Нынешний сезон "Театра на Покровке" завершился спектаклем "Звездный мальчик" О.Уайльда. Это единственная философская сказка, поставленная для ребят при жизни основателем театра Сергеем Арцибашевым. Как сам Сергей Николаевич говорил незадолго до своего ухода, им двигало желание "серьезно, на равных, поговорить с подростками о законах мироздания, о проблемах выбора, которые встают в любом возрасте".
Самый приметный атрибут сцены - стилизованное дерево, стоящее в центре условного леса. Старое, раскидистое, с несколькими дуплами, в которые можно залезть по веревочным лесенкам. Оно вполне могло бы послужить символом большой социальной "коммуналки" нашей жизни. Под раскидистую крону приходят разные существа - царицы, разбойники, лесорубы, стражники, гномы, звери, горбатые чудовища, однажды утратившие человеческую природу.
Бродит по лесу царица- мать, ищущая украденного разбойниками сына (Нина Красильникова). Вчера еще она управляла народом, а сегодня превратилась в оборванную нищенку. И как тут не вспомнить мудрость: "От сумы и тюрьмы не зарекайся!"
Живут в чаще лесоруб Петер (Геннадий Жмуров) с доброй дочуркой Дэгни (Евгения Дубник), каждый день проводящие в трудах и заботах о ближних.
Крутится под ногами взрослых ватага вчерашних беспечных ребятишек -"флюгеров", с мозгами, продуваемыми ветрами, порой злыми и черными. Вчера их игры были безобидными, сегодня они уже выкалывают глаза кротам и свинчивают шеи птицам. А завтра готовы вешать на суку товарища, отбившегося от их "волчьей" стаи, и поджигать ради развлечения привязанную к дереву нищенку.
Эти сцены - одни из самых страшенных в спектакле. Режиссер намеренно говорит с ребятами жестким, взрослым языком. Пронзительные эпизоды - сродни болезненной прививке. Полученная в детстве, она способна уберечь мятущийся организм от разрушающего душу вируса равнодушия и жестокости. Потому что ощущение чужой боли закрепляется почти на клеточном уровне, как некое нравственное "табу".
"Человек, в котором нет любви - пустое место! Бог милостив, но мы сами себя наказываем, когда переступаем Его законы", - объясняет Священник Мартин (Александр Сухинин), ведущий постоянную битву за неокрепшие души.
Фокусом великого противостояния сил добра и зла становится подкидыш Астред (Сергей Загребнев). Избалованный постоянной заботой и вниманием трудолюбивого семейства, юноша растет в приемной семье эгоистичным, горделивым, возомнившим себя "пупом земли".
"Не надейся, душа моя, на скоро преходящую красоту", - предупреждали нас во все времена святые отцы церкви. Жизнь Астреда, сделавшего ставку на собственную привлекательность, катится в тартарары, когда он превращается в горбатое, уродливое существо. И теперь жизнь эта стоит не дороже потертой монетки. Но, если Астред не сумеет достать этот золотой из дупла собственной скукожившейся души, если не откроет в себе закон любви к ближнему, то в скором времени вовсе потеряет жизнь.
Компанию жильцов лесной "коммуналки" дополняют гномы, стражи, нищие, а также животные, единственным законом которых остается принцип "око за око, зуб за зуб". Но на то они и животные. А что же люди?
Людям известен более высокий закон - пощады и прощения. Они готовы простить, если любят по-настоящему. Только бы "блудный сын" сделал шаг навстречу.
"Странствование мое долго. Я сел в колесницу рассвета и устремил свой путь по пустыням миров. Это самый далекий, но и самый близкий к себе путь, самый запутанный, но ведущий к совершеннейшей простоте песни. Путник должен стучать в каждую чужую дверь, дабы найти свою, должен странствовать по всем мирам, чтобы в конце концов достигнуть сокровеннейшего алтаря".
Вот такой недетский философский разговор случился в "Театре на Покровке". И ребята, интуитивно владеющие какой-то своей высшей правдой, оказываются на удивление прекрасными философами и собеседниками: ни обмануть, ни запугать!