Энциклопедические этюды: песенно-музыкальная "география" Московии

лекции Молодёжного Дистанционного Университета Знаний

 

                                                               ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МОСКОВИИ:

                                          ПЕСЕННО - МУЗЫКАЛЬНАЯ «ГЕОГРАФИЯ»

                                                                 

В минуты  музыки печальной

Я  представляю желтый плес…

И шум порывистых берёз,

И первый снег под небом серым

Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры

Гонимых снегом журавлей…

Давно душа блуждать устала

В былой любви, в былом хмелю,

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.

Но всё равно в жилищах зыбких –

Попробуй их останови! –

Перекликаясь, плачут скрипки

О жёлтом плёсе, о любви.

И всё равно под небом низким

Я вижу явственно, до слёз,

И жёлтый плёс, и голос близкий,

И шум порывистых берёз.

 Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чём…

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чём.

                                    Николай Р у б ц о в.

                                    «В минуты музыки».

 

      Школа искусств  в Ватутинках-на-Десне  носит имя   Дмитрия Борисовича Кабалевского (1904 – 1987)…

   В Новой Москве многое связано с творческой биографией замечательного композитора, общественного деятеля, педагога, культуролога. Народный артист Союза ССР, доктор музыковедения, член Академии педагогических наук, секретарь Союза композиторов, орденоносец, лауреат Ленинской и Сталинской премий, Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР, главный редактор журнала «Музыка в школе». Его называли «лучшим музыкальным другом детей».

   Кто не помнит его трогательно-вдохновенные «Песни утра, весны и мира»,

«Поэму борьбы», «Родину великую», «Школьные годы», «Первоклассников», «Счастье», «Спокойной ночи»? Можно ли представить музыкальную отечественную классику без его чарующе-несказанных песен, романсов, прелюдий, рапсодий, сюит, симфонических поэм? Без «Земли и неба», «Дороги цветов», «Весны», «Артековского вальса», «Пионерского звена», «Аэрограда», «Ромео и Джульетты»? Радиоволны несли землянам философски-психологические  музыкальные интерпретации (в операх, кантатах, опереттах,

рондо) сочинений-шедевров Шекспира, Флобера, Диккенса, Бомарше, Шеридана, Р. Роллана, А. Толстого, Р.  Гамзатова, Р. Рождественского, Долматовского, Маршака). Радостно-оптимистические и светло-печальные

песенно-музыкальные встречи не обходились без его «Родины великой», «В огне. Под Москвой», «Четверки дружных ребят», «Про вожатую», «Гибели эскадры», «Часовые стоят», «Не только мальчишки».

   Мудрыми спутниками жизни нескольких поколений стали его талантливые, самобытные книги: «Из воспоминаний разных лет. Избранные статьи о музыке» (1964), «Про трёх китов и про многое другое. Книжка о музыке» (1970), «Прекрасное пробуждает доброе» (1973).

   Ватутинская школа искусств имени Дмитрия Борисовича Кабалевского – одна из лучших в России.

 

                П Р Е К Р А С Н О Е   П Р О Б У Ж Д А Е Т   Д О Б Р О Е

 

   Песенная «география» Московии…  Музыкально-песенные ономастика, топонимика, гидронимика… В них – много познавательно-чарующего, духоподъёмного, врачующе-катарсисного… Песенное тревожно-романтическое сказание о Сахалине, где сейчас, видимо, нелётная погода; сентиментально-плачевое воспоминание о лежащем на биографическом пути Магадане, столице Колымского края; пафосно-величественное песенное слово об Амуре-батюшке, на берегах которого – часовые Родины; раздольно-задушевная сага о славном море, священном Байкале, где  вольнолюбец «тяжкие цепи носил»…

      Дальне-глубинные, срединные и ближние регионы России песенно-историческим  эхом отзываются на бытие и быт, дела и дни, войну и мир, преступления и наказания, былое и думы  россиянина…

В «близкие» и «неблизкие от Москвы губернии»  направлялись фольклористы. Одним из увлечённых поклонников словесного и музыкального  народно-поэтического образа был  П.В. Киреевский, известный собиратель песен. В золотой фонд культуры входит «Собрание народных песен

П.В. Киреевского».

