Ирина УВАРОВА: НИЧЕГО НЕВОЗМОЖНОГО НЕТ

Фото: www.gazeta-uzao.ru

Сегодня она музыкальный руководитель театра “Бенефис”, много лет радующего нас изящными, выразительными музыкальными спектаклями. Трудно поверить, что и Всенощную в чеховской “Невесте”, и хор в “Сватовстве по-московски” исполняют драматические артисты, так стройно, уверенно и ярко звучат их голоса. А художественный руководитель театра Анна Неровная утверждает: без Ирины Уваровой все это вряд ли могло бы получиться. Невероятно музыкальная, тонко чувствующая настроение, драматургию спектакля, Ирина Борисовна умеет чутко уловить замысел режиссера, выложиться в поисках того самого музыкального фона, песни, стиля и, наконец, вдохновить актеров на покорение ранее неведомых вокальных высот. Сама Уварова считает, что просто занимается любимым делом. Всегда. И безмерно восхищается людьми, с которыми свели ее жизнь и… Музыка.

- Ирина Борисовна, вы ведь не всегда работали в театре. Сейчас в какой-то рекламе звучит песня, которую вы исполняете с Николаем Караченцовым, люди запрашивают ее в Сети и оставляют в блогах самые теплые отзывы и пожелания.

- “Что тебе подарить?” Мы с Николаем в свое время спели четыре дуэта, записали пластинку, исполняли эти песни на телевидении, в разных программах.

- И теперь многие открывают их заново. Итак, вы - певица, педагог, музыкальный руководитель “Бенефиса”… Расскажите, как, когда музыка появилась в вашей жизни?

- Я родилась в музыкальной семье. Папа был известным музыкантом, великолепно играл на рояле и на аккордеоне, работал аккомпаниатором у Людмилы Зыкиной. К нам часто приезжали Людмила Георгиевна и Ольга Воронец, они репетировали прямо в квартире. Посему, естественно, пошла в музыкальную школу, а как иначе? И мучилась там поначалу.

- ?..

- Думаю, на первых порах это для всех детей мучение - ноты, гаммы, этюды Черни. Но мне сразу ужасно понравился хор. Замечательная у нас была преподавательница, умела вдохновить. Пели все с огромным удовольствием. Вообще, педагоги в школе были очень славные. Самое интересное, что и я потом преподавала в этой школе - класс фортепиано. После окончания музыкального факультета педагогического института.

- Как же любимый хор?

- Пела я всегда и любила это безумно. Когда преподавала, параллельно трудилась в школе при Большом театре, где педагоги из Большого занимались с певцами вокалом. Работала концертмейстером и заодно училась. Педагоги даже спрашивали: что ж ты сама не поешь?

- Действительно, почему?

- Попыталась поступить в консерваторию на вокал. И даже брала уроки у замечательного педагога, изумительной камерной певицы Пантофель-Нечецкой. У нее было прекрасное колоратурное сопрано. Ей даже Глиэр посвятил сочинение. Тем не менее поступить не удалось. Не хватило мощности как в физическом, так и в вокальном плане. Это было большое огорчение.

- То есть вы изначально настраивались на классику?

- Ну да, это потом меня сманили на эстраду. С оперой не получилось, но я так хотела петь! Устроилась в Москонцерт, сначала концертмейстером. А в то время как раз много организовывалось вокально-инструментальных ансамблей. Появились знаменитые “Самоцветы”, “Веселые ребята” и так далее. В один из коллективов меня и пригласили, потом много было всяких вех, и наконец я стала солисткой в “Голубых гитарах” - очень популярной группе. В разное время с ней сотрудничали Игорь Крутой, Игорь Саруханов и другие. Музыканты там работали высочайшего класса, профессионалы.

- И каким был ваш репертуар?

- Очень разнообразным. Пели народные песни, зарубежные хиты, песни наших композиторов. Помните, “Двадцатый век” - “на Восточном полушарии вижу очи твои карие…”? Мы несколько лет работали вместе, ездили по России и за рубеж. В зарубежных гастролях, кстати, все песни исполняли на языке страны, в которой находились.

