Лариса Рубальская: «Живу не покладая ног»

Лариса Рубальская/открытый источник
Фото: zbulvar.ru

Поэтесса вспомнила детство, рассказала, почему не стала школьным учителем и на что её вдохновила ВДНХ

Лариса Рубальская/открытый источник

Без преувеличения можно сказать, что с поэзией Ларисы Рубальской знакомы все. Трудно представить человека, который не слышал бы романс «Напрасные слова», песни «Живи спокойно, страна», «Угонщица» и множество других.

В Интернете можно наткнуться на «Топ-10 стихотворений Ларисы Рубальской». Когда некоторые из них я процитировала поэтессе, то оказалось, что это вовсе не её стихи.

— Кто-то публикует свои стихотворения под моим именем, — сказала Лариса Рубальская. — Если можно, напишите об этом. Кстати, стихи неплохие.

«Отношусь к себе снисходительно»

—  Лариса Алексеевна, писателей когда-то называли инженерами человеческих душ. А вы в одном из интервью назвали себя техником-смотрителем. Считаете, что до инженера не доросли?

—  Я помельче. Я вообще к себе отношусь снисходительно, у меня характер такой. Другим может быть кажется, что я лучше, значительнее, а мне и так нормально.

— В вашем детстве что-то предвещало появление поэтического дара?

— Нет, в семье не было никого, кто был бы чем-то одарён, кроме порядочности и доброты. Обо мне вообще долго думали, а получится ли из меня что-то путное, потому что я очень плохо училась: в аттестате одни тройки. Всё время витала в облаках. В выпускном классе мне даже пришлось пересдавать химию. Зато я ходила чуть ли не во все творческие кружки дома пионеров. Моя бабушка в своё время училась в гимназии и особенно настаивала на посещении кружка художественного слова. Она хотела, чтобы я хорошо говорила и много читала.

— А где прошло ваше детство?

— В Грохольском переулке. У нас был маленький послевоенный двор с бомбоубежищем. Мы с ребятами забирались на крышу бомбоубежища и по сто раз пересматривали фильмы,  которые крутили в открытом кинотеатре «Перекоп». Вечерами все собирались во дворе, кто-то выносил воблу, кто-то лук зелёный, масло подсолнечное. Вместе готовили какой-то суп, вместе ели.  Давали друг другу денежку взаймы, не думая: отдаст — не отдаст. Всё это легло в основу того, как я сейчас живу.

«Напиши что-нибудь толковое»

— Когда вы написали своё первое стихотворение?

— В детстве я что-то рифмовала о школьной жизни, но не считала это стихами. Серьёзно стала писать в 1983 году. Муж тогда сказал: «У тебя хорошо получается писать всякие поздравлялки, сядь и напиши что-то толковое». И я написала. До этого у меня не было особых порывов сидеть и писать стихи.

— А кто был первым исполнителем песни на ваши стихи?

— На моё счастье это была Валентина Толкунова. Она исполнила песню «Не в сезон, в начале марта». Получилось всё опять же благодаря моему мужу. Давид был стоматологом, и однажды к нему на приём пришёл композитор Владимир  Мигуля. Муж как бы между прочим сказал: жена, мол, пишет стихи, которые хорошо ложатся на музыку. Володя проявил интерес — так появилась песня.

— Какова история создания вашего знаменитого стихотворения «Напрасные слова — виньетка ложной сути»?

— Как-то я переводила японцам (поэтесса училась на курсах японского. – Прим. авт. ), которых пригласили на ВДНХ в павильон «Животноводство» посмотреть коров-рекордсменок. И вдруг поняла, что они ни бум-бум в сельском хозяйстве. Я почувствовала, что произношу напрасные слова. Видимо, в этот момент кто-то коснулся моей головы волшебной палочкой, и вскоре родилось это стихотворение.

«Я вполне продвинутая бабушка»

— Японский язык вы начали осваивать будучи уже совсем взрослой — в 28 лет. Для многих это совершенно неподъёмная задача. Как вам это удалось?

— Кривая меня всегда ведёт в горку. Я всё в жизни делала с большим опозданием. И при этом всё успела. Но у меня нет рецепта. Ну, вот так получилось. В каком-то смысле старалась забираться повыше. Вот и сейчас я вполне продвинутая бабушка: свободно ориентируюсь в компьютере, в Интернете, в «Инстаграме». Живу не покладая ног.

