Николай Ирин. «Джентльмены удачи»

Николай Ирин. «Джентльмены удачи»
Фото: msk.kprf.ru

8 декабря на сайте газеты «Культура» была размещена статья , посвящённая 45 летию выхода на экран кинокартины «Джентльмены удачи». Публикуем её полностью.

13 декабря 1971 года на экраны вышла теперь уже легендарная картина режиссера Александра Серого «Джентльмены удачи». Художественным руководителем постановки и соавтором сценария выступил маститый Георгий Данелия.

Есть версия, что кашу заварил лауреат Ленинской премии кинодраматург Валентин Ежов, сочинивший более-менее традиционную вещь про то, как лейтенант милиции перевоспитал группу уголовников. Серый несколько лет отсидел в тюрьме. По возвращении из мест заключения сделал две негромкие ленты в соавторстве, первую самостоятельную киноработу ему помог осуществить именно Данелия.

Георгий Николаевич привлек к написанию сценария начинающего, но отметившегося хорошей книжкой прозаика Викторию Токареву. Более того, у Токаревой за спиной был уже полнометражный фильм «Урок литературы», снятый Алексеем Кореневым по ее рассказу «День без вранья». Она работает там с очень мощными архетипами. Главный герой, учитель литературы в исполнении Евгения Стеблова, внезапно решает стать, по выражению Льва Толстого, «совершенно хорошим». Никому больше не врет, ни по мелочам, ни по-крупному. К чему это приводит? Совсем скоро в историю заселяется некий двойник кристально честного педагога по имени Савелий (блистательная роль Леонида Куравлева). «Обратите внимание на этого человека, — представлял Савелия закадровый голос Стеблова, — я его еще не знаю, он меня тоже, но… он сыграет в сегодняшней моей жизни большую роль…»

Еще бы, Савелий — трикстер, своего рода чертик, обитатель нижнего мира. Не случайно, что появляется он буквально из-под земли, из строительного котлована. Далее Савелий начинает расшатывать устои. Он провокатор, классическая Тень. Умная и начитанная Токарева знает: если уж народилось нечто ослепительно белое, значит, по закону равновесия моментально появится что-то безнадежно черное. Писательница тем самым дает парадоксальный и саркастичный ответ еще не ставшему общим местом категоричному и, мягко говоря, самонадеянному тезису Солженицына «жить не по лжи». Принимая во внимание «Урок», можно с абсолютной уверенностью сказать: решающий вклад в формирование художественной концепции «Джентльменов…» внесла именно Токарева. По сути, картина — творческое развитие «Дня без вранья». «Ну какая там художественная концепция, — возразят мне, — фильм Серого — дурашливая комедия положений, и только». Не соглашусь. Оглушительный успех ленты и неослабевающая сила ее воздействия на массового зрителя определяются даже и не созвездием актеров, а именно сильной драматургической конструкцией.

В самом деле, «Джентльмены удачи» — картина тревожная. Скороговорка почти условного, без малого дурацкого сюжета маскирует трудную и универсальную психологическую реальность. Фильм под завязку набит базовой образностью, на которой обыкновенно покоятся и фольклор, и высокая проза с драматургией. Внимательный зритель неизменно ловит себя на том, что поначалу здравый смысл решительно возражает против предложенных перипетий, но потом глубинная интуиция эти возражения отметает: картина не бытовая, а метафизическая. 

Ведь что такое «шлем Александра Македонского»? Обозначение абсолютной власти. Традиционный мотив опасного клада, дающего неограниченную силу. За эту вещицу ведут борьбу верхний и нижний миры. Верхний представлен Государством, чей способ существования определяется Конституцией, законами и подзаконными актами. От имени мира нижнего действует рецидивист по кличке Доцент. В исполнении Евгения Леонова — это странная смесь фольклорного колобка и гоголевского Вия. Удалось, не слишком форсируя игру, не особенно сгущая гротеск, предъявить существо иной, нечеловеческой природы. Доцент — не опасный уголовник из плоти и крови, а попросту не человек. 

Не случайно и то, что профессора, обнаружившего шлем, изображает Эраст Гарин — актер, еще Мейерхольдом выученный играть живых мертвецов. До предела эту свою неотмирную манеру Гарин самостоятельно довел в «Свадьбе» Исидора Анненского. Артист вносит в картину интонацию метафизического беспокойства, давая понять, что шлем — не «кусок золота», как наивно полагает мужественный полковник советской милиции (актер Николай Олялин), а некий потусторонний, символически нагруженный волшебный предмет. Здесь очевидным образом попахивает Вагнером и золотом Рейна. Предстоит борьба такого рода, где традиционное олялинское «мужество» обречено.