Но потом я стала выступать самостоятельно - как эстрадная певица. И “прослужила” в Москонцерте целых 30 лет. Участвовала в разных конкурсах, была лауреатом международного конкурса в Зеленой Гуре, дипломантом конкурса артистов эстрады в Ленинграде - там дипломы победителям вручал Аркадий Райкин. Все это достаточно почетным считалось в то время. Конечно, выступала в различных концертах.

- И снова влились в коллектив?

- Тогда на эстраде огромной популярностью пользовались замечательные артисты Борис Владимиров и Вадим Тонков, знаменитые Маврикиевна и Никитична. Еще мой папа с ними работал. Как-то они пригласили меня в свою программу, и я осталась с ними надолго.

- В качестве певицы?

- Не только, еще как драматическая актриса выступала. Владимиров и Тонков были замечательными людьми и очень разносторонними. Они создавали музыкальные спектакли, например, “Музыкальный магазин Утесова”, различные миниатюры - в “масках” и без них, великолепно пели на два голоса. Я же всегда любила театр, и мне было ужасно интересно выйти вдруг на сцену в качестве актрисы - то какую-то невесту играла, то продавщицу в музыкальном магазине.

- Вы с такой теплотой это вспоминаете…

- Жаль, что эстрада как таковая исчезла. Помню замечательные программы, потрясающих артистов: конферансье Гарри Гриневич, знаменитый аккордеонист Ковтун, балетная пара Лейбель и Никольский, трио “Ромэн”. Они в разное время участвовали в концертной программе Владимирова и Тонкова, мы дружно работали вместе, и мне все это нравилось.

- Когда вы расстались?

- В 90-е годы многим коллективам пришлось расстаться. “90-е годы” - этим у нас в стране все сказано. Концертная жизнь прекратилась. Работы не было.

- И что же дальше?

- Ну я, слава Богу, и на рояле играю, и могу преподавать. Как-то даже вместе с Леоном Измайловым вела “Утреннюю почту” - несколько выпусков. И продолжала учиться вокалу. Сейчас все это очень пригодилось - занимаюсь с драматическими артистами. Учу их пению.

В “Бенефис” мы стараемся брать актеров, которые умеют петь, среди них есть весьма музыкальные. А с иными приходится много работать, распевать их…

- Хорошо распеваете…

- Как меня учили, так и стараюсь. Лично я всегда занималась и классическим, и оперным пением, это позволяло неизменно оставаться в форме. Неважно, в какой манере вы поете - рок-н-ролл или рэп, если у вас поставлен голос, дыхание, вы сможете спеть все что угодно.

- В “Бенефисе” вы практически с момента его основания?

- Да, мы с Анной Михайловной Неровной давно знакомы и дружим. Она пригласила меня, когда театр только создавался. Попросила помочь в первых спектаклях, и… до сих пор работаю здесь. С огромным удовольствием. Помимо драматических спектаклей стали ставить музыкальные: “Сватовство по-московски”, “Ура, король!”. Музыку к ним написал Геннадий Гладков, стихи - Юлий Ким - специально для нашего театра. Но поскольку здесь заняты не певцы, а драматические актеры, нужно учиться, распеваться. По-моему, получается довольно неплохо, по мере сил поем и дуэты, и хоры.

- Вы также занимаетесь музыкальным оформлением спектаклей?

- Режиссер ставит задачи, которые мы стараемся воплощать. А у Анны Михайловны всегда интересные идеи. В один спектакль привлекли бардов - замечательных артистов, и они поют “живьем”. Другой полностью оформили в стиле рэг-тайм. В музыкальном оформлении детской сказки “Шлямпомпо” использовали песни Аббы, Биттлз, когда такого еще никто не делал, и неожиданно получилось современно. Это и наши юные зрители отметили, им очень понравилось.

- Вы все время говорите “мы”...