Подмосковье и  «близкие» к ней провинции были основательно изучены другим крупным фольклористом П.И. Якушкиным. Сельские сказители хранили в памяти исторические песни, баллады («Что ж это в каменной Москве за тревога?..»). Чаще всего пешком совершались фольклорные путешествия. Павел Иванович Якушкин придумал даже особый термин для подобных передвижений: «цуфускание» - русизм от немецкого    «цу фусс» (пешком).

В журнальных публикациях тех лет, альманахах, специальных сборниках публиковались  словесно-музыкальные  жанры, зафиксированные в фольклорных экспедициях под Зарайском, Егорьевском, Коломной, Серпуховом, Орехово-Зуевом, Богородском.

Сошлёмся хотя бы на художественно-документальный цикл  «Владимирка и Клязьма» Василия Алексеевича Слепцова (начало 1860-х годов).  Автобиографический повествователь направляется в пешее путешествие от Рогожской заставы по Владимирскому шоссе. Процитируем фрагмент очерка:

«… мы с ним опять в Ивановское. Дорогой он пел про себя какую-то песню; я стал прислушиваться.

 

                                                                               Вот мы день-ат работаем,

                                                                               Ночь на улице гуляем,

                                                                               По трактирам, кабакам,

                                                                               По питейным домам.

 

                                    - Какую ты песню поёшь? Фабричную,  что ль?

                                    - Фабричную.

                                    - Ну, а лучше этой песни не знаешь?

                                    - Как не знать!

                                    - Фабричной какой не знаешь ли?

                                    - Вот фабричная; эта уж самая, выходит коренная.

- Какая же это?

 

                                   А вы заводушки-то мои,

                                               Заводы, значит, фабричные…

 

- Ну, а дальше-то как?

- Дальше всё то же:

 

                                   Вы, фабричные мои…

- Ну!..

- А тут, известно уж: Самы горемычные.

- А потом?

- Потом: кто его заводил, завод-ат.

- Как поётся-то, ты скажи?

- Поётся?

                                               А уж  и кто этот заводик заводил?

                                                               Завела этот завод

                                                               Красна девушка…

 

- Красна девушка?

- Ну - да. Красна девица-душа.

- Как же надо петь? Красна девушка? Или красна девица-душа?

- Всё одно:

                                               Красна девушка,

                                                               Пелагеюшка…»

 

Песенно-музыкальное  Подмосковье… Под  Богородском (Ногинском) автобиографический герой-повествователь слышит, как «голосишко подводит с переливами: «Не хвались ты, вор французик, Своим славным Парижом». Тут и залихватски- задорное, частушечное («Лет семнадцати, не боле, Лиза в лес гулять пошла; И, гуляя в чистом поле, Жука чёрного нашла»); тут  и  умильно-сентиментальный «експронт» («Я по жердочке шла. Я по тоненькой…»; тут и плясовая, зажигательная («Эй, музыка! Аль заржавела?»): 

                                                              

Что ты? Что ты? Что ты? Что ты?

                                                                               Не трожь! Не ворошь!

                                                                               У меня муж не хорош…

 

Песенно-музыкальное Подмосковье «подпитывалось» из Рязанщины, Тульщины, Орловщины, Поочья, Поволжья… Происходило «взаимообогащение» фольклорных и литературных жанров ( См.: Справочник: Русская поэзия в отечественной музыке. Сост. Г.К. Иванов. М., 1966).

Одним из  даровитых знатоков словесно-музыкального фольклора Подмосковья был Александр Иванович Левитов (1835-1877). Левитовский цикл очерков о Подмосковье – один из источников краеведческой (в частности,  музыкально-краеведческой)  культурологии.

Ждёт своих исследователей  тема «И.З. Суриков и «суриковский кружок». Талантливые литераторы, музыканты, этнографы во второй половине Х1Х века сказали своё песенно-музыкальное  с л о в о. «Наши песни» - название суриковского сборника.

«Чем трудней был путь, тем чаще Наши песни раздавались…  Наши песни – не забава. Пели мы не от безделья… Для изнеженного слуха Наше пенье не годился; Наши песни режут ухо, - Горечь сердца в них таится! -  выражал  «кредо»  своё и своих единомышленников Иван Суриков. – В этих песнях миллионы Мук душевных мы считаем; Наши песни, наши стоны Мы счастливым завещаем».…Обращаясь к своему отрочеству, Алексей Кольцов вспоминает, как в его руках оказался томик  Дмитриева; это были первые стихи, которые он видел напечатанными. С заветной книжицей он ушёл в степь и там начал петь страницу за страницей. Он полагал тогда, что стихи  нужно было обязательно  п е т ь.