Персонаж Гарина — медиатор, посредник между мирами. Именно он, найдя и опознав Белого-Доцента в качестве потустороннего существа («Ну и рожа!»), подыскивает ему двойника из этого мира. Парадоксальность конструкции вот в чем. Начиная с немецких романтиков, кукла, двойник, тень — вторичны по отношению к суверенному человеку, по-хорошему живому и эмансипированному. Но здесь и теперь, в 1971-м или в 2016-м, суверенный человек — проблема. И дело не в «советской системе» или «рыночной экономике», а в том, что пришла пора «массового общества». Все — типовое, стертое. Леонов потому и был выбран на главную роль, что идеально воплощал психотип уютного, «как все», потребителя. Потребителя, однако, с хитринкой, с подвалом, где невесть что схоронено.

Так вот, в этом дивном новом мире именно инфернальное существо, условно говоря, Вий, первично, именно ему приходится подбирать соответствие среди обывателей. Замечательно то, что трое мелких воришек, опекаемых Трошкиным, обнаруживают себя в качестве точно таких же заурядных потребителей. Как говаривал Воланд: «Люди как люди!» Директор детского сада легко находит общий язык с жуликами. Навыки дошкольного воспитателя не просто пригодились, они помогли радикально перевоспитать будто бы «негодяев».

Незадолго до этого в хорошем фильме по повести Павла Нилина «Испытательный срок», а впрочем, много где еще, утверждалась мечта о мире, в котором преступность будет искоренена. И вместе с нею как будто исчезнет сама идея зла. Так вот, в мягкой дурашливой манере «Джентльмены» транслируют мысль о том, что уголовные преступники — если и зло, то карманное, доверчивое, легко воспитуемое. Почти как дошколята-детсадовцы. 

В финале, коротком, скомканном, но оттого еще более емком, Евгений Иванович Трошкин убегает по бескрайнему шоссе вслед за своими новыми «подопечными». Они одной крови, обыватели-потребители. Но никуда не девается из этого загадочного мира «злой как собака» Доцент, хтоническое чудовище с вызывающе парадоксальной фамилией Белый. Таким образом, авторам удается дать в своей «нелирической комедии» совсем не смешную и, по сути, исчерпывающую картину мира. Лента, если адекватно ее считывать, очень сильно бьет по возобладавшему в последние десятилетия оголтелому антисоветизму. Наивные, в сущности, детсадовские попытки прописать советскую, равно как и любую другую земную власть по разряду абсолютного «зла» опровергаются. Милиционеры, воспитатель и воришки даны как психологически близкие «всего лишь люди». Мы легко идентифицируемся с ними, сопереживаем, чаще подсмеиваемся, иногда любуемся.

Но инфернальный, претендующий на обладание шлемом силы Доцент явно не человеческой природы. Хорошо, кстати, что в итоговом варианте нет никакого разумного объяснения, откуда он с подельниками знает про археологическую находку. Откуда, откуда. Он знает все. Всеведущий злой дух: «Я чувствую. Я всегда чувствую…» 

Для того чтобы сохранить психологическое равновесие, зрителю приходится бессознательно нейтрализовать тревогу обращением к тому началу, которое единственное злому духу противостоит. Эта будто бы претендующая только на кассовые сборы картина Токаревой — Данелии — Серого перегружена смыслами. Рискну сказать, она и есть подлинно религиозное искусство эпохи массового общества и тотального потребления. Загадочный шлем, маленькие люди, небритый безжалостный колобок. Господи, спаси и помилуй.

Так подробно разбираю для того, чтобы показать, насколько же отечественное культурное наследие недопонято, недооценено. Бахтин и Мелетинский разобрали по косточкам Рабле и Достоевского, очень приятно. Дальше — тишина.

А ведь на деле советский период — время грандиозной социокультурной работы. Ничто не было оставлено без внимания, никаких таких тотальных искажений и умолчаний в нашей Большой Культуре не существовало. Диссиденты, списывая ужасы жизни на «государство», «партию» и «режим», вульгарно упрощают. «Джентльмены» дадут фору любому претендующему на полноту изображения произведению так называемой параллельной культуры.

Хороши, афористичны, парадоксальны диалоги:

— Так сколько вас?
— Трое, то есть четверо. Один лишний.