— Не раз слышала от артистов забавные истории, связанные с первыми выходами на сцену. У вас такая история есть?

— Да. Она случилась, когда я стала работать переводчицей японского. Во время выступления японских танцовщиц  в концертном зале «Октябрьский» в Питере я стояла за кулисами и переводила команды осветителя-японца нашим рабочим. Один из номеров назывался «Гусеница». Девушки приседали, их накрывали красивым покрывалом, и они ритмичными движениями передвигались по сцене. И так я им позавидовала! Так мне  захотелось на сцену, что я нырнула под это покрывало и ухватилась за последнюю танцовщицу. Успех был ошеломляющим — зрители хлопали и свистели. А вот режиссёр ужасно ругался. Оказывается, это покрывало было рассчитано на определённое количество танцовщиц. На голову-то я его натянула, а вот моя пятая точка  танцевала отдельно от «гусеницы». Не выгнали меня лишь потому,  что переводчиков японского в Советском Союзе было мало.

«РОНО меня забраковало»

— У вас педагогическое образование, а в школе вам довелось поработать?

— Только пару недель. Меня забраковали как учительницу русского языка и литературы: комиссия из РОНО не одобрила мой подход к обучению пятиклассников. На вопрос комиссии, кто главный положительный герой в сказке «Морозко», мои ребята ответили, что это собачка, которая лает правду. Мне было сказано, что с детьми так заниматься нельзя.

— Кстати, дома у вас собака есть?

— У меня Мотя, коричневый пудель. Ей скоро будет 14 лет. До этого была такая же собака Феня, она прожила 16 лет.

— Лариса Алексеевна, а как вы поддерживаете физическую и  интеллектуальную форму?

— Зарядкой для тела я не занимаюсь, а для ума — постоянно. Очень люблю всякие тесты, особенно «Знаете ли вы историю?», «Знаете ли вы искусство?». Нахожу их в Интернете. Пока результаты этих тестов меня устраивают. Как только перестанут устраивать, буду думать, как бы мне опять поумнеть.

— Вы давно водите машину?

— Не очень, чуть больше 20 лет. Я начала водить в 50 — жизнь заставила. У меня была старая мама, муж парализованный. Нужно же было кому-то всех возить. Однажды меня остановил постовой, я испугалась: думала, что слишком разогналась. Смотрю на него с подобострастием, а он, оказывается, решил посмотреть, не уснула ли я за рулём. Я вожу медленно, осторожно, по краешку.

— У вас есть любимая фраза, которую вы говорите себе в трудную минуту?

— Так будет не всегда.

Текст: Ирина КОЛПАКОВА

 
По теме
29 марта 2024, 15:33 — Общественная служба новостей — ОСН Продюсер Павел Рудченко прокомментировал высказывание музыканта Андрея Макаревича* о теракте в «Крокус Сити Холле».
Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино приглашает Вас принять участие в форуме «Библиотека — Посол культуры», который состоится 3 апреля 2024 г. в 18:30 в Книжном клубе «Иностранки».
29 марта 2024, 12:39 — Общественная служба новостей — ОСН Директор группы «Пикник» Юрий Чернышевский высказался о первом концерте коллектива после теракта в здании «Крокус Сити Холла» в Красногорске .
Счет шел на секунда: как врачи спасали жизни пострадавших в теракте в «Крокусе» - Вечерняя Москва Заместитель главного врача по медчасти НИИ скорой помощи им. Склифосовского Артем Саприн во флагманском центре, куда доставили многих пострадавших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Вечерняя Москва
Как молиться о жертвах теракта - Звездный бульвар Фото: Александр Авилов, АГН "Москва" Первая реакция человека, узнавшего о трагедии в «Крокус Сити Холл» — что-то сделать.
Звездный бульвар
Спасатель-доброволец из Новогиреево разбирал завалы после теракта в «Крокусе» - Восточный округ Первые шаги как волонтёр Турсун сделал во время пандемии. Фото: Григорий Матвеев Житель Братской улицы 43-летний Турсун Коенов почти два года состоит в отряде спасателей-добровольцев «СпасРезерв».
Восточный округ
В Москве завершаются монтажные работы нового корпуса больницы святого Владимира - M24.Ru Фото: комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы Специалисты завершают монтаж фасадов и архитектурных элементов нового корпуса детской городской клинической больницы святого Владимира,
M24.Ru