В Московском музыкальной театре «Геликон-опера» проходят премьерные показы оперы Моцарта «Волшебная флейта». Еще на сборе труппы художественный руководитель театра Дмитрий Бертман, рассказывая о планах на сезон, немного озадачил: мол, будет две версии – для детей и взрослых. На постановку был назначен Илья Ильин, который уже выпустил несколько удачных спектаклей, в тандеме с дирижером Валерием Кирьяновым. А в художниках-постановщиках значится имя известной персоны – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, который создавал спектакль в паре с коллегой Агнией Стерлиговой. Художник по костюмам — Саша Фролова. И вот премьера!
Сначала спектакль показали детям. И, по словам Ильи Ильина, они приняли постановку «на ура». Один мальчик заплакал, и на вопрос, что же ты плачешь, ответил: «Ну почему так быстро закончилось!». На пресс-конференции по случаю премьеры Дмитрий Бертман подчеркнул, что для нас такой двойной спектакль по шедевру Моцарта в новость, а вот в мире – обычная практика.
Театр сделал все возможное, чтобы угодить и детям, и взрослым. Во-первых, трогательно позаботились о том, чтоб всем было все понятно: разговорная часть идет на русском языке и только арии – на немецком. В титрах – вся опера и на русском, и на английском. А еще – замечательная программка с подробным описанием последней оперы Моцарта и интересными фактами. В ней также дана подробная информация о каждом участнике постановки. Это конечно может и не самое главное, когда речь идет о «Волшебной флейте» — опере, которой автор дирижировал накануне своей смерти, и которая ставится по всему миру уже более 250 лет. Но забота о зрителе вообще-то — самое главное. И теперь, когда премьера прошла с невероятным успехом, можно смело рекомендовать родителям: ведите своих отпрысков, даже если им чуть больше пяти лет, в «Геликон-оперу» на «Волшебную флейту» — им точно понравятся оперные волшебства – и флейта, и сказочные герои, и все остальное. Главное, конечно — музыка!
Наверное, впервые знаменитые моцартовские герои попадают в мир технологий ХХI века. Благо театр, которым открылся три года назад после многолетней реконструкции, имеет такие возможности. Как сказал Дмитрий Бертман, «мы еще и сами до конца не знаем, на что способны». Особенно впечатляют декорации: гигантский Змей, который преследует принца Тамино, представлен в виде движущейся конструкции по типу американских горок. А царство Зарастро властителя мудрости и добра предстает в виде фантастического космического аппарата. Может, самое впечатляющее в этом спектакле – костюмы героев. Саша Фролова призналась, что это ее первый крупный проект в театре. Но, какой же удачный дебют! Свое визуальное прочтение она представила с помощью самого модернового материала – латекса. Он помог создать поистине что-то фантастическое и великолепное. А сколько юмора в этих фасонах! Только ради этих уникальных костюмов следует обязательно побывать на спектакле – зрелище потрясающее.
И, главное, великая музыка Моцарта отнюдь не сопротивляется такому фантастическому обрамлению. Порадовали молодые исполнители главных партий – Давид Посулихин (Тамино), Максим Перебейнос (Папагено), Памина (Елена Епихина), Майя Барковская (Папагена) и другие участники спектакля. Особенно хороша Царица Ночи в исполнении Эльвины Муллиной.
Ну и конечно полный восторг — совсем юные артисты, которые изображали мальчиков-колокольчиков: Саша Дубинина, Рафаэль Цзэн, Алина Пестова. Хор «Геликон-оперы» как всегда выше всяческих похвал: все им по плечу, даже Моцарт, которого они пели в космических костюмах-скафандрах, похожие на робокопов.
«Волшебная флейта» — это очередная удача «Геликон-оперы», и она особенно ценна тем, что великий Моцарт доступен и детям, и взрослым. Вот настоящий спектакль для семейного просмотра!
Ирина ШВЕДОВА.
Фото автора.
наша редакция