В этом  детско-отроческом «заблуждении»  Кольцова проявился глубокий смысл. Ведь настоящая поэзия  - это музыка…

… «Культурные гнёзда». Во многих из них – любительские концерты. Огромной популярностью в провинции (а не только в столицах) пользовалось творчество  Алексея Николаевича Верстовского (1799-1862), автора шести опер, опер-водевилей, кантат, песен, романсов, баллад. В крупных городах Подмосковья в местных театрах слушали оперу Верстовского «Пан Твардовский»; были знакомы любители музыки Подмосковья и с его «Аскольдовой могилой». «Тут развернулось все дарование композитора, призванного проложить русской оперной музыке прямой путь к истинной народности»,- говорил  критик и композитор А.Н. Серов.

Занимая с 1825 года должность инспектора музыки при московских театрах, заведующего (с 1830 г.) репертуарной частью казённых московских театров, Верстовский способствовал развитию музыкальной жизни Подмосковья.  Сам Верстовский не только писал ноты, но и часто выступал в роли исполнителя. С.Т. Аксаков  вспоминал:«Слушали мы с наслаждением музыку и пение Верстовского. «Бедный певец», Певец во стане русских воинов», «Освальд, или три песни» Жуковского, «Приди, о путник молодой…» из «Руслана и Людмилы», «Черная шаль» Пушкина и многие другие пьесы чрезвычайно нравились всем, а меня приводили в восхищение. Музыка и пение Верстовского казались мне необыкновенно драматичными. Говорили, что у Верстовского нет полного голоса, но выражение, огонь, чувства заставляли меня и других не замечать этого недостатка» (С.Т. Аксаков. Литературные и театральные воспоминания (1812-1830). – Полн. собр. соч.,  т. 1У, Пб, 1913).

Мемуары свидетельствуют, что в Подмосковье как народные бытовали песни Верстовского на стихи Пушкина. Таков, например, его романс «Чёрная шаль». Одна из московских газет напоминала: «Песни Пушкина сделались народными: в деревнях поют его «Черную шаль». А.Н. Верстовский с большим искусством сделал на сию песню музыку, и доныне жители Москвы не наслушаются очаровательных звуков, выражающих силу стихов Пушкина».

… Одними из «культурных гнёзд» в Подмосковье были имения князей Голицыных. А.С. Пушкин «сошёлся» с Николаем Борисовичем Голицыным. Участник Отечественной войны 1812 года, ординарец П.И. Багратиона, прославившийся храбростью в сражениях под Смоленском, Бородином, Тарутином, Малоярославцем, Вязьмой, удостоенный за храбрость Золотой шпаги, он стал одним из крупных деятелей отечественной культуры. Николай Борисович переписывался с Бетховеном, пропагандировал бетховенское творчество в России. Великий композитор посвятил Голицыну три струнных квартета; по  заказу Голицына Бетховен написал увертюру «Освящение дома». В России по инициативе Голицына впервые прозвучала «Торжественная месса» Бетховена (за двадцать лет до исполнения её на родине композитора).

«Можно сказать, что Ваш гений опередил век, и что теперь, может быть, не найдётся ни одного слушателя, который был бы достаточно просвещен, чтобы насладиться всей красотой Вашей музыки. Но потомки будут благоговеть перед Вами и благословлять Вашу память более, чем это доступно Вашим современникам» (А. Тарасюк. Шпага Николая Голицына. _ «Музыкальная жизнь», 1967, № 2, с. 21).

В Подмосковье   успешно проходили выступления  капеллы Голицыных и  хора Голицына-младшего.

На  музыку были положены многие стихотворения Евдокии Ростопчиной. Глинка, Даргомыжский, А. Рубинштейн  вдохновлялись лирико-психологическими образами талантливой «москвитянки».

В подмосковном Воронове, подворонежском имении  Анна   грустит юная лирическая героиня стихотворения Евдокии Ростопчиной  «Искушение» (1839) о музыкальных вечерах , балах  в столице («Красавицы летят, красавицы порхают, Их вальсы Ланнера и  Штрауса увлекают Неодолимою игривостью своей…»). В различные песенники входило стихотворение Е.Ростопчиной «Слова для музыки» ( это стихотворение, посвященное Меропе Александровне Новосильцевой, положено на музыку А.И. Дюбюком, П.И. Чайковским (1869):

                                                                              И больно, и сладко,

Когда, при начале любви,

То сердце забьется украдкой,

То в жилах течет лихорадка,

То жар запылает в крови…

               И больно, и сладко!..

