Во-первых – великое терпение, во-вторых – моментальная реакция. Или наоборот. Тут главное – не порядок, а наличие именно этих качеств. Без них – абсолютная профнепригодность! А оставаться любителем Борис Ярославцев не собирался.
Фотографией он увлёкся ещё в школе, причём не на шутку. Учился разбираться в объективах и штативах, негативах и реактивах, композиции и экспозиции, ракурсах и фокусах… Вникал в детали – режимы съёмки, обработки пластин и плёнки, тонкости печати. Со временем интерес ко всей этой физике-химии не пропал – только усилился, и подросток почувствовал перспективу: фотография могла стать делом его жизни! Но он не собирался сидеть в каком-нибудь фотоателье, когда страна преображается с каждым днём и объектов для съёмки – великое множество.
Сегодня никто уже не расскажет, как 15-летний Борис Ярославцев оказался в редакции «Рабочей Москвы», но факт остаётся фактом: в 1931 году его приняли на работу, причём не каким-нибудь курьером, а учеником фоторепортёра, и парнишка усердно осваивал премудрости профессии.
Ему позировал любимый город – не отрываясь от работы. Столица менялась на глазах, и о постановочных кадрах и речи быть не могло: фотокорреспонденту оставалось выбрать ракурс и остановить мгновение. Реакция Бориса Ярославцева не подводила: он умел поймать момент! Снимал много и на таком профессиональном уровне, что в 1937 году его репортёрские работы экспонировались на I Всесоюзной выставке фотоискусства. Вот как вырос ученик!
Но настоящую известность ему принесли снимки, сделанные во время Великой Отечественной. Мы видели события 1941 – 1945-го его глазами, через объектив его фотоаппарата. С «лейкой» и блокнотом он прошёл всю войну, от Москвы до Берлина, и многие его работы стали хрестоматийными, это классика жанра – и «Дети войны», и «Победа!». Эти два всемирно известных снимка неоднократно публиковались в различных отечественных и зарубежных изданиях – чаще без указания фамилии автора. А он своих авторских прав не отстаивал: не к славе стремился – старался, как объяснял коллегам, показать весь ужас войны, показать, чего она нам и нашим детям стоила…
Военный фотокорреспондент Б. Н. Ярославцев демобилизовался в звании лейтенанта. Вернувшись в родную газету, Борис Николаевич продолжил снимать родную столицу, и удача к нему благоволила, одаривала встречами с удивительными людьми и, разумеется, уникальными кадрами. И кто бы мог подумать, что легендарный Фидель Кастро решится съехать с горки в Кремле, а нашего фотокора будет снимать А. Н. Косыгин?!