«Иконотека» Адольфа Овчинникова открылась в центре Москвы


В. Сергеев, А. Овчинников, А. Горматюк

Москва, 19 февраля, Благовест-инфо . «Иконотека» – так называется новое выставочное пространство, которое открыл 15 февраля в центре Москвы Всероссийский художественный научно- реставрационный центр им. И. Э. Грабаря (ВХНРЦ). В бывшей мастерской скульптора Веры Мухиной в Пречистенском переулке экспонируется часть огромного наследия знаменитого реставратора и иконописца Адольфа Овчинникова, который более 60 лет создает копии-реконструкции средневековых фресок. «Иконотека» задумана не только ради выставок, ее статус – научно-реставрационная мастерская.

На торжественной церемонии открытия «Иконотеки» директор ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря Дмитрий Сергеев отметил, что это значимое событие происходит в год столетия самого известного реставрационного учреждения России. По его словам, А.Н. Овчиников олицетворяет традиции того наследия, которое было заложено Игорем Эммануиловичем Грабарем 100 лет назад. Директор выразил надежду, что «Иконотека» «не просто даст новую жизнь сохраненным памятникам», но и послужит как художественный и образовательный центр.

Адольф Николаевич Овчинников рассказал, что за многие годы работы им скопированы фрески восьми древних храмов и монастырей, половины из которых уже не существует: «приедешь на другой год – уже нет этой композиции». Дело не только во времени и естественных разрушениях: по словам реставратора, в последнее время, благодаря новым технологиям, фрески научились воровать, а потом вывозить за границу и продавать (особенно в Грузии). Поэтому в деле сохранения средневекового наследия «нужно поспешать». Но говорить об учениках-преемниках, к сожалению, пока не приходится – слишком трудна работа художника-реставратора: по словам А.  Овчинникова, иконописцы, которые придут ему на смену, должны иметь в виду, что это искусство невозможно без самоотречения, иначе получается «попса да и только».

Бывшая мастерская Веры Мухиной представляет собой квадратное в плане небольшое здание с высокими световыми окнами. Создатели экспозиции расположили копии фресок таким образом, чтобы воссоздать часть интерьера средневекового восточного храма. Как рассказал «Благовест-инфо» А. Овчинников, в «Иконотеке» сейчас представлена примерно одна сотая от того количества копий-реконструкций, которые ему удалось сделать в разных частях света (всего – более 1600 композиций). По замыслу художника-реставратора, представленные в экспозиции фрагменты должны показать разные этапы развития фресковой живописи: это и древние грузинские монастыри (Сабирэби VIII в., Ачи XII в.), и Георгиевская церковь в Старой Ладоге (XII в.), и храм Богородицы в Бетании XIII в.

Прямо на пороге посетители попадают под строительные леса, на которых стоят ведра с красками, лежат кисти: фрагмент экспозиции дает представление о том, как работает художник-копиист, иногда – высоко под сводами древнего храма, а иногда – в пещере. Адольф Николаевич рассказал, что работа копииста далека от комфорта, а иногда и рискованна: например, он расстилал на полу в пещерных храмах листы бумаги, чтобы по шороху услышать приближающихся змей или скорпионов. «Нужно уходить с позиций туриста, а быть в шкуре мастера. Важно понять одно: пока вы не окажетесь на той дистанции, с которой мастер писал, все будет мимо. Это можно понять только в процессе работы», – утверждает реставратор, подчеркивая, что никакая, даже самая совершенная фототехника, не в состоянии «понять», из чего исходил средневековый художник в своем искусстве. К пониманию «кухни» древнего иконописца можно также приблизиться, поднявшись на второй этаж экспозиции, где показаны все этапы создания иконы: от технологии приготовления минеральных красок до работы с прорисями и собственно написания ликов.

Кроме того, в экспозицию включен документальный фильм о работе «классического реставратора», как выразился директор ВХНРЦ. В качестве такового в картине, созданной в 1976 г. выпускником ГИТИСа, фигурирует молодой Адольф Николаевич, который подробно рассказывает с экрана о своей работе.

Руководитель «Иконотеки» Александр Горматюк, художник-реставратор высшей категории ВХНРЦ, так говорит о концепции нового центра: «Для нас это совершенно новый путь – найти то пространство, в котором наследие Адольфа Николаевича могло бы расцвести. Еще с начала 60-х гг. он рассчитывал на создание банка данных церковного искусства, который служил бы и сохранению бесценного наследия, и изучению, и появлению нового поколения специалистов. Поэтому в «Иконотеке» мы хотели бы сделать и экспозицию, где создаются фрагменты интерьеров храмов, и образовательное, и реставрационное пространство. Здесь будут проходить лекции, мастер-классы, семинары. Один реставратор сказал, что «Иконотека» может даже стать своеобразным «центром реабилитации» для иконописцев, чтобы они могли увидеть, что такое настоящее древнее искусство, как его понимать и ценить. Самое главное – все это должно служить тому, чтобы акцент средневековой церковной живописи, ее внутреннее содержание, драматизм привнести в современное искусство». Кроме того, А. Горматюк упомянул об особенности жанра копии-реконструкции: «Многие реставраторы – творческие люди, им хочется иногда иконочку «подштопать», как говорил Грабарь. А копия-реконструкция – это прекрасная возможность на подлиннике ничего не трогать, максимально сохраняя его, но на копии восстанавливать утраты, исходя из логики данного произведения. Творите!»

