"Глубокий демократ" Короленко и Октябрь

лекция Дистанционного Университета Знаний

                  

 

        

 

                     «Глубокий демократ» В.Г. Короленко

                                «н а    с г и б е     э п о х»

 

«…Радуешься тому, что он живёт и здравствует

среди нас, как какой-то титан, которого не могут

коснуться все те отрицательные явления, которыми

так богаты наша нынешняя литература и жизнь»

 Иван Б у н и н. «Литературное  наследство»,

                                   т. 84, кн. 1. М., 1973, с. 377).

 

В июле 1920 года (незадолго до кончины) Владимир Галактионович писал: «Порой свожу итоги, оглядываюсь назад. Пересматриваю старые записные книжки и нахожу в них много «фрагментов», задуманных когда-то, по тем или иным причинам не доведённых до конца… Вижу, что мог бы сделать больше, если бы не разбрасывался между чистой беллетристикой, публицистикой и практическими предприятиями, в роде Мултанского дела или помощи голодающим. Но ничуть об этом не жалею. Во 1-ых не мог иначе. Какое-нибудь дело Бейлиса совершенно выбивало меня из колеи. Да и нужно было, чтобы литература в наше время не оставалась безучастной к жизни…». Мудрый, взвешенно-весомый вывод, итоговое жизненное размышление: «Вообще-то я не раскаиваюсь ни в чём, как это встретишь среди многих людей нашего возраста: дескать «стремились» к одному, а что вышло. Стремились к тому, к чему нельзя было не стремиться при наших условиях. А вышло то, к чему привёл «исторический ход событий»…

            Становление творческой индивидуальности Короленко, который неизменно обращался к  «передовой русской мысли»; он признавался: родной для него  становятся «не Польша, не Украина, не Волынь, не Великороссия, - а великая область русской мысли и русской литературы, область, где господствовали Пушкины, Лермонтовы, Белинские, Добролюбовы, Гоголи, Тургеневы, Некрасовы, Салтыковы» («Русское богатство», 1908, № 2, с. 190). «У меня всегда было стремление вмешаться прямо, с практическими результатами в те области жизни, которые стояли ко мне близко и на виду…»- говорил Короленко.

            «Глубокий демократ» (по определению Луначарского) Короленко страстно отстаивал  идеи народности и гуманизма. Публицистико-очерковые выступления Короленко не раз всколыхнули волны протеста и негодования по поводу поругания прав человека: будь то Мултанское дело в защиту крестьян-удмуртов (90-ые годы) или дело Бейлиса ( 1910-ые годы). Поиски «настоящей жизни», «едкое чувство вины за общественную неправду», неприятие «дурного общества» характеризуют взгляды этого «насквозь русского писателя» ( Роза Люксембург).

            Демократические традиции нашли в творчестве Короленко достойное продолжение: он был одним из наиболее последовательных и талантливых продолжателей идей и эстетических открытий предшественников. В статье «Памяти Белинского» (1898) Короленко осмысливает великий вклад «неистового Виссариона» в развитие русской художественной мысли. Здесь же он говорит, в частности, о драматической судьбе Помяловского, Левитова. Уяснению индивидуальности выдающегося демократа посвящены очерковые зарисовки «О Глебе Ивановиче Успенском (черты из личных воспоминаний)» (1902). Короленко раскрывает противоречивую позицию демократа, его открытия и утраты. В Гл. Успенском ему симпатичен протест против ложно понятого самоуглубления, самоусовершенствования, изолирования личности, оказавшейся вне связи с общественными вопросами («Восемьдесят тысяч вёрст вокруг самого себя»). Короленко сообщает читательское впечатление от изумительно правдивых повествований беллетриста-демократа («это был сплошной вопль лучшей человеческой души. Вконец истерзанной чужими страданиями и неправдой жизни, в которой она-то менее всего повинна»). Служение высоким идеалам было завещано борцами и мыслителями минувших дней («Воспоминания о Чернышевском», 1904; «О Щедрине», 1898); Короленко считал своим долгом, неотложным делом современников продолжать и развивать начатую борьбу за счастье и свободу человека. В очерке «Парадокс» (1894) Короленко дал афористическую формулу действенного гуманизма, сказав, что человек создан для счастья, как птица для полёта. Очерк «Мгновение» (1900) он начинает «горьковскими» словами: «Будет буря, товарищ…».