 

               Пробьет час свиданья, -

Потупя предательский взор,

В волненьи, в томленьи незнанья,

Боясь и желая признанья,-

Начнешь и прервешь разговор…

               И в муку свиданье!..

 

               Не вымолвишь слова…

Немеешь… робеешь… дрожишь…

Душа, проклиная оковы,

Вся в речи излиться б готова…

Но только глядишь и молчишь –

               Нет силы, нет слова!..

 

               Настанет разлука,-

И, холодно, гордо простясь,

Уйдешь с своей тайной и мукой!..

А в сердце истома и скука, -

И вечностью нам каждый час,

               И смерть нам разлука!..

 

               И сладко, и больно…

И трепет безумный затих;

И сердцу легко и раздольно…

Слова полились бы так вольно,

Но слушать уж некому их, -

               И сладко, и больно!..

                               2 февраля 1854.

                                                              

Известная поэтесса Надежда Сергеевна Теплова (родилась в Москве, умерла в Звенигороде)  брала уроки музыки у известного пианиста Шпревица. И в Москве, и в Звенигороде в её семье, имевшей интерес к музыке, часто устраивались песенно-музыкальные вечера. В своей «Флейте» (1835) Теплова повествует о своём пристрастии:

 

                                                               Люблю луны волшебное сиянье,

                                                               И запах лип, и легкий шум ветвей,

                                                                              Люблю забот людских молчанье,

                                                                              Люблю безмолвие страстей.

                                                               Люблю в час вечера унылой флейты звуки

                                                               И слушаю их нежный перелив,

                                                                              Склонив главу, скрестивши руки,

                                                                              В груди дыханье притаив.

В «Совете» (1837) своеобразно раскрыта «музыкальная» тема («Брось лиру, брось, и больше не играй, И вдохновенные, прекрасные напевы Ты в глубине души заботливо скрывай: Поэзия – опасный дар для девы!»).

Музыкальное, осердеченно-психологическое, романтически-сентиментальное  начало – в её «Свирели»(1838):

 

                                                               Свирель, унылая свирель!

Буди, буди пастушек рано!

Пусть кинут мирную постель

Они с денницею румяной,

Услыша раннюю свирель.

 

Свирель, унылая свирель,

Сзывай пастушек в полдень знойный,

В приют тот свежий и покойный,

Где бук растет, густеет ель,

Где в травке ландыши белеют,

Семьей березки зеленеют

И трелит нежная свирель!

 

Свирель, унылая свирель!

Сзывай младых пастушек в поле!

Храни в беспечной, ясной доле,

Гони все мрачное отсель,

Чтобы тоски они не знали

И с тайной грустью не взывали:

Свирель, унылая свирель!

 

В музыкальных сферах Москвы и Подмосковья пользовались уважением имя и литературные опыты Юлии Валериановны Жадовской (1824-1883). Несколько стихотворений её были положены на музыку: «Ты скоро меня позабудешь…»(М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский), «Я всё ещё его, безумная, люблю!..» (А.С. Даргомыжский), «»Нива» (А.Т. Гречанинов). Романс «Я всё ещё его, безумная, люблю!..» полюбился певице Полине Виардо; она исполняла его на русском языке.

 

                                                               Я все ещё его, безумная, люблю!

При имени его душа моя трепещет;

Тоска по-прежнему сжимает грудь мою,

И взор горячею слезой невольно блещет.

Я все ещё его, безумная, люблю!

Отрада тихая мне душу проникает,

И радость ясная на сердце низлетает,

Когда я за него создателя молю.

                                                                                                                                             1846.

Композиторы С.В. Рахманинов, М.М. Ипполитов-Иванов,

 Р.М. Глиэр также обращались к её психологически-сокровенной лирике.

 

                                                               Полночь глухая. Ты думаешь: всё уж уснуло,

 Все тихо, и мир, как кладбище, безмолвен.

Неправда! Прислушайся: шепчут впросонках деревья,

Кузнечик в высокой траве распевает.

Прислушайся к сердцу: безмолвно ль оно?

Прислушайся к думам своим: молчит ли твой ум?

