Митрополит Иларион: К Царству Небесному мы можем приобщиться уже в земной жизни

Фото: mospat.ru

14 марта 2019 года, в четверг первой седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке сослужили клирики храма.

По чтении канона митрополит Иларион обратился к молящимся со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня мы завершили чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, который в течение этих четырех дней напоминал нам о различных героях Ветхого и Нового Завета.

И сегодня я хотел бы сказать несколько слов о человеке, который для ветхозаветной истории имеет совершенно особое значение. Ему посвящены четыре книги из первых пяти книг Библии. Имя его – Моисей, и его история начинается во времена, когда народ израильский был порабощен египтянами.

Библия рассказывает, как фараон издал закон убивать младенцев мужеского пола, которые рождались в еврейских семьях. Тогда мать Моисея, зная, что ее сына ждет неминуемая гибель, положила младенца в корзинку и пустила по течению реки. Промыслом Божиим было определено, что дочь фараона сошла к реке, чтобы искупаться и, заметив в зарослях тростника корзинку, велела рабыне ее принести. Когда она открыла корзинку, то увидела в ней младенца. Ребенок ей понравился и она взяла его на воспитание. А в качестве кормилицы пригласила одну из еврейских женщин, и этой женщиной была мать Моисея.

Ребенок воспитывался при дворе фараона, он стал как бы сыном фараона и «научен был <…> всей мудрости египетской» (Деян. 7. 22), а вместе с ней напитался и духом идолослужения, которым была пронизана египетская религия. И однажды, когда Моисей «пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского» (Исх. 3.1), он вдруг увидел необыкновенное знамение – терновый куст, который горел огнем, но не сгорал. Он приблизился к кусту и услышал голос Бога. Господь позвал его и сказал, что возлагает на него особую миссию – вывести израильский народ из земли египетской.

Моисей в ответ на Божий призыв стал спрашивать: «Кто я, чтобы мне идти к фараону [царю Египетскому] и вывести из Египта сынов Израилевых?» (Исх. 3. 11). И тогда Бог дает ему силу творить чудеса. Но Моисей находит еще одно препятствие к исполнению повеления Божьего и говорит: «Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?» (Исх. 3. 13). И Бог называет ему Свое имя. Моисей же приводит еще одно основание для отказа: «Я тяжело говорю и косноязычен» (Исх. 4. 12). Тогда возгорелся гнев Божий на Моисея, как пишет Библия, и Он сказал: «Разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить [вместо тебя], и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем; ты будешь ему говорить и влагать слова [Мои] в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать» (Исх. 4. 14-15).

Когда Моисей пришел к фараону и сказал о том, что хочет вывести народ на три дня в пустыню для богопоклонения, фараон ожесточился и не отпустил народ израильский. И за этим последовала история исхода евреев из Египта, которая и составляет главное содержание библейской книги Исход. За отказ фараона отпустить еврейский народ египтян постигли бедствия – 10 казней. «Но Господь ожесточил сердце фараона» (Исх. 9.12), и он не отпустил сынов Израилевых. И только после 10 казни – самой страшной, когда умерли все египетские первенцы, – фараон разрешил евреям покинуть Египет.

Моисей вывел еврейский народ, повел его к морю. По воле Бога воды моря расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян, которые попытались преследовать сынов Израилевых.

Далее Библия рассказывает нам о 40-летнем странствовании еврейского народа по пустыне, с какими приключениями сталкивались там люди, какими чудесами была наполнена жизнь Моисея; как Бог призывал Моисея к Себе на гору, чтобы через него преподать еврейскому народу законодательство – 10 заповедей и другие установления и законы, которым израильтяне должны были следовать. Но в отсутствие Моисея, когда тот находился на горе с Богом, народ возроптал на Господа, на Моисея и потребовал у Аарона, чтобы он сделал им золотого тельца. Аарон поддался требованиям народа, сделав изваяние, которому сыны Израиля стали приносить жертвы. Когда же Моисей сошел с горы и увидел что происходит, то возгорелся гневом на народ, и собрал сынов Левииных, чтобы они прошли с мечами и убивали людей направо и налево, наказывая их за идолопоклонство. И в тот день, как повествует книга Исход, полегло около трех тысяч человек.