            Художественная палитра Короленко, синтезировавшего реалистические и романтические начала, поражает разнообразием жанровых поисков. Вот, например, «очерковые» подзаголовки его работ: «Река играет» с образом «милого Тюлина» - «эскизы из дорожного альбома»(1891); «На затмении» - «очерк с натуры» (1887); «В пустынных местах» - «из поездки по Ветлуге и Керженцу» (1890); «Смиренные» - «деревенский пейзаж» (1895); «Фабрика смерти» - «эскиз» (1895); «Двадцатое число» - «из старой записной книжки» (1899-1905); «Колечко» - «из архивных дел» (1896); «Марусина заимка» - «очерки из жизни в далёкой стороне» (1899). Короленко даёт свой тип «экспериментального» очерка с глубоко эстетически мотивированным соотношением факта и домысла, документа и художественного «моделирования» действительности.

            «Павловские очерки» его привлекли внимание крупнейших социологов, политологов, экономистов (тот же В.И. Ленин ссылается на них в «Развитии капитализма в России»). Короленко соединяет в себе крупного учёного-социолога, экономиста, демографа, этнографа, юриста с тончайшим психологом, мастером художественной пластики (и здесь показательны и знаменательны его «переклички»  с «яснополянским старцем»).

            Короленковские очерки носят новеллический характер; в них присутствует «внеэстетический» элемент, связанный с описательностью, внешним правдоподобием, эмпиризмом; тщательно продуманы и художественно мотивированы сюжетные линии, композиция образов, развитие кульминаций. Структура образов подчинена доминанте: раскрыть героизм отдельной личности как выражение героизма всего народа, «открыть значение личности на почве значения массы», показать поиски простым человеком «вольной волюшки». Вот «очерк из 80-х годов» - «Чудная»(1880) с проникновенным «скорбным образом» умершей девушки. В «Марусиной заимке», объединившей цикл очерковых эссе и зарисовок («Уголок», «Бродяжий брак», «Пахарь-Тимоха», «Белая ночь», «Война», «Степан», «Заключение»), поэтически воссозданы «героические усилия молодого надломленного существа», которые «не пропали даром». Повествователь выражает сокровенное желание «заглянуть в безвестную судьбу беспокойного, неудовлетворившегося, может быть, давно уже погибшего человека». Общественный идеал Короленко и его повествователя утопичен, но при этом им чужда созерцательная иллюзорность, они ищут «естественную революционность» в крестьянстве, их восхищает народное заступничество разночинцев; их гуманизм активен, действенен. Когда подвергалось поруганию человеческое достоинство, писатель-гуманист решительно и смело протестовал. Таковы «картинки из подлинной действительности» «В успокоенной деревне» (1911). В деревне Кромщино Саратовской губернии истязали невинных крестьян, собаки вылизывали лужи человеческой крови. Гневный голос Короленко всколыхнул общественное мнение России, он влился во всё нарастающий поток народного возмущения, он способствовал развитию освободительного движения.

           

 
По теме
Хулигану грозит уголовная ответственность по статье о вандализме Мила ГЕНЬ Пассажир метро в Москве разозлился, что не успел на поезд, и разбил стекло Фото: Михаил ФРОЛОВ В Москве пассажир разозлился,
Счет шел на секунда: как врачи спасали жизни пострадавших в теракте в «Крокусе» - Вечерняя Москва Заместитель главного врача по медчасти НИИ скорой помощи им. Склифосовского Артем Саприн во флагманском центре, куда доставили многих пострадавших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Вечерняя Москва
Спасатель-доброволец из Новогиреево разбирал завалы после теракта в «Крокусе» - Восточный округ Первые шаги как волонтёр Турсун сделал во время пандемии. Фото: Григорий Матвеев Житель Братской улицы 43-летний Турсун Коенов почти два года состоит в отряде спасателей-добровольцев «СпасРезерв».
Восточный округ
Делегация главных врачей медицинских учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, во главе с первым заместителем директора регионального департамента здравоохранения Марией Захаровой,
ГКБ №15
Как молиться о жертвах теракта - Звездный бульвар Фото: Александр Авилов, АГН "Москва" Первая реакция человека, узнавшего о трагедии в «Крокус Сити Холл» — что-то сделать.
Звездный бульвар