От Садко до Битлз

IMG_7854
От Садко до Битлз
От Садко до Битлз
От Садко до Битлз
От Садко до Битлз
Звуки гу. Игре на гуслях обучаются самые разные люди: археологи, врачи, священники.
От Садко до Битлз
От Садко до Битлз
От Садко до Битлз
Фото: msk.mr7.ru

Культуролог Дмитрий Парамонов стал гусляром и обучает игре на древнем инструменте всех желающих

Гусли. Большинство современных людей воспринимает их как нечто давно ушедшее, но усилиями энтузиастов жизнь этого древнего инструмента продолжается и интерес к нему постепенно снова возвращается.

Звонок из монастыря

Дмитрий Парамонов открыл для себя гусли в начале 2000‑х. Тогда выпускник Омского педуниверситета работал в областном центре традиционной русской культуры, ездил в фольклорно-этнографические экспедиции по Сибири и играл в рок-группе. «Основой нашего репертуара был музыкальный материал, полученный в экспедициях. Мы делали его аранжировку в современных стилях, в том числе и в «металлической» обработке, – рассказывает он. – И было совершенно невозможно не встретиться с гуслями и не влюбиться в их волшебное звучание.

После переезда в Москву десять лет назад начал целенаправленно заниматься их популяризацией – открыл Мастерскую гусельного искусства, в которой обучаю игре всех желающих, а также создаю авторские инструменты. Для себя считаю важным сохранить музыку, а также приемы изготовления». Правда, после одного разговора Дмитрий чуть было не оставил свое призвание – схимонах из очень извест­ной обители не одобрил обучение игре на гуслях для увеселений, зародив сомнения в правильности выбранного дела. Однако эти сомнения развеял звонок из другого монастыря – монахиня заказала у мастера новые гусли…

 

От взлета до забвения

Гусли на Руси были очень востребованы и любимы. Сведения о том, что славяне играли на них, есть и в византийских источниках VI века, и в записях арабских купцов и путешественников, которые посещали Древнюю Русь. Старейший инструмент был найден во время археологических раскопок в Новгороде – он датируется XI веком. У гуслей нет единой формы и способа изготовления.

До 26 струн могут иметь шлемовидные гусли

До наших дней дошли три вида – крыловидной формы, лировидные и большие шлемовидные. Они отличаются принципом игры – на крыловидных по струнам ударяют пальцами, а на шлемовидных играют щипком, как на гитаре или арфе. Однако, отмечает Дмитрий, мы практически не знаем, как выглядели древние гусли: «Наверняка в запасниках региональных музеев, в том числе и подмосковных, пылятся старинные инструменты, которые никогда не выставлялись, и очень хотелось бы составить музейный каталог гуслей».

Восстановить внешний вид инструментов, характерных для той или иной местности в разные исторические периоды, помогают изображения на иконах, фресках и в духовных книгах библейского царя Давида, который, по преданиям, играл на киноре, дальнем родственнике лировидных гуслей. Древние художники изображали ­царя-псалмопевца с теми инструментами, которые видели в повседневной жизни.

А КАК У НИХ?
У разных народов есть инструменты, похожие по конструкции на русские гусли: в Литве – канклес, в Латвии – кокле, в Финляндии – кантеле, в Иране – сантур, в Армении – канон, в Китае – гуцинь.

Сложный период для гуслей и гусляров начался в середине XVII века. Стремясь преодолеть упадок нравов, который наступил после Смутного времени, светские и духовные власти развернули борьбу со скоморошеством. Скоморохов, высмеивавших властную вертикаль и распевавших неприличные «бесовские» песни, ссылали и даже казнили, а их инструменты, в том числе и гусли, уничтожали.

Так, в 1654 году по распоряжению патриарха Никона пять телег со скоморошьими инструментами были привезены на берег Москвы-реки и там сожжены. Затем наступили времена петровских реформ и проникновения западных музыкальных веяний. Аристократы отдают предпочтение европейским арфе и клавесину, а крестьяне и горожане – гармонике, на которой можно исполнять гусельный репертуар. В результате гусельные традиции были во многом потеряны, а в некоторых регионах России исчезли вовсе.

