В годы до Октябрьского переворота 1917 года посёлок Люблино

В годы до Октябрьского переворота 1917 года посёлок Люблино считался дачной местностью.

На берегу пруда стоял дворец богатейшего московского купца  U.K. Голофтеева, построенный бригадиром Н.А. Дурасовым в начале XIX века. Голофтеев был самым богатым землевладельцем и владел полусотней дач в посёлке Люблино.

Для удобства дачников была проложена дорога, ведущая от железной дороги до имения. С двух сторон её посадили липы.

В 1872 году купец 1-й гильдии К. Голофтеев после окончания Политехнической выставки, проходившей в Москве, приобрёл для своего имения церковь, построенную по проекту старшего архитектора дворцового ведомства Николая Александровича Шохина, за который он был удостоен Большой золотой медали выставки, и несколько павильонов под дачи.

Дома бывших дач и павильонов существовали до начала 70-х годов XX века, когда всех жителей частных домов переселили в многоэтажные дома, а на этом месте был построен Люблинский райсовет (теперь Управа) и разбит парк.

Дачи были разные по удобствам проживания, в Люблине отдыхали люди со средним достатком. Может быть, это было потому, что 16 июня 1904 года над посёлком пронёсся смерч, уничтоживший 70 десятин векового леса, разрушивший 7 дач, повредивший 8 домов, уничтоживший театр и тем самым изменивший экологическую ситуацию. Но, может быть, были и другие причины.

Археологические раскопки, проведённые в 1988 году на территории парка в Люблино, где было, так называемое «Селище в усадьбе Люблино», показали, что это место было обитаемо в XVII веке, об этом свидетельствует найденная при раскопках керамика. На плане 1766 года показано сельцо Люблино на берегу реки Голеданки.

Крутой берег реки Голеданки, рядом проходившая Брашевская дорога, сосновый лес, лёгкая для обработки почва - удобное для проживания место, возможно, что люди здесь жили и в более ранние века, как в расположенной невдалеке Перерве.

Археологические раскопки, проведённые на территории бывшей Перервинской слободы, позволили выяснить, что эта местность была заселена ещё в первом тысячелетие до нашей эры.

/

Важнейшим результатом обследования территории Николо- Перервинского монастыря стало выявление на его территории следов поселения раннего железного века, которое предварительно можно датировать V - III веками до н.э.

Археологические раскопки показали, что место монастыря было обитаемо в конце XV - начале XVI века. Скорее всего, это был слой раннего монастыря, но прямых доказательств пока нет, для этого необходимо продолжить работы, найти фрагменты могильных плит раннего монастырского некрополя.

Средневековый материал, вероятно, соответствует слою жизни монастыря, хотя первое упоминание его в письменных источниках относится лишь к 1623 году. Строительная надпись., вделанная в стену Никольского собора, относится к 1 700 году. Самая древняя могильная плита в этом соборе относится к 1695 году (младенец

Сергий, сын Григория Петровича Годунова) '.

* *   *

Особый расцвет эта местность получила после строительства Николо-Перервинского монастыря. Около него образовалась Перервинская слобода, жизнь которой к концу XIX века прослеживается по архивным, письменным, литературным источникам и из периодической печати.

В конце XIX века окрестности монастыря описаны следующим образом: «На север от монастыря, по направлению к Самаровой горе, тянется вековая сосновая роща.

С восточной стороны к монастырю прилегает Перервинская подмонастырская слобода со значительным числом дачных домиков и дач, отдаваемых на лето перервинскими крестьянами- огородниками под дачные помещения москвичам.... С южной стороны к монастырю прилегает большой фруктовый сад, с густой аллеею и пчельником, - разбитый в лощине под монастырской горой, круто обрывающеюся с этой стороны вниз, и обнесённый каменною оградой.... С западной стороны Николо-Перервинский

монастырь извилисто огибает Москва-река".»

* *

Перервинская слобода находилась в 12 верстах от Москвы'.

Её расположение было очень удачным. С запада проходил речной путь по Москве-реке, там была пристань Товарищества Москворецкого туэрного пароходства^ с 1877 года, после того как Перервинская плотина на Москве-реке подняла уровень воды на пять четвертей аршина (90 см), и появилась возможность прохождения судов с глубокой осадкой. Плоскодонные буксиры, туэры, идущие при помощи подтягивания цепи, проложенной по дну реки, проводили суда. С 1902 года их заменили буксиры- пароходы.

С востока слобода ограничивалась Московско-Курской железной дорогой, которая имела платформу «Перерва» и полустанок «Люблино» севернее в двух верстах 5 .

Перервинская слобода входила в состав Нагатинской волости, пятого стана и была одним из крупных населённых пунктов, входивших в неё. По данным на 1899 год население насчитывало 1141человек'\

Рядом располагались деревни Печатниково (820 человек), Курьяново (354 человека), Батюнино (411 человек), Марьино 496 человек) , село Люблино (55 человек). Надо отметить, что деревня Марьино входила в Царицынскую волость, как и село Сабурово, расположенное на другом берегу Москвы-реки.

