Добрая «Традиция»

Добрая «Традиция»
Добрая «Традиция»
Добрая «Традиция»
Добрая «Традиция»
Добрая «Традиция»
Добрая «Традиция»
Добрая «Традиция»
Добрая «Традиция»
Фото: zavtra.ru
Русские смыслы нового фестиваля
  • Марина Алексинская
  • Андрей Смирнов
  • "Только так  — блокируя разрушительные европейские процессы и при этом, держась на почтительном расстоянии от растленного либерализмом "славянства", Россия может обрести будущность"  — расширение философемы Константина Леонтьева "Россию надо подморозить" можно смело назвать альфой и омегой фестиваля "Традиция". Фестиваль состоялся 8 июля, и этот день по наблюдениям метеорологов стал одним из самых холодных дней лета.

    "Традиция"‑2017  — дебют Русского Художественного Союза (РХС). Первая художественная акция, грандиозное действо, риски проведения которого, помимо прочего, связаны были еще с тем обстоятельством, что Русский Художественный Союз заявил о своем существовании всего лишь два с половиной месяца назад. Кроме того, медиа-мейнстрим продолжает править бал. Нет-нет, да и прислушаешься к вестям с лагун, призадумаешься: как же это так? как так случилось? почему мега-проект, инсталляции художников-фронтменов наших дней Гриши Брускина, дуэта Recycle Group и Саши Пироговой на тему Theatrum Orbis ("Зрелище круга земного") с треском провалился на биеннале в Венеции? И снова, и снова, по отзывам очевидцев, разве что сквозняк гулял по Российскому павильону. Что ждать в таком случае от "Традиции"? Одно только слово  — "традиция" для медиа-мейнстрима как красная тряпка для быка. Тревогой, изрядной долей сомнения в успехе мероприятия был проникнут и пост Эдуарда Боякова, инициатора создания РХС, который он дал в ленте фейсбука накануне открытия:

    "Дорогие соратники! Мы заканчиваем подготовку фестиваля "Традиция". Всё состоится, хотя сроки  — рекордно короткие и нервов много уже потрачено… Времени, сил и средств на рекламу, увы, не было, как это бывает, когда запускаешь большой проект. А событие для РХС знаковое, все таки…"

    И всё же, и всё же.

    Русский Художественный Союз бросает перчатку. Делает вызов. 8 июля, в День семьи, любви и верности, известный еще как День святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, в подмосковной усадьбе "Захарово" состоялся фестиваль "Традиция". Смотрите, завидуйте! "Наша идеология  — из манифеста Русского Художественного Союза,  — русский православный консерватизм, а если точнее  — традиционализм. Нам нужен традиционализм не только для того, чтобы стоять, держаться корней. Нам нужен традиционализм и для того, чтобы, держась корней, идти вперед".

    Девелоперская компания "Сити XXI век" накануне открытия "Традиции" объявила себя партнером фестиваля.

    ***

    Мне видится мое селенье,

    Мое Захарово; оно

    С заборами в реке волнистой,

    С мостом и рощею тенистой

    Усадьба "Захарово"  — имение бабушки Александра Пушкина по линии отца Марии Алексеевны Ганнибал. Здесь поэт провел свои детские годы, здесь впитал сюжеты будущей сказки "Руслана и Людмилы", здесь впервые услышал песню "Как во городе было, во Казани", что звучит сегодня со сцены Большого театра в великой постановке "Бориса Годунова" Голованова-Федоровского-Баратова. Собственно говоря, и сегодня в Захарово всё так, как было в детские годы Пушкина. Или почти так. Разве что тенистые рощи парка переросли в леса с могучими в три обхвата липами, а на волнах реки в инкрустации из цветущих желтых ирисов, покачиваются тени "преданий старины глубокой". В 1999‑м, в год 200-летия Пушкина, в усадьбе, в родовом гнезде поэта, был заново отстроен особняк Марии Алексеевны Ганнибал. Двухэтажный, с фронтоном и колоннами над входом, с "будочкой-бельведером" и неизменной анфиладой комнат, прохаживаясь по которой узнаешь: де были времена, когда под Москвой "существовали самобытные уголки, хранившие обычаи, родники чистейшей поэзии".

    Существовали и  — существует. Усадьба "Захарово" оказалась идеальной площадкой для фестиваля "Традиция". Её территория была поделена на сегменты:

    "Ракушка. Сити XXI век". Место проведения концертов. В программе: ансамбли "Ихтис", Покровского, "Народный праздник", "Казачий кругЪ", Александр Ф. Скляр, Zventa Sventana, "Калинов Мост".