Мой друг! В нашей жизни нет тишины совершенной;

Безмолвна лишь смерть; но и в этом безмолвье

Отыщешь ты нечто такое, что страшно
               И сладко, и чудно душе говорит!

                               «Ноктурно». 1844-1847.

 

… Объявления о благотворительных, просветительских  концертах  в Коломне, Серпухове, Можайске, Волоколамске, Сергиевом Посаде с участием Константина Николаевича Игумнова (1873-1948), выдающегося пианиста и педагога, лауреата Государственной премии СССР, народного  артиста  СССР, профессора Московской консерватории.

«В чём смысл моей жизни? – спрашивал себя Игумнов

незадолго до кончины. – Играть…»

Рекламы  концертов  в Волоколамске, Подольске, Коломне, Химках, Пушкино, Чехове, Раменском, многих других городах  ближнего и дальнего Подмосковья  с участием  уроженки Москвы  Надежды Андреевны Обуховой (1886-1961), выдающейся представительницы русской вокальной школы, народной артистки СССР, артистки оперы (меццо-сопрано) и камерная певица.

В 1941-1945 годах она выступала в госпиталях, клубах, на радио. Её камерный репертуар насчитывал более 300 произведений.  Всенародной популярностью пользовались в её исполнении романс М. Глинки «Сомнение», А.Даргомыжского «Я всё ещё его, безумная, люблю», С. Рахманинова «В молчанье ночи тайной».

… По Оке ходит пароход «Александр Пирогов». Ранее по Оке  плавал теплоход «Григорий Пирогов». Окские пристани, окские острова и плёсы  в Подмосковье и на Рязанщине помнят  знаменитых певцов Александра Степановича Пирогова (1899 – 1964) и Григория Степановича Пирогова (1885-1931). Григорий Степанович, обладая мощным, полнозвучным басом «виолончельного» тембра, особенно славился кантиленой (певучестью) звука; его считали вторым русским великим басом после Фёдора Шаляпина. Народный артист СССР Александр Пирогов  отличался незаурядной сценической одарённостью, неуемным артистическим темпераментом, мощным высоким басом неповторимого «пироговского» тембра.

               

…С годовалого возраста провела своё детство в Москве будущая известная поэтесса Каролина Карловна Павлова (1807-189). Литературный салон Павловых считался одним из самых представительных и многолюдных в Москве и Подмосковье.

Здесь бывали Аксаковы, Гоголь, Грановский, Григорович, Герцен, Баратынский, Киреевские, Фет, Полонский. Каролине Павловой посвятили свои стихи Баратынский, Вяземский, Языков, Мицкевич.

Она дружила с А.К. Толстым. «Алмазный» стих Каролины Павловой заметил Белинский. «Лирика женского сердца» получила в её поэзии талантливое и оригинальное воплощение.

 

Тема Москвы и Подмосковья – одна из ведущих в её творчестве. «И суетных желаний бремя Я с сердца сбросила давно. И примирилась я с Москвою, С отчизной лени и снегов…  Москве сравненьем не вредя, Стихи здесь русские пишу я При шуме русского дождя. Покинув скромную столицу Для полугородских полей, Шлю из Сокольников я в Ниццу Дань благодарности моей…» ( Н.М. Языкову. Ответ» . Июнь 1840. С о к о л ь н и к и).   «Июнь 1841.  Г и р е е в о»  - означено под стихотворением «Огонь». «Июнь 1847. Г и р е е в о» - под стихотворением «Дума». «О Москве размышляет она в стихотворении 1847 года: «Мы современницы, графиня, Мы обе дочери Москвы…».

                                               «1844. Б у т ы р к и» - означено под стихотворением « М о с к в а» :

 

                                                               День тихих грез, день серый и печальный;

На небе туч ненастливая мгла,

И в воздухе звон переливно-дальний,

Московский звон во все колокола.

 

И, вызванный мечтою самовластной,

Припомнился нежданно в этот час

Мне час другой, - тогда был вечер ясный.

И на коне я по полям неслась.

 

Быстрей! Быстрей! И у стремнины края

Остановив послушного коня,

Взглянула я в простор долин: пылая

Касалось их уже светило дня.

 

И город там палатный и соборный,

Раскинувшись широко в ширине,

 Блистал внизу, как бы нерукотворный,

И что-то вдруг проснулося во мне…

 

 

Москва! Москва! Что в звуке этом?