Невероятна звуковая дорожка. Геннадий Гладков мастерски стилизовал основную тему под разухабистый блатняк, а оркестр Вадима Людвиковского с непревзойденной в отечественном пространстве духовой секцией гениально аранжировал ее и исполнил. Совсем скоро музыканты оркестра составят знаменитый ансамбль «Мелодия» под руководством Георгия Гараняна. 

Музыка раскачивает и без того стремительную картину. Под развеселый то ли шансон, а то ли джаз разворачивается загадочное, сверхнагруженное архетипами действо. Музыка дезориентирует, направляет по ложному следу. «Проснись и пой, проснись и пой» — настаивает глубокий голос Ларисы Мондрус, транслируя в праздничном режиме самообман массового человека. 

Однако разбросанные тут и там недвусмысленные намеки на символический, единственно значимый, план бытия не дают ни успокоиться, ни расслабиться.

От редакции:  Как видим, в данной кинокартине, несмотря на то, что затрагивалась тема организованной преступности, её представители не изображались «героями», как это практиковалось в годы «перестройки» и лихих 90-х. В Советские времена такого и представить себе было невозможно. Напротив, показывали, как люди соглашались содействовать правоохранительным органам. Более того, как указано в статье, отмечено, как главный персонаж фильма фактически перевоспитывал преступников. А что мы видим на экранах телевизора в настоящее время? Сплошные картины про утративших любое чувство меры уголовников, наживающихся на бедах общества. Вот такой пример для подражания преподносили идеологи контрреволюции! Однако данная культурная политика лишь разлагает общество. Поэтому для остановки развития деструктивных процессов нужна коренная смена приоритетов культурной политики. 

 
По теме
В Лосиноостровском районе активно используют камеры видеонаблюдения: с их помощью удается оперативно «вычислять» трафаретчиков и по горячим следам закрашивать надписи с рекламой наркотиков.
Предупреждение пожаров – первоочередная задача МЧС России. Именно поэтому сотрудники Главного управления МЧС России по г. Москве на постоянной основе проводят профилактические мероприятия,
29 марта 2024, 03:46 — Общественная служба новостей — ОСН Руководитель Белгородской области Вячеслав Гладков поделился сведениями о том, что на территории областного центра введён режим ракетной опасности.
29 марта 2024, 01:52 — Общественная служба новостей — ОСН Согласно информации от СУ СК по региону, суд принял решение о заключении под стражу двух фигурантов дела, которые напали на курсанта и сотрудника МВД.
29 марта 2024, 00:27 — Общественная служба новостей — ОСН Вечером 28 марта на Серовском тракте в Свердловской области произошло несколько аварий , в которые попали несколько грузовых машин и легковушек.
28 марта 2024, 22:44 — Общественная служба новостей — ОСН Российская авиакомпания «Аэрофлот» выступила в четверг, 28 марта, с опровержением информации о том, что в салон самолета , ожидавшего вылета из Бангкока,
28 марта 2024, 21:30 — Общественная служба новостей — ОСН Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) России выявило случаи мошенничества, когда люди, выдававшие себя за кинологов, пытались проникнуть на территорию,
28 марта 2024, 21:41 — Общественная служба новостей — ОСН Глава Лиги безопасного интернета (ЛБИ) Екатерина Мизулина раскрыла в своем Telegram-канале, что неоднократно сталкивалась с угрозами в свой адрес.
Счет шел на секунда: как врачи спасали жизни пострадавших в теракте в «Крокусе» - Вечерняя Москва Заместитель главного врача по медчасти НИИ скорой помощи им. Склифосовского Артем Саприн во флагманском центре, куда доставили многих пострадавших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Вечерняя Москва
Столичные врачи смогут определять патологии позвоночника с помощью ИИ-сервиса - Информационный Центр фото: mos.ru Московские медработники при помощи сервиса искусственного интеллекта получат возможность на магнитно-резонансной томограмме шейного отдела позвоночника определять образование грыж, протрузий и стеноза.
Информационный Центр
28 марта 2024, 23:42 — Общественная служба новостей — ОСН Онколог и колопроктолог Аркадий Беджанян предупредил об опасности дивертикулеза — патологического процесса, который может привести к серьезным последствиям.
ИА Общественная служба новостей
29 марта 2024, 05:57 — Общественная служба новостей — ОСН Многие россияне предпочитают самодиагностику и самолечение, обращаясь к интернету и обсуждая проблемы со знакомыми, вместо того чтобы идти к специалистам.
ИА Общественная служба новостей