Звуки гу. Игре на гуслях обучаются самые разные люди: археологи, врачи, священники. Гусли доступны всем

Дмитрий Парамонов пытается восстановить утраченное – регулярно выезжает в экспедиции по отдаленным деревням, собирает и записывает мелодии, изучает приемы игры. Полученными знаниями он делится со своими учениками. По его словам, основные навыки и базовый репертуар можно выучить за год регулярных занятий: «Гусли доступны всем. Проблема не в том, что их сложно освоить, а в том, что люди не знают традиционного русского репертуара. Его не изучают ни в школе, ни в музыкальных училищах, ни в институтах культуры. Этих мелодий нет на радио и телевидении, они скрыты от народа. Поэтому человек приходит знакомиться не столько с гуслями, сколько с музыкой, ведь сначала надо узнать и понять ее и только потом играть на инструменте».

ФАКТ.
В мае 1945 года ансамбль гусляров выступил в Берлине на ступенях Рейхстага, а также на концерте в Москве, посвященном параду Победы.

Среди учеников Дмитрия – представители разных возрастов и профессий: есть и археологи, и иконописцы, и священнослужители, и офисные работники. «У нас обучалась женщина, которая заказала маленькие гусли, чтобы их можно было брать с собой в офис и там заниматься», – рассказывает мастер. Многие начинают учиться с нуля, однако интерес к гуслям проявляют и профессиональные музыканты, играющие в разных стилях, которые хотят освоить новый инструмент.

По словам маэстро, на гуслях можно исполнять любые мелодии, от древних русских наигрышей до танго, фокстрота, бардовских песен и современного рока, однако обучение он строит на традиционном материале и считает, что сначала надо научиться исполнять народную музыку.

Секреты мастера

Своим ученикам Дмитрий предлагает гусли собственного производства. «Инструмент будет сделан с учетом всех пожеланий заказчика по аутентичным образцам и отличаться от других по цвету, оформлению и прочим нюансам, – говорит он. – Главное – не повторяться, не уходить на потоковое производство и сохранять ремесленные традиции».

До 30 дней уходит на изготовление гуслей у Дмитрия Парамонова

Гусли «от Парамонова» заказывают в основном горожане, которые интересуются фольклором, чтобы играть, а не повесить на стене. В последние годы все больше заказов приходит из‑за рубежа, в том числе из Израиля, США и даже Новой Зеландии. На изготовление инструмента уходит от двух недель до месяца ручного труда. Большое значение имеет материал, от которого, по словам Дмитрия, зависит 50 процентов звучания: «Древесина должна быть хорошо высушенной. Она досушивается в мастерской от года до двух лет, и только тогда из нее получится хороший инструмент». В своей работе он использует ангарскую сосну, ель, ольху, орех и даже красное дерево. Различные музыкальные коллективы все чаще заказывают электрогусли.

«Моя мечта – собрать музыкантов, играющих на электронных инструментах, знающих народную музыку и умеющих импровизировать, и представить традиционные мелодии в современном исполнении», – делится планами современный гусляр Парамонов.

Виктор Алексеенко
 
По теме
Академический большой хор РХТУ имени Д.И. Менделеева и Академическим хор Московского метрополитена объединились и открыли новое «химическое» соединение - «Оратория-месса.
29 марта 2024, 10:08 — Общественная служба новостей — ОСН В результате трагедии, произошедшей 22 марта в «Крокусе», многие развлекательные мероприятия и концерты знаменитостей были отменены.
Счет шел на секунда: как врачи спасали жизни пострадавших в теракте в «Крокусе» - Вечерняя Москва Заместитель главного врача по медчасти НИИ скорой помощи им. Склифосовского Артем Саприн во флагманском центре, куда доставили многих пострадавших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Вечерняя Москва
Спасатель-доброволец из Новогиреево разбирал завалы после теракта в «Крокусе» - Восточный округ Первые шаги как волонтёр Турсун сделал во время пандемии. Фото: Григорий Матвеев Житель Братской улицы 43-летний Турсун Коенов почти два года состоит в отряде спасателей-добровольцев «СпасРезерв».
Восточный округ
Делегация главных врачей медицинских учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, во главе с первым заместителем директора регионального департамента здравоохранения Марией Захаровой,
ГКБ №15
Как организовать идеальную камерную свадьбу: руководство по организации для 10-20 гостей - На правах рекламы Организация свадьбы в современных условиях предполагает новые подходы. Часто жених с невестой ограничиваются скромным празднованием и готовы потратить средства на 10 человек.
На правах рекламы