москва
Закулисные переговоры                                                                       По праву чести Неукротимо приближается день открытия Всеправославного, то ли Собора, то ли  Совещания на Крите, – страсти накаляются.
13:21 07.06.2016 Газета Завтра - Москва
4 июня 2016 года  гостем передачи «Церковь и  мир», которую на телеканале «Россия-24»  ведет митрополит Волоколамский  Иларион, стал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р.
12:24 07.06.2016 Отдел внешних церковных связей РПЦ - Москва
 
По теме
29 марта 2024, 13:45 — Общественная служба новостей — ОСН Глава Духовного управления мусульман (ДУМ) Российской Федерации муфтий Равиль Гайнутдин наградил 15-летнего молодого человека Ислама Халилова.
Выпускник Вифанской семинарии Николай Евграфович Сироткин со дня рукоположения в священный сан в 1869 году и до своей кончины являлся бессменным настоятелем Знаменской церкви в селе Захарьино бывшего Подольского уезда –
гос3 - Свято-Введенская Оптина Пустынь Дорогие друзья! Создан Телеграм канал «Помощь ВОИНАМ. Покровский храм в Ясеневе и Подворье Оптиной пустыни» для оказания посильной помощи нашим воинам.
Свято-Введенская Оптина Пустынь
Как молиться о жертвах теракта - Звездный бульвар Фото: Александр Авилов, АГН "Москва" Первая реакция человека, узнавшего о трагедии в «Крокус Сити Холл» — что-то сделать.
Звездный бульвар
Счет шел на секунда: как врачи спасали жизни пострадавших в теракте в «Крокусе» - Вечерняя Москва Заместитель главного врача по медчасти НИИ скорой помощи им. Склифосовского Артем Саприн во флагманском центре, куда доставили многих пострадавших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Вечерняя Москва
Спасатель-доброволец из Новогиреево разбирал завалы после теракта в «Крокусе» - Восточный округ Первые шаги как волонтёр Турсун сделал во время пандемии. Фото: Григорий Матвеев Житель Братской улицы 43-летний Турсун Коенов почти два года состоит в отряде спасателей-добровольцев «СпасРезерв».
Восточный округ