    "Попов луг". Место встреч и выступлений Захара Прилепина, концертов Тины Георгиевской и Сергея Летова, юных стипендиатов фонда Юрия Розума, романсов в исполнении Нины Шацкой и поэтического спектакля "Лира храбрых" Эдуарда Боякова, созданного по мотивам двух книг  — прилепинского "Взвода" и сборника стихов донецких поэтов "Я  — израненная земля".

    "Культбригада". Место интеллектуального штурма в уютной излучине реки. Лекции "Коммунизм как русская традиция" (Герман Садулаев), "Русские в Азии. От Скобелева до Советов" (Олег Шишкин); беседа с Евгением Спицыным, Александром Пыжиковым, Германом Артамоновым.

    "Мансарда. Сити XXI век". Место для камерных бесед. Лекция-концерт Дмитрия Парамонова "Гусли  — русский народный инструмент"; беседа о поэзии и христианстве с прот. Артемием Владимировым "Гений и добродетель"; Юрий Нечипоренко представлял новую книгу о Пушкине для подростков; "Иван Бунин и Алексей Толстой: спор о русском пути"  — лекция Алексея Варламова.

    Очевидно, заявленная программа "Традиции" привлекла незаурядные умы, влиятельных персонажей. И в идеале  — требовала от гостя умения раздваиваться-растраиваться, чтобы разом побывать и в "Ракушке" и на "Поповом луге".

    Протяжность русских народных песен сталкивалась с децибелами грохочущего рока и улетучивалась под саксофон Сергея Летова. Казацкая вольность встраивалась в споры о будущности русской цивилизации… Русский романс в вечернем часу, на открытой веранде рассеивал тучи войны на Донбассе, о которой публика расспрашивала Захара Прилепина… Прелюд Шопена тонул в рассуждениях прот. Артемия Владимирова: был встречный вопрос: нужны ли сегодня художники-обличители, ведь и Гоголь, и Салтыков-Щедрин обличали пороки государства Российского?! тогда как прот. Артемий Владимиров, вдохновенный, продолжал взывать к моральному и нравственному очищению: устал сегодня человек от разоблачений, тыканий его в пороки, в грязь; человек, он сам знает о несовершенствах, он жаждет любви, добра, щедрости душевной и долг художника  — ему помочь. Тем временем в беседке на берегу реки разворачивалась фантасмагорическая картина. "Битва" умов, публика в которой становилась не только её свидетелем, но и соучастником. Критика Льва Данилкина с рассказом о семье Ленина минуты три уже как поторапливают, указывая на часы: регламент выступления  — час! К старту готовятся историки Евгений Спицын и Александр Пыжиков. Но неугомонный Олег Шишкин, его выступление должно быть ещё позже, уже атакует своими вопросами и Данилкина, и Пыжикова, и Спицына. Слышны реплики: "Где вы это вычитали?!", "Какие архивные документы использовали?!"…

    В какой-то момент вся эта полифония, да еще под программу обучения детей ремеслам на детских площадках, выстраивается в единое полотно, приобретает черты и форму ковра-самолёта как неизбывную мечту русского человека о райских кущах, о чертогах, где нет ни печали, ни воздыхания.

    …Как корабль назовешь, так он и поплывет. Корабль под названием фестиваль "Традиция" отчалил от берега в усадьбе "Захарово" в то время, когда самыми выдающимися людьми всех времен и народов страна назвала Сталина, Путина и Пушкина. И пожелать "семь футов под килем" проблемы не составляло. Весь день шел дождь. Проливной шел дождь, укутывая гостей и участников фестиваля в кисею, сотканную из дождевых нитей.

    Ближе к полуночи, когда "Сон Людмилы"  — театральный перформанс на воде уже состоялся, а залпы фейерверка вот-вот должны были окрасить гладь реки в цвета малявинских сарафанов, дождь как будто бы перемешался со снегом… Снежинки засверкали, как светляки. Эдуард Бояков, продюсер, режиссёр, демиург настоящего действа выглядел несколько уставшим, но довольным.

    — Велики ли были риски "Традиции"?  — обратилась к нему с вопросом.