Все эти истории, которые мы читаем в книге Исход, а затем их продолжение в книгах Левит, Числа и Второзаконие, пугают нас своей необычностью, жестокостью и ужасами, с которыми сопряжено присутствие Божие в истории израильского народа. Но Святые отцы, среди которых и преподобный Андрей Критский, творец Великого канона, учат нас читать Ветхий Завет через призму Нового Завета, через призму Откровения, которое мы получили от Господа нашего Иисуса Христа. И тогда вся страшная ветхозаветная история предстает перед нами совершенно в ином свете, ибо в этих событиях мы распознаём прообразы событий, связанных с жизнью Господа нашего Иисуса Христа.

Мы знаем, что Господь Иисус Христос был распят в дни, когда еврейский народ праздновал Пасху, а Пасха была ничем иным, как воспоминанием об исходе израильского народа из земли египетской. Это было особое празднование: оно длилось целую неделю, в это время не ели квасной хлеб, а только опресноки, и закалали пасхального агнца. Вся история исхода, очень подробно описанная на страницах соответствующей библейской книги, была прообразом того, что происходило в новозаветную эпоху. И жертвоприношения, которые по закону Моисееву совершали священники, были ничем иным, как прообразом той единой жертвы, которую принесет Господь наш Иисус Христос.

В книге Второзаконие мы читаем о том, что после долгого странствования в пустыне Моисей вместе с израильтянами подошел к стране, которую Бог обещал даровать еврейскому народу. Но Господь не допустил Моисея войти в землю обетованную, сказав, что он не войдет в эту землю, а только увидит ее. Это было наказанием Моисею за то, что он не всегда проявлял веру и послушание воле Божией. Увидев землю обетованную, Моисей оставил народу духовное завещание (это завещание в Библии называется песнью, которая содержится в книге Второзаконие, и мы ее слышим в дни Великого поста), после чего почил и приложился к народу своему .

Святой апостол Павел в послании к евреям, рассуждая о ветхозаветных праведниках, перечисляет их всех по порядку, начиная от Авеля, Авраама, Исаака, Иакова и включая, конечно же, Моисея и его ученика Иисуса Навина. Апостол говорит о том, что все эти ветхозаветные праведники получали обетования, но они не были реализованы в их собственной жизни, потому как только с пришествием Господа Иисуса Христа сбылось то, о чем они чаяли, на что надеялись и чего ожидали. И земля обетованная, в которую Господь сначала ввел Авраама, но после народ израильский был вынужден из нее уйти, а затем через пустыню в эту землю Бог вел еврейский народ из Египта, была лишь прообразом той новой земли, которую открывает Господь Иисус Христос Своему народу – новому Израилю.

Если Моисей не смог войти в землю обетованную, а лишь увидел ее, то для каждого из нас эта земля открыта. И мы не только можем увидеть ее, мы можем войти в нее и жить в ней. Мы уже живем в ней, когда приобщаемся к тому, что дает и чему научает нас Церковь, ибо земля обетованная не что иное, как Царство Небесное.

Царство Небесное, говорит Господь, не где-то далеко. «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17. 20-21). Это означает, что уже в земной жизни мы можем приобщиться к Царству Небесному, которое дает нам Господь Иисус Христос. Ценой этого стала жертва, которую Он принес.

Апостол Павел, подробно описывая в послании к евреям ветхозаветный культ и то, как была устроена ветхозаветная скиния во времена Моисея и как первосвященники приносили жертвы, говорит: «Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9. 11- 12). Если вся жертвенная кровь, которая была пролита со времен Моисея вплоть до Иисуса Христа, не могла искупить человечество от грехов, то эта Кровь искупила человечество от грехов. И мы являемся новым Израилем, который вошел в землю обетованную и в ней пребывает.

Будем просить Господа, чтобы осознание Его близости, Его присутствия в нашей жизни никогда не покидало наши умы и сердца. И не станем блуждать по пустыне в ожидании земли обетованной, но будем жить в этой земле, наслаждаться ее благами и молиться Господу о том, чтобы и за порогом смерти нам удостоиться Царства Небесного, которое началось для нас уже здесь, на земле.

Храни вас всех Господь!»

