Александр Казакевич: «Идеи прилетают к тем, кто открыт для них»

24 января на канале «Культура» начался цикл фильмов «Начало прекрасной эпохи». Этот год объявлен годом отечественного кино, в программе - транслируются шедевры российского и западного кинематографа середины 20 века.

Автор и ведущий – Александр Казакевич в интервью «ВМ» рассказал о проекте.

- Александр, как родилась идея фильмов-двойников – отечественных и зарубежных? Как много нашли аналогов?

- Мы всегда подмечаем ассоциативные связи между фильмами разных режиссеров. Вот мы и решили: давайте эти фильмы с ассоциативными связями объединим. Такого никто в мире еще не делал. Наша передача своего рода «ноу-хау».

- Сравнивая отечественные и зарубежные картины, к какому выводу вы пришли: мы или они – родоначальники идей? Какие сильные стороны отечественного кинематографа и зарубежного в 50-60-х годах 20 века?

- Дело в том, что нет родоначальников идей. Идеи прилетают, как птички, к тем, кто открыт для них. Но есть интересные наблюдения: в советских пьесах и сценариях, ставших классическими, часто можно увидеть прямые ссылки на европейские кинокартины. Например, на фильм Рене Клемана «У стен Малапаги». В «Пяти вечерах» Александра Володина героиня, которую играет Людмила Гурченко, получает известие, что человек, разбудивший ее чувства, неожиданно уехал, покинул ее навсегда. А затем эта новость оказывается ложной. И мы, зрители, вместе с героями начинаем верить в счастливое будущее. Когда вы посмотрите «У стен Малапаги», вы увидите этот же момент в классическом европейском фильме.

- Можно узнать тройку ваших любимых отечественных фильмов середины 20 века и тройку зарубежных того же периода?

- Я очень люблю кино 50-60-х годов. Я люблю эти лица, эти повороты головы, взгляды, которые передают больше, чем любые сказанные слова. Но я люблю также проявление этого кино в позднем кинематографе. Например, в кинокомедии «Старики-разбойники» Эльдара Рязанова, Юрий Никулин решает, что его ждет засада, а это слесарь сломал его дверь и ждал хозяина. Больше всего цитат из фильма «Дело № 306» подарил мультфильм «Шпионские страсти». В детстве мне было невдомек, почему в этом мультфильме для взрослых такой странный сюжет. Ну а теперь, когда я знаю фильм «Дело № 306» наизусть, мне стало понятно, кто, например, подразумевается под маленькой девочкой, участвующей в раскрытии преступления, почему машину со шпионами преследует мотоцикл, и отчего столько лиц у задержанной антисоветчицы в кабинете у следователя. Режиссер Ефим Гамбург пародировали постоянно меняющуюся мимику лица героини Валентины Токарской. Зная эти детали, каждый из фильмов смотреть гораздо интересней.

- Каждый второй западный режиссер в качестве своих учителей, кумиров называет имена Эйзенштейна, Тарковского. Насколько велик вклад России, СССР в мировой кинематограф?

- До 50-х годов это был единый общий процесс, куда каждый вкладывал, независимо от страны проживания то,  что мог придумать, но потом произошло идеологическое разделение. Наш цикл показывает, что идеи все равно никуда не уходили, а как бы сказать, носились в воздухе, поэтому мы находим общее и у них, и у нас. Повторюсь. Есть кинематографические темы, которые, кажется, витают в воздухе, и разные художники ловят их, ловят…

- Есть герои нового времени, появление которых замечают талантливые писатели и режиссеры...

- И есть проблемы, которые в одно и то же время переживают люди в разных странах, и решить их пытаются похожими способами.

Еще пример: в СССР в середине 50-х начали осваивать жанр детектива. А в Европе наоборот наметилась тенденция уйти от чистого детектива в кинематографические эксперименты. Поэтому мы сталкиваем первый крупный советский детектив «Дело № 306» Рыбакова и «На последнем дыхании» Годара, здесь режиссеру жанр не важен. Он уходит в другие сферы, которые разделят кинематограф на две эпохи – «до» и «после» этого фильма.

- Александр, если честно, есть ли прогресс в кинематографе в плане искусства? На днях пересматривала фильмы Вертова, Протазанова и подумала, что старое кино гораздо более художественно, эстетично, чем современное. Мне рассказывали, что пианист Святослав Рихтер мог бесконечно смотреть фильм Протазанова «Бесприданица»… Вряд ли в современном кинематографе найдется картина, которую можно пересматривать тысячи раз.

- Вопрос в том: что соответствует нашему темпоритму. У меня есть картины, которые мне подходят и не противоречат скорости сегодняшнего информационного потока. Но если вы начнете смотреть фильмы Чарли Чаплина, то легко увидите, что там уже придумано все, чем гордились режиссеры кино других эпох. И при этом мы показываем, скажем, фильм Годара «На последнем дыхании», где режиссер как бы заново придумывает кинематограф и правила, по которым можно снимать кино.

- Я – большая поклонница французской «новой волны». Фильмы Годара, Трюффо, и особенно Ромера, на мой взгляд, - про меня и наше время… Себя вижу в этих картинах… Как вы думаете, почему именно в середине 20 века создавались новые направления, школы в кинематографе, а потом – все погнались за техникой и в принципе ничего культового не создали? Кстати, кто в России – продолжатель «новой французской волны»?