    — Признаться, риски были огромные. Конечно, накануне мы делали вид, что фестиваль состоится при любой погоде, как в футболе говорят. Но на самом деле и погода нас беспокоила, и боялись мы, что в дождь никто не придет, и со стороны местных чиновников поступали к нам недобрые сигналы… Но мы рискнули. Хотя мотивация уже не совсем была ясна. Очевидно, летний фестиваль должен быть фестивалем развлечения, отдыха. И мы мечтали вот эту огромную поляну перед музыкальной площадкой отдать желающим полежать на пледах. Мы представляли, как приезжают они в Захарово со своими корзинками, в которых морс, лимонад, хлеб, бутерброды… мы специально договорились с фольклорными коллективами на проведение на этой поляне хороводов… Но, как вы сами понимаете, при +11 о С и непрекращающемся дожде на пледах не полежишь, хоровод не очень-то и проведёшь… Но теперь, я счастлив, что мы рискнули. Фестиваль состоялся. Никто из нас не ожидал, что приедет около трех тысяч человек. И теперь мне хотелось бы каждого лично поблагодарить за участие.

    ***

    Ну а теперь, заметки на полях. Фрагменты блиц-интервью "ЗАВТРА" с участниками фестиваля.

    Захар ПРИЛЕПИН. Архаика и прогресс? Об этом не раз я говорил, ссылаясь на Дмитрия Сергеевича Лихачева, который писал, что в древнерусской культуре понятия прогресса не существовало, что древнерусская литература, по сути, переписывала один и тот же текст, добавляя какие-то новые исторические события: вот победа, вот еще один святой… Чем дальше от Рождества Христова, тем дальше мы от истины, и поэтому в России, утверждал Лихачёв, не было понятия прогресса, а было понятие "быть как "передние" князья". Вот так мы воспринимали истину, так мы воспринимали поступательный путь. Всё время идти вперёд, оборачиваясь головой назад, воспроизводить ту модель мужества, достоинства и чести, которую выказывали люди, создававшие Русь, Россию.

    Под понятие "архаики" подгоняется сегодня всё. Сейчас архаика уже  — брак между мужчиной и женщиной. А когда я писал свою книгу "Взвод", где на неоспоримых примерах показывал, что для литераторов "золотого века", то есть предпушкинской и постпушкинской поры, не было бы никакого выбора, никакой рефлексии даже на тему: кто прав в настоящих украинских и сирийских конфликтах, мне говорили: "Захар, ну это всё архаика! это позавчерашний день! У нас сейчас новые времена настали, сейчас всё по-другому. Ты должен прекратить свои этнические рефлексии, успокоиться, понять, что мир стал общий и общечеловеческий". А почему я должен успокоить свои этнические рефлексии, а Украина не должна? Почему в сторону Украины не обращаются, мол, прекратите это своё "Украина понад усе", прекратите своих новых героев вытаскивать, а старое ломать. Или это уже не архаика, а  — прогресс?

    Алексей ВАРЛАМОВ. Конечно, само название фестиваля  — "Традиция" и круг участников, сюда приглашенный, позволяют говорить о том, что в той или иной степени они принадлежат какому-то единому направлению. И это  — очень широкое направление. Да, здесь "русский дух, здесь Русью пахнет". Но всё-таки Русь  — в широком смысле этого слова, это, скорее, имперская Русь. Это  — Россия. В этой России есть место не только русскому народу, но и другим народам. И вот эта симфония национального начала и имперского, на мой взгляд, и может быть устремлением, важной характеристикой фестиваля.

    Тина ГЕОРГИЕВСКАЯ. Мы живём очень линейно. Мы смотрим в будущее, строим планы, мы оглядываемся, рефлексируем по поводу прошлого, мучаемся и болеем этим прошлым, переживаем за будущее, но существования в настоящем избегаем. Тогда как любая традиция  — это существование именно здесь и сейчас. Её не возродишь реконструкцией народных промыслов, песен, это совершенно другая практика. Я бы сказала, что она и молитвенная, и телесная. Я не уверена, что прежние традиции возможно восстановить в полной мере. Но я абсолютно уверена, что корни тех прежних традиций очень трудно убить. Невозможно убить. И вот они дадут всходы настоящих традиций.