Какой отзыв сердечный в нем?

Зачем так сроден он с поэтом?
Так властен он над мужиком?

 

Зачем сдается, что пред нами

В тебе вся Русь нас ждет любя?

Зачем блестящими глазами,

Москва, смотрю я на тебя?

 

«Твои дворцы стоят унылы, Твой блеск угас, твой глас

 утих, И нет в тебе ни светлой силы, Ни громких дел,

 ни благ земных. Какие ж тайные понятья Так в русском сердце залегли, Что простираются объятья, Когда белеешь ты вдали?»

 

«Москва! В дни страха и печали Храня священную любовь,

Не даром за тебя же дали Мы нашу жизнь, мы нашу кровь.

Не даром в битве исполинской Пришел народ сложить главу

И пал в равнине Бородинской, Сказав: «Помилуй,  Бог, Москву!»

 

«Благое было это семя, Оно несло свой пышный цвет, И

сбережет младое племя Отцовский дар, любви завет».

 

Об «улицах Первопрестольной», о том, чем «тешится Москва»  с добродушной иронией повествует она в  «музыкальной»

поэме «К а д р и л ь»  ( между 1843 и 1859):

 

                                                               А засыпал уж православный

 Широкий город между тем;

В его средине Кремль державный

Светлел, как призрак, грозно-нем.

Ночь воцарилась.

                                    Южной ночи

Не знаю я, России дочь;

Но как у нас, в морозной мочи,

Январская волшебна ночь!

Когда, молчанием объяты,

Бело стоят Москвы палаты;

Когда стозвездна синева,

И будто в ледяные латы

Одета дивная Москва!

Но в эти долгие морозы

Роптала я в моей весне;

Играли молодые грезы,

Просили многое оне…

Теперь с тобою было б больно

Расстаться мне, Москва моя!..

 
По теме
29 марта 2024, 01:30 — Общественная служба новостей — ОСН В феврале текущего года Стамбул привлек более 1,3 миллиона иностранных туристов, причем значительную часть составили граждане России – около 140 тысяч человек.
29 марта 2024, 00:47 — Общественная служба новостей — ОСН Известному британскому режиссеру и обладателю премии «Оскар» Кристоферу Нолану будет присвоено звание рыцаря.
Фото: Дом культуры «Коммунарка» В Доме культуры «Коммунарка»  напоминают , что ведущий творческий коллектив города Москвы вокальный ансамбль «Алькор» выступит с отчетным концертом в эту субботу.
28 марта 2024, 19:54 — Общественная служба новостей — ОСН Генеральный директор Фонда культурно-музыкального наследия Магомаева Маргарита Косарева призвала не обращаться к вдове певца Тамаре Магомаевой с вопросами о те
В рамках патриотического воспитания и просвещения несовершеннолетних Кузьминской межрайонной прокуратурой г. Москвы для воспитанников Центра содействия семейному воспитанию им.
28 марта 2024, 18:39 — Общественная служба новостей — ОСН Актер театра и кино Георгий Дронов в интервью с «ФедералПресс» обсудил важность кинематографа и других форм искусства в жизни молодого поколения.
28 марта 2024, 16:41 — Общественная служба новостей — ОСН Жюри чемпионата России по танцевальному спорту подала в суд на СМИ, которые обвинили ее в игнорировании теракта и поздней эвакуации из «Крокус Сити Холла».
28.03.2024   Творческий конкурс состоится в КЦ «Загорье». Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва» В Культурном центре «Загорье» 30 марта пройдет фестиваль-конкурс под названием «ДРАМА.feat».
Счет шел на секунда: как врачи спасали жизни пострадавших в теракте в «Крокусе» - Вечерняя Москва Заместитель главного врача по медчасти НИИ скорой помощи им. Склифосовского Артем Саприн во флагманском центре, куда доставили многих пострадавших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Вечерняя Москва
28 марта 2024, 23:42 — Общественная служба новостей — ОСН Онколог и колопроктолог Аркадий Беджанян предупредил об опасности дивертикулеза — патологического процесса, который может привести к серьезным последствиям.
ИА Общественная служба новостей
IMG 7951 1 - Государственный университет управления 26 марта 2024 года прошло заседание ученого совета ГУУ. Встречу начали с минуты молчания в память о жертвах теракта, произошедшего 22 марта в «Крокус сити холл».
Государственный университет управления