Андрей Панин предчувствовал свой короткий век

6 марта 2013 года, ушел из жизни замечательный актер Андрей Панин. Накануне печальной даты мы встретились с людьми, которые его хорошо знали, — режиссерами, в чьих фильмах он снимался.

Карен Шахназаров:

Андрей был выдающийся мастер. И его уход в расцвете сил и лет — огромная утрата для нашего кино! Я имел честь с ним работать на трех картинах. Причем роль в фильме «День полнолуния» была первой для Панина. Меня, признаюсь, это удивило, поскольку ему было уже за 30 — по актерским меркам он довольно поздно в кино пришел. А вышло так, что не пришел, а буквально ворвался! В моем фильме «Яды, или Всемирная история отравлений» он научился на лошади ездить и отлично овладел этим мастерством. Не каждый актер стал бы возиться — заказал бы дублера, и все. Андрей в этом смысле был профессионал высшей пробы. А еще он был удивительно непредсказуем, и этим интересен. В актерской профессии есть определенные штампы, а Андрей каждый типаж «делал» штучно.

В его гибели есть для меня что-то странное, даже мистическое. Меня как будто током пронзило, когда я узнал подробности (актер умер от удара по голове. — «ВМ» ) . Я сразу вспомнил финал «Всадника по имени Смерть», где он лежит на тротуаре с разбитой головой... Эта трагедия до сих пор для меня необъяснима.

По совместной работе в трех картинах могу сказать: он всегда был собран, спортивен, очень дисциплинирован — никогда не опаздывал, я ни разу не видел, чтобы он был «не в форме». Для меня его смерть непонятна, нелогична.   

Александр Прошкин:

Андрей был нашим «семейным артистом» — работал и в моих фильмах, и в картинах моего сына Андрея Прошкина. Он обладал совершенно поразительной способностью видеть жизнь. При этом мало открывался перед людьми.

Однажды мы с ним часа три бродили по Оренбургу, и он мне рассказывал свою судьбу, начиная с самого детства.

А поскольку у Андрюши была довольно быстрая речь и половина слов проглатывалась, то часть этой биографии так и осталась для меня тайной...

Но он настолько был искренним, так увлеченно рассказывал, что я просто не решался прервать этот поток! Если говорить об Андрее Панине как о личности, то безусловно он — человек долга.

У него был внутренний долг перед самим собой: «я должен это», «я должен то», «я должен помочь семье», «я должен обеспечить своих близких, своих детей»... Все это у него выросло до какого-то гипертрофированного масштаба! Беспредельное чувство ответственности за людей, которых он любит! Он иногда говорил: «Я так долго не протяну».

Как будто у него было предчувствие короткого века, которое он воспринимал без всякой паники, как что-то само собой разумеющееся. Просто чувствовал, что ему отпущено какое-то весьма ограниченное время и он многое должен успеть сделать. Это слово «успеть» касалось не какой-то там общественной, социальной задачи, а людей, которых он любит. Для него мир заключался в его детях, жене и родителях.

Когда это абсолютно всерьез — это довольно редкое по нынешним временам качество и явление. Вроде бы эгоцентризм, но основанный на совершенно ясной, непреодолимой любви к близким.

Бахтияр Худойназаров:

Можно сказать, мы с ним были соавторами — помимо того что он был просто очень хорошим, настоящим другом.

Во время съемок мы пробыли в экспедиции четыре месяца, и даже когда были свободные дни, он предпочитал оставаться на съемочной площадке.

И выручал. Иногда я не мог понять: ну не идет сцена, и все.

Мы с ним созванивались, он говорил: «Давай, я приеду — может, как-то расшевелю актеров». Он был и режиссером, и человеком пишущим, и даже, хотя многие не знают, рисующим — у него очень хорошие картины… Помню, когда он играл, у нас на площадке были молодые Яценко, Смольянинов, Кокорин. Мне очень нравилось, что они приходили смотреть, как он играет, — такое было ученье на практике.

Для меня Панин был не просто друг, а родной человек.

Я на съемках, чтобы не забивать голову посторонними вещами, питался очень просто: гречка, вареные яйца... Прихожу — их нет.

«Где яйца?» — спрашиваю. — «Я их выкинул на помойку» — «Зачем?» — «Ты каждый день их ешь — это вредно, надо хотя бы два раза в неделю... Я тебе хорошую еду принес: орешки, мед»... То есть он даже за этим следил. Видел, что я устал, — предлагал: «А может, пошли в бассейн?» Он всегда старался как-то помогать. Мне кажется, он и сейчас это делает. У меня такое удивительное, странное ощущение, что он живой. Я работаю над фильмом, и каждый день вижу его на экране — может быть, от этого у меня ощущение его постоянного присутствия. И я каждый день получаю от него подсказки… Может, когда выйдет его последний фильм, за который он очень переживал, — душа его наконец успокоится. А я смогу наконец осознать, что его нет…

 
По теме
Фото: Дом культуры «Коммунарка» В Доме культуры «Коммунарка»  напоминают , что ведущий творческий коллектив города Москвы вокальный ансамбль «Алькор» выступит с отчетным концертом в эту субботу.
28 марта 2024, 19:54 — Общественная служба новостей — ОСН Генеральный директор Фонда культурно-музыкального наследия Магомаева Маргарита Косарева призвала не обращаться к вдове певца Тамаре Магомаевой с вопросами о те
Счет шел на секунда: как врачи спасали жизни пострадавших в теракте в «Крокусе» - Вечерняя Москва Заместитель главного врача по медчасти НИИ скорой помощи им. Склифосовского Артем Саприн во флагманском центре, куда доставили многих пострадавших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Вечерняя Москва
IMG 7951 1 - Государственный университет управления 26 марта 2024 года прошло заседание ученого совета ГУУ. Встречу начали с минуты молчания в память о жертвах теракта, произошедшего 22 марта в «Крокус сити холл».
Государственный университет управления
ХХV Конгресс педиатров России - ГБУЗ Морозовская ДГКБ ДЗМ В марте 2024 года в Москве прошел ХХV Конгресс педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии».
ГБУЗ Морозовская ДГКБ ДЗМ
Рихтер: истоки гениальности - Московская Немецкая газета 20 марта, в день рождения великого пианиста Святослава Рихтера, открылась выставка Государственного музея изобразительных искусств им.
Московская Немецкая газета