    Александр СКЛЯР. Дело не в жанре, который избрал музыкант. Дело в том, как он осознаёт себя в стране и мире. Моё глубокое убеждение, что даже если ты начинал в отрыве от традиции, предположим, играл рок-н-ролл, который, как известно, пришёл к нам с Запада, то всё равно неизбежно придёшь к нашей традиции. Потому что когда мы поём на русском языке  — мы несём русские смыслы, а русские смыслы невозможно взять в отрыве от традиции. Они уводят нас в традицию. А слово ведёт тебя уже и к другому музыкальному осмыслению. Лично для меня таким поворотным моментом стало осмысленное освоение творчества Александра Вертинского. Вот я начал просто петь Вертинского с эстрады, но неожиданно Вертинский во всём на меня стал влиять. Я стал совершенно по-другому относиться к слову. Я стал иначе воспринимать своё пребывание на сцене. И это отразилось в моей рок-н-рольной ипостаси. Я думаю, что у каждого музыканта, конечно, этот путь индивидуален, но он неизбежно приводит к традиции.

    Что касается моего ощущения настоящей "Традиции", то я очень обрадован, как здорово работала музыкальная площадка. Для того чтобы хорошо донести музыку до аудитории, нужен очень качественный аппарат. Как только я приехал в Захарово, то услышал великолепный звук выступавшего коллектива "Партизан-FM". С большим удовольствием их послушал, а потом узнал от нашего звукорежиссёра, что на сцене стоит один из самых лучших аппаратов. Вот это очень важно. Мы должны по всем параметрам быть на высоком уровне  — и по составу участников, и по технической оснащённости.

    Есть такой штамп, навязанный нашими оппонентами, который подразумевает, что всё из России должно быть этаким домотканным, посконным с отрицательными коннотациями слов. Но как только выясняется, что человек не просто имеет отношение к традиции, но оно глубоко, и он может за себя постоять, и себя объяснить через творчество  — то это вызывает откровенную злобу. Да, мы не вписываемся в навязываемый нам штамп. А с какой стати нам в него вписываться?! Мы живём так, как мы живём. Мы действительно считаем нашу страну великой. Мы действительно считаем великой русскую культуру. И раз мы так считаем, то и себя под это встраиваем, каждый на своём месте. "Традицию", как и "Бессмертный полк"  — не остановить.

    Фото Романа Панкратова и Вадима Фролова

      двойной клик - редактировать галерею

     

     
    По теме
    28 марта 2024, 19:54 — Общественная служба новостей — ОСН Генеральный директор Фонда культурно-музыкального наследия Магомаева Маргарита Косарева призвала не обращаться к вдове певца Тамаре Магомаевой с вопросами о те
    В рамках патриотического воспитания и просвещения несовершеннолетних Кузьминской межрайонной прокуратурой г. Москвы для воспитанников Центра содействия семейному воспитанию им.
    28 марта 2024, 18:39 — Общественная служба новостей — ОСН Актер театра и кино Георгий Дронов в интервью с «ФедералПресс» обсудил важность кинематографа и других форм искусства в жизни молодого поколения.
    28 марта 2024, 16:41 — Общественная служба новостей — ОСН Жюри чемпионата России по танцевальному спорту подала в суд на СМИ, которые обвинили ее в игнорировании теракта и поздней эвакуации из «Крокус Сити Холла».
    Успеть за шесть минут - Район Арбат Эвакуация учащихся Колледжа права им. Н.С. Киселевой при Московском государственном юридическом университете имени О.Е.
    Район Арбат
    IMG 7951 1 - Государственный университет управления 26 марта 2024 года прошло заседание ученого совета ГУУ. Встречу начали с минуты молчания в память о жертвах теракта, произошедшего 22 марта в «Крокус сити холл».
    Государственный университет управления
    ХХV Конгресс педиатров России - ГБУЗ Морозовская ДГКБ ДЗМ В марте 2024 года в Москве прошел ХХV Конгресс педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии».
    ГБУЗ Морозовская ДГКБ ДЗМ
    СОТРУДНИКИ РОСГВАРДИИ ОЦЕПИЛИ ОБНАРУЖЕННЫЙ В МОСКВЕ СНАРЯД - УВО ВНГ по Москве На северо-западе столицы сотрудники вневедомственной охраны Главного управления Росгвардии по г. Москве обеспечили безопасность на месте обнаружения снаряда времен Великой Отечественной войны.
    УВО ВНГ по Москве
    Старший научный сотрудник фонда Исторического театрального костюма Малого театра Полина Буховец с платьем, в котором народная артистка СССР Элина Быстрицкая в роли Глафиры появлялась в финале комедии «Волки и овцы». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва» - Москва.Центр Старший научный сотрудник фонда Исторического театрального костюма Малого театра Полина Буховец с платьем, в котором народная артистка СССР Элина Быстрицкая в роли Глафиры появлялась в финале комедии «Волки и овцы».
    Москва.Центр