Служба коммуникации ОВЦС

 

 
По теме
Митрополит Иларион: Подобно Аврааму, все мы странствуем в своей жизни к «земле обетованной» – Царствию Небесному - Отдел внешних церковных связей РПЦ Вечером 5 апреля 2019 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящи
06.04.2019
Митрополит Иларион: Ветхозаветный закон служил предуготовлением для всего человечества к пришествию в мир Господа Иисуса Христа - Отдел внешних церковных связей РПЦ 15 февраля 2019 года, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата,
15.02.2019
«Личность Иисуса Христа заслуживает того, чтобы о ней узнали как можно больше» - Благовест-Инфо Москва, 14 февраля, Благовест-инфо . Презентация книги председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос»,
14.02.2019
 
В МИА «Россия сегодня» прошла презентация книги митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос» - Московский Патриархат РПЦ 13 февраля 2019 года в Президентском зале Международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня» состоялась презентация книги митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос»,
14.02.2019
В серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос» - Отдел внешних церковных связей РПЦ 13 февраля 2019 года в Президентском зале Международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня» состоялась презентация книги митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос»,
14.02.2019
Иисус Христос - Благодатный Огонь 13 февраля председатель синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев) презентовал свою кощунственную книгу из серии «Жизнь замечательных людей» («ЖЗЛ») под претенциозным названием: «Иисус Христос.
13.02.2019
 
В канун среды Страстной седмицы Святейший Патриарх Кирилл принял участие в вечернем богослужении в Андреевском ставропигиальном монастыре - Московский Патриархат РПЦ Вечером 23 апреля 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Андреевский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы.
23.04.2019 Московский Патриархат РПЦ
Неожиданные откровения американского политика-консерватора Патрика Бьюкенена Один из самых нетривиальных политиков и аналитиков США Патрик Бьюкенен, известный консерватор и антикоммунист,
23.04.2019 Крестовский Мост
Прима Венского балета Людмила Коновалова ходит в церковь, исповедуется у духовника и помогает больным детям C москвичкой Людмилой Коноваловой мы встретились в Австрии: она прима-балерина Венского государственного балета.
23.04.2019 Крестовский Мост
Олегу Ольхову приходилось кормить и бездомных, и монахов, и высших иерархов Ведущий популярных передач «Монастырская кухня» и «Блюдо дня» на телеканале «Спас» 43-летний Олег Ольхов широко известен и как автор кулинарн
23.04.2019 Крестовский Мост
9 мая Музей Победы можно будет посетить бесплатно - Район Южное Бутово ЮЗАО Как сообщает  официальный портал Мэра и Правительства Москвы , вход в Музей Победы на Поклонной горе будет бесплатным 9 мая 2019 г. Музей Победы на Поклонной горе подготовил сюрприз для москвичей и гостей столицы к 9 Мая.
24.04.2019 Район Южное Бутово ЮЗАО
Фото: Станислав Жданов/moscow.er.ru - Единая Россия Фото: Станислав Жданов/moscow.er.ru Российский художник, автор научных и литературных трудов, действительный член Российской академии художеств, член Союза писателей России, постоянный участник телевизионных ток-шоу,
24.04.2019 Единая Россия
EMPORIO MUSIC FEST – конкурс мультиформатной музыки, созданный лидером группы A’STUDIO, пианистом, композитором, аранжировщиком и продюсером Байгали Серкебаевым,
23.04.2019 Мой район
Панчен-ГОЛ - ФК Динамо Москва Российская Премьер-Лига 2018/19, 24 тур «Динамо» (Москва) vs «Крылья Советов» (Самара) – 1:0 (0:0) Гол : 1:0 Панченко (67) «Динамо» : Шунин (к), Козлов, Шунич, Евгеньев, Морозов, Юсупов (Самба Соу, 78), Теттех (Рыков,
24.04.2019 ФК Динамо Москва
Уилл Клайберн (фото: М. Сербин, cskabasket.com) - ПБК ЦСКА Москва Наша команда отправилась в Виторию продолжать серию плей-офф Евролиги. Армейцы обязаны побеждать.
23.04.2019 ПБК ЦСКА Москва
Окружной этап прошел в минувшие выходные Участники соревнований/предоставлено организаторами В минувшие выходные на территории природного заказника «Долгие пруды» среди учащихся образовательных организаций СВАО про
23.04.2019 Звездный бульвар
Под занавес сезона осталось не так много команд, решающих конкретные турнирные задачи.
23.04.2019 Московская правда
Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям совместно с прокуратурой города Новомосковска проведена проверка соблюдения требований ветеринарного законодательства РФ в отношении индивиду
24.04.2019 Россельхознадзор