Между Перервинской слободой и деревней Печатниково находилась Самарова гора, землёй на ней владели потомственный почётный гражданин Москвы купец 2-й гильдии Николай Фёдорович Китаев и крестьянин Шкулёв. Местность эта официально называлась село Богословское при деревни Печатниково, Самарова гора тож , по бывшей здесь когда-то Иоаннобогословской церкви'. Но местные жители говорили: «Китаевка».

В начале XX века в роще на Китаевке на высокой сосне явилась икона. Вдовствующая императрица Мария Александровна пожертвовала деньги на строительство церкви на месте явления иконы, но их было недостаточно. Местные жители объявили сбор пожертвований на это благое дело, но нужную сумму так и не собрали: началась война, а потом сменилась власть 10 .

В начале XX века некий Ковалёв открыл на Китаевке театр, рядом располагался ресторан, где он был также хозяином".

В 1913 году в Перервинской слободе, Марьине и на Китаевке

были трактиры 3-го разряда. В Марьине имелись две овощные

12

лавки .

В Люблине была лавка Общества потребителей, ресторан и ренсковый погреб. (Ренсковый погреб - это торговое заведение,

воды, и окружающий рельеф, и вполне благожелательное отношение местного населения.

В середине XIX века в Николо-Перервинском монастыре много времени проводил знаменитый митрополит Филарет, в окрестностях монастыря он неоднократно беседовал с воспитанниками, выполнявшими геодезические измерения. Известны случаи его Присутствия на экзаменах в главном здании КМИ в Москве' 4 .

Однако после более полувекого благополучного существования лагеря в Перерве медленно, но неуклонно проблема его существования становилась маловероятной. Причина надвигающейся опасности - это постепенная реализация в виде роста площадей «полей орошения» - территории, отводимой для сбора канализационных сбросов быстро растущей Москвы. КМИ начал поиски новых территорий для организации практик. Параллельно с экологическими возникли и проблемы финансового характера при продлении арендного договора с Московской удельной конторой, чьей собственностью была земля Перервинского лагеря. Удельная контора потребовала новой ежегодной платы по 100 рублей с 10% надбавкой каждые 4 года. После длительной переписки института и попечителя с руководством Министерства императорского двора и уделов удалось всё же договориться об ежегодной плате по 30 рублей с 10% надбавкой через каждые 6 лет.

Интересны некоторые детали нового контракта: «Разрешается на участке возводить жилые и холостые строения, копать колодцы, дано право на устройство купальни на Батюнине озере. Но воспрещается добывать на участке песок, глину, камень и вообще извлекать из недр земли всякого рода ея произведения под опасением взыскания штрафа за количество самовольно добытого материала, если при измерении означенного участка окажется, что земли в нём больше или меньше (2 десятин 1580 саж. 2 ), то удельное ведомство не будет увеличивать плату в 1 -м случае, но и институт не будет требовать уменьшения во втором случае".

31 мая 1902 года в Перервинском лагере КМИ была освящена новостройка - великолепный дом по проекту архитектора И.П. Машкова для проживания 70 воспитанников"'. 3.

При советской власти до середины XX века Перервинский лагерь выполнял функции коммунальных квартир для работников института и студенческого общежития, а практику студенты проходили уже на других геополигонах 17 .

 



 

Межевой сад до 30-х годов XX века являлся образцом ландшафтной архитектуры: аллеи, клумбы, рабатки, множество сортов сирени, липы и вязы - всё приводило в восхищение местных жителей и дачников. Детей из окрестных школ водили туда на экскурсии.

Во время Великой Отечественной войны деревья сада и красивая ограда его окружавшая были использованы как дрова. После присоединения к столице города Люблино, в состав которого входила Перерва, жителей переселили в квартиры, а место это заняла промышленная зона 18 .

В 1890 году в Перервинской слободе в земском училище законоучителем был Аморьян Егорович Куньев, учительницей Мария Васильевна Яковлева, а её помощницей Анна Ивановна Карпова. Попечителем являлся Николай Кононович Голофтеев 19 , владелец имения в Люблине.

ЕЗ деревнях Курьяново и Печатниково были земские начальные

школы, а в Марьино - начальная школа Московского городского

20

управления" .   4. 5.

По данным на 1909 год в Перервинской слободе при Николо- Перервинском монастыре находилось Духовное училище и двухклассная церковно-приходская школа. Перервинские дети обучались также и в начальном училище Московского городского управления 21 .  10.

В 1906 году Николо-Перервинским монастырём было построено здание, в котором расположилось Перервинское училище для глухонемых детей 22 .

В Перервинской слободе купчиха 2-й гильдии Терезия Абрамовна Леви имела аптеку. Заведовал ею аптекарский помощник Иосиф Абрамович Барский 23 .

Ближайшая больница находилось в селе Влахернском (Кузьминках), где были врачи Пётр Степанович Проскуряков (он умер в 1916 году во время осмотра больного в Перерве) и Платон Николаевич Микулин, два фельдшера и акушерка. 6.

В селе Коломенском, на другом берегу Москвы-