- Почему не создали ничего культового? Посмотрите «Кукушку» Рогожкина, посмотрите «Мне не больно» Балабанова, и вы заберете свои слова назад. Вы вспомнили «новую волну», мне вспоминается Годар, который хотел открывать сам киноприемы, словно кино до него не существовало. Задачи ставились актерам перед самым выходом на площадку, диалоги сочинялись Годаром и Трюффо за несколько минут до этого. Когда казалось, что получается слишком длинно - сцена обрезалась по краям без оглядки на смысловые куски. Пересвет в кадре - это ничего. Оператор видит посторонние предметы или даже фрагменты тел членов киногруппы - отлично. А иногда… это было ужасно для классического кино, герой смотрел прямо в камеру и словно разговаривал со зрителем. Но при этом в фильм закладывался целый код. Все эти странные разговоры между героями изобиловали цитатами, именами, даже движениями из авангардного искусства новых направлений. Зрители не всегда это понимали и чувствовали, но зато это наполняло фильм атмосферой, той атмосферой, которая сделает его культовым.

Если говорить о неореализме. Итальянцы считали, что основоположник неореализма - советский кинорежиссер Марк Донской с его трилогией о Максиме Горьком и, чуть позднее, Георгий Натансон и его «Шумный день». Кстати, когда Георгий Натансон узнал, что мы покажем в этом цикле его «Старшую сестру», лично мне перезвонил и поблагодарил, хотя это мы должны ему звонить и справляться о его самочувствии! Все-таки Георгию Григорьевичу 94 года и, слава Богу, он в отличной творческой форме.

- Где вы искали редкие материалы? Встречались ли вы с легендарными зарубежными режиссерами и актерами, если да, то с кем?

- У меня большой опыт общения с легендами мирового кино. Почти все актеры и режиссеры, о которых мы рассказываем, давали мне интервью. Но сегодня, увы, живы единицы из них. Это большая скорбь. Мне очень помогают архивы Библиотеки киноискусства имени Сергея Эйзенштейна и кафедра История отечественного кино ВГИКа.

- Александр, согласны ли вы с тем, что у актеров тоже есть двойники? Например, Ада Роговцева рассказывала мне в интервью о том, что у нее и Алисы Фрейндлих так называемые параллельные жизни. Есть ли среди российских артистов двойники зарубежных? Как много внимания в своей передаче вы уделяете артистам?

- Кстати, если уж зашла речь про этот фильм «У стен Малапаги», в Советском Союзе с этой картиной произошло то, чего с фильмами обычно не бывает. Ее досняли. Три десятилетия разрывающий сердце своей безнадежностью финал этого фильма не давал покоя Эльдару Рязанову и Эмилю Брагинскому. Эта история жила в них и не отпускала. И они делают своеобразную кальку с фильма Рене Клемана. «Вокзал для двоих».

Герой, которого играет Олег Басилашвили, не сходит с парохода, а отстает от поезда. И убийство, в котором его обвиняют, совершил не он, а его жена, героиня Людмилы Гурченко, так же как Иза Миранда, она работает официанткой. Она видела не так уж много хороших людей. И вдруг открывает в случайном пассажире человека своей судьбы. Готова жертвовать ради него, помогать ему, когда он остается без денег и документов. И сталкивается с неизбежной разлукой, перед которой, кажется, она уже бессильна.

И здесь можно было бы поставить точку, как в фильме «У стен Малапаги», но возможно «Вокзал для двоих» снимается ради эпилога, когда к заключенному в его колонию приезжает та самая официантка. И теперь понятно, что их встреча - на всю жизнь. И безнадежность отступает, потому что эти люди имеют право на счастье.

Так что двойники существуют. И не только в личностях актеров, но и в сюжетах фильмов.

- Передача называется «Начало прекрасной эпохи»… О конце ни слова?   Почему выбрали это название?

- Это хорошее название. Мы вообще не думали про концы прекрасных эпох. Мы хотим поделиться прекрасным. На сегодняшний день запланированы 15 таких советско-европейских кинопар: среди названий: «Старшая сестра», «Развод по-итальянски», «Брак по-итальянски», «Короткие встречи», «Сладкая жизнь», «Июльский дождь», «Стреляйте в пианиста» - все это культовое кино в необычной концепции для людей, которые получают наслаждение от неординарного просмотра классики.

 
По теме
28 марта 2024, 15:10 — Общественная служба новостей — ОСН Депутат Госдумы РФ Виталий Милонов высказался о необходимости введения запрета въезда в Россию для группы «Би-2», сообщает информационный портал Ridus.ru.
28.03.2024   Познавательную лекцию проведут в библиотеке №156. Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва» В детской библиотеке №156 в четверг, 4 апреля, состоится познавательная лекция под названием «Н.В.
IMG 7951 1 - Государственный университет управления 26 марта 2024 года прошло заседание ученого совета ГУУ. Встречу начали с минуты молчания в память о жертвах теракта, произошедшего 22 марта в «Крокус сити холл».
Государственный университет управления
ХХV Конгресс педиатров России - ГБУЗ Морозовская ДГКБ ДЗМ В марте 2024 года в Москве прошел ХХV Конгресс педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии».
ГБУЗ Морозовская ДГКБ ДЗМ
Собянин встретился с новоселами — участниками программы реновации в Кузьминках - Газета Вести Матушкино Источник фото: https://t.me/mos_sobyanin/ Мэр Москвы Сергей Собянин встретился с новоселами, переезжающими в жилой комплекс, который построили в районе Кузьминки по программе реновации,
Газета Вести Матушкино
СОТРУДНИКИ РОСГВАРДИИ ОЦЕПИЛИ ОБНАРУЖЕННЫЙ В МОСКВЕ СНАРЯД - УВО ВНГ по Москве На северо-западе столицы сотрудники вневедомственной охраны Главного управления Росгвардии по г. Москве обеспечили безопасность на месте обнаружения снаряда времен Великой Отечественной войны.
УВО ВНГ по Москве