Адольфа Николаевича пришли поздравить с открытием «Иконотеки» многие коллеги и друзья. Доктор искусствоведения Лев Лифшиц, заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания, сразу предложил, как это новое пространство можно «обживать»: где можно поставить мольберты, что предпринять для оцифровки огромного архива слайдов Адольфа Николаевича, как записать в аудиоформате его лекции.

Дж. Парравичини, А. Овчинников

Джованна Парравичини, член итальянского фонда «Христианская Россия», советник представительства Мальтийского ордена в РФ, рассказала «Благовест-инфо», что первое знакомство с Адольфом Николаевичем состоялось в 1990 г. в Риме, на выставке «100 шедевров из российских музеев» в Ватикане. «Нас познакомил отец Александр Мень, который тогда сказал: «Это великий мастер, великий реставратор, вы можете многому научиться у него». Мы тогда подошли с трепетом, и Адольф Николаевич согласился приехать в нашу иконописную школу в Сериате. Он провел с нами месяц. Для нас это было открытие целого мира смыслов – это было новое рождение нашей иконописной школы. Такие люди своими подвигами спасли и передали новым поколениям целые пласты древней христианской культуры. Копии фресок, которые создал Адольф Николаевич, – это настоящее сокровище, очень важный и ценный материал. Тот факт, что сейчас есть возможность экспонировать его хотя бы по частям, – это грандиозно!»

Юлия Зайцева

 
По теме
Изображение новой сцены театра Табакова появится на карте «Тройка» - Район Северное Бутово ЮЗАО Официальный портал Мэра и правительства Москвы сообщает, что московский метрополитен продолжает добрую традицию делать дизайн проездных карт, посвященный тем или иным событиям:
14.12.2018
 
В ЦКИ «Меридиан» прошел гала-концерт фестиваля «Хоровод дружбы», на котором выступили воспитанники студии ирландского танца «Тейре» молодежного центра досуга и спорта «Спутник».
14.12.2018
Бутовские чтения прошли в храме Фёдора Ушакова - Район Южное Бутово ЮЗАО 11 декабря в Храме святого праведного воина Феодора Ушакова состоялась конференция «Военная история» в рамках Бутовских историко-краеведческих чтений, конференции детей и молодежи,
14.12.2018
 
Жилой деревянный дом с резным декором отреставрируют в столичных Сокольниках - MosDay.Ru В столице на улице Гастелло отреставрируют деревянный дом с резным декором - уникальное здание начала ХХ века, говорится в сообщении пресс-службы департамента культурного наследия Москвы.
14.12.2018
Пистолет в руке/Фотобанк - Звездный бульвар Потерпевший обратился в больницу с раной в области правого тазобедренного сустава Пистолет в руке/Фотобанк Полицейские задержали жителя района Северный, выстрелившего в ногу прохожему из окна своей квартиры на ул.
14.12.2018 Звездный бульвар
Откуда у безработного  деньги на ежедневную дозу задержанный не пояснил Бабушкинская межрайонная прокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении 41-летнего безработного жителя Норильской улицы.
13.12.2018 Звездный бульвар
Культурный центр  «Лира» примет участие в акции «Добрый Новый год» - Район Южное Бутово ЮЗАО Как сообщается на сайте культурного центра «Лира», в преддверии Нового года у москвичей появилась возможность своими руками сделать добрые «душевные» подарки для себя и подопечных благотворительных фондов.
13.12.2018 Район Южное Бутово ЮЗАО
КОБЛОВ: «МИНУС В АРХАИЧНОСТИ» - Московская правда Будучи одним из апостолов нашей рок-журналистики, Алексей КОБЛОВ, по моему разумению, имеет все основания стать фигурантом книги, посвященной юбилею самой известной советской рок-группы «Машина времени».
14.12.2018 Московская правда
1989 год. Юный Коля Басков на сцене в роли Баранкина 1989 год. Юный Коля Басков на сцене в роли Баранкина К 30-летнему юбилею готовится которого не было.
13.12.2018 Москва.Центр
Дэниэл Хэкетт (фото: М. Сербин, cskabasket.com) - ПБК ЦСКА Москва Наша команда уверенно обыграла «Химки» в матче Евролиги. ЦСКА – «Химки» (Московская область): 88-74 (+14) ЦСКА: Де Коло (10 + 3 гп), Питерс (5 + 3 пд + 2 гп), Хэкетт (14 + 3 пд), Курбанов (5),
13.12.2018 ПБК ЦСКА Москва
Обыграть два раза в группе Лиги Чемпионов королевский клуб и не выйти в евровесну – что может быть более жестоким футбольным итогом календарного года.
13.12.2018 Московская правда
Роспотребнадзор выявил недостатки в деятельности одного из крупных сетевых магазинов, на основании чего был составлен протокол об административном правонарушении и направлен в суд.
14.12.2018 Служба судебных приставов
В августе 2017 года Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям была проведена проверка в отношении ЗАО им.
14.12.2018 Россельхознадзор