- У нас прекрасный коллектив. Вообще-то в театре всегда есть конкуренция, но у нас все невероятно доброжелательны, новых актеров встречают неизменно по-доброму. Все дружат между собой, стараются друг другу помочь. И в работе это сказывается. Например, мы долго не могли понять, каким нашему режиссеру видится музыкальный ряд в “Невесте”. А потом нашли потрясающую запись дореволюционной песни, сделанную ансамблем под управлением Александрова, и поняли: оно! Никогда не представляла, что это так можно спеть. А получился потрясающий финал!

Повторюсь: работаю с большим удовольствием. И рада, что могу кого-то чему-то научить. Люблю театр, Анну Михайловну, наших талантливых, самоотверженных артистов. И нам, кажется, нетрудно творить вместе, потому что… понимаем друг друга, наверное. Это большая удача.

- А для вас кто-то писал песни?

- Это вы про “Что тебе подарить?”? Да, слова принадлежат моему мужу, Александру Жигареву. Он был тележурналистом и достаточно известным поэтом-песенником. Как журналист, специализировался по Польше, очень любил эту страну, и в нашем доме бывали многие известные актеры, певцы: Станислав Микульский, Беата Тышкевич, Марыля Родович. Много песен на его стихи исполняла Анна Герман, кстати, Александр даже книгу о ней написал. Ну, вероятно, на какую-то часть творчества и я его вдохновила… “ничего невозможного нет”. Например, “Буду я любить тебя всегда” на музыку Игоря Крутого - эту песню (она известна в исполнении Александра Серова) муж посвятил мне…

Беседу вела Надежда СТУДЕНИКИНА
Фото из архива Ирины УВАРОВОЙ

 
По теме
 
 
В библиотеке № 179 им. Агнии Барто собирают новогодние поздравления для одиноких бабушек и дедушек - Академический район ЮЗАО Москвы Новый год уже совсем скоро, и в этот праздник принято помогать тем, кому совсем не просто - делать подарки, посылать открытки, стараться подарить частичку своего тепла тем, кто в этом нуждается.
13.12.2018
В библиотеке № 120 района Лефортово состоялись громкие чтения фрагментов произведений русского писателя, драматурга и публициста Александра Солженицына «Свеча на ветру».
13.12.2018
 
Наручники/Фотобанк - Звездный бульвар Откуда у безработного  деньги на ежедневную дозу задержанный не пояснил Бабушкинская межрайонная прокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении 41-летнего безработного жителя Норильской улицы.
13.12.2018 Звездный бульвар
1989 год. Юный Коля Басков на сцене в роли Баранкина 1989 год. Юный Коля Басков на сцене в роли Баранкина К 30-летнему юбилею готовится которого не было.
13.12.2018 Москва.Центр
Дэниэл Хэкетт (фото: М. Сербин, cskabasket.com) - ПБК ЦСКА Москва Наша команда уверенно обыграла «Химки» в матче Евролиги. ЦСКА – «Химки» (Московская область): 88-74 (+14) ЦСКА: Де Коло (10 + 3 гп), Питерс (5 + 3 пд + 2 гп), Хэкетт (14 + 3 пд), Курбанов (5),
13.12.2018 ПБК ЦСКА Москва
Обыграть два раза в группе Лиги Чемпионов королевский клуб и не выйти в евровесну – что может быть более жестоким футбольным итогом календарного года.
13.12.2018 Московская правда
На фестивале «Путешествие в Рождество», что пройдет в столице с 14 декабря по 13 января, посетителей ждут 72 зрелищных ледовых шоу.
12.12.2018 Московская правда
25 лет конституции РФ - МГПУ Основному закону Российской Федерации четверть века! Принятая всенародным голосованием конституция стала основой для правовой системы России и надежным ориентиром для развития страны.
12.12.2018 МГПУ
Нагатинская межрайонная прокуратура провела проверку исполнения требований законодательства о защите прав потребителей в ООО «Птифур».
13.12.2018 Прокуратура Москвы
В апреле 2018 года в Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям поступили материалы из Серпуховской городской прокуратуры о нарушении ветеринарного законодательства РФ индивидуальным пр
13.12.2018 Россельхознадзор