В этом году исполняется 105 лет со дня рождения замечательной художницы Амриты Шер-Гил (1913–1941). Дочь двух народов – венгерского и индийского, в своем творчестве она синтезировала живописные традиции древней Индии и европейского авангарда первой волны. За свою короткую жизнь (она умерла в 28 лет) Амрита создала сотни чудесных полотен и причислена к девяти художникам, чьи работы объявлены Национальным достоянием народа Индии. В ее честь названа улица в Дели, ее полотно «Женщины с холма» воспроизведено на почтовой марке (1978).
Амрита родилась в 1913 году в Будапеште. Отец ее –Умрао Сингх Шер-Гил, сикхский аристократ, ученый-философ, преподаватель санскрита и фарси, мать – Мария-Антуанетта Готтесманн, известная оперная певица. Уже с пяти лет девочка рисовала акварелью, с увлечением изображая сельские пейзажи, старинные замки феодалов, венгерских крестьян.
В начале 1921 года семья переезжает в Индию и селится в Симле (штат Химачал Прадеш). Амрита продолжает рисовать, но пока еще европейские пейзажи и трепетных печальных дев, прячущихся в лесной чаще. По совету дяди, известного венгерского индолога Ирвина Бактайи, она пробует писать с натуры и на ее рисунках появляются первые индийские типажи – прислуга в доме.
В 1923 году мать едет с дочерью в Италию и отдает ее во Флорентийскую школу искусств Santa Anunciata. А затем – Париж, столица европейской культуры. Богемная жизнь и амурные приключения (Амрита была удивительно красива и обаятельна) не мешали молодой художнице интенсивно работать. Сначала в студии «Большая хижина», а затем в Школе изящных искусств, всего за два года (1930 — 1932) Амрита создает сотни эскизов обнаженных женских и мужских фигур, не побоявшись изобразить в качестве модели и себя. Ее замечают: в 1933 году она получает Золотую медаль Большого салона, а годом позже избирается младшим членом Парижской академии искусств.
Отношение ее к современным европейским течениям достаточно противоречиво – она не поддается соблазну следовать какому-то из них. Из мастеров она выделяет Сезанна и Гогена. А в своем дневнике пишет: «Европа принадлежит Пикассо, Матиссу, Браку и другим, а Индия – только мне!» Что касается литературных пристрастий, Амрита хорошо знает современную литературу – Томаса Манна, Джеймса Джойса, венгерских писателей, но любимые ее книги – «Братья Карамазовы», «Идиот» и «Бесы» Федора Достоевского, которые она ценит за тонкий психологизм и авторское самовыражение.
Но как бы ни была удачна и перспективна творческая карьера Амриты в Париже, ее неудержимо тянуло в Индию, где, по ее предчувствиям, она должна была состояться , как художник. В 1934 году ее мечта осуществилась. За семь лет, отпущенных ей Судьбой, главной темой ее творчества стала жизнь индийского народа, главной его составляющей – многострадального крестьянства.
«Я увидела Индию зимой, – пишет она в книге «Эволюция моего искусства» – пустынную и прекрасную. Я увидела бесконечные пространства светящейся желто-серой земли. Я увидела темнокожих, печальных и невероятно худых мужчин и женщин, молчаливо бредущих подобно теням, окутанным необъяснимой страстью». А позже, в автобиографической книге «История моей жизни», излагая свою эстетическую программу, она пишет: «На земле Индии моя живопись претерпела огромные изменения не только в тематике и настрое, но ив технике изображении, став истинно индийской. Я осознала свою миссию: писать эти молчаливые образы бесконечной покорности и терпения, рисовать угловатые смуглые тела, так странно привлекательные в своей нескладности, воссоздавать на холсте то впечатление, которое оставили во мне их печальные глаза». Так рождаются ее лучшие полотна: триптих «Туалет невесты», «Брахмачарии (обряд посвящения юношей брахманской касты в «дважды рожденные» – ОТ), «Крестьяне Южной Индии», «Три девушки», «Мать-Индия», «Горцы».
Художница считала, что должна использовать в своей работе как новейшие технические приемы, так и традиционные, идущие из глубины веков. В ее лучших картинах есть отзвук пещерных росписей Аджанты (V в.) и средневековых раджпутских миниатюр: контрасты чистых и интенсивных красок, плоскостность изображений. Особо любимый ею цвет – красный, символ любви и жизни. Серия полотен 1940 года, посвященных индийской женщине, так и зовется «Красной серией»: невесты в красных свадебных сари, девушки в красном, качанием на качелях встречающие весну, пору любви.
В 1938 году, вопреки воле родителей, Амрита едет в Венгрию и выходит замуж за своего кузена, д-ра Виктора Эгана. Год они живут в Венгрии, а потом возвращаются в Индию и переезжают в Лахор, крупный культурный центр страны (ныне – Пакистан). Накануне открытия своей персональной выставки, не дожив до 29 лет, Амрита скоропостижно умирает.
В святцах мирового искусства она останется провозвестницей грядущего духовного единения Европы и Азии, Востока и Запада.
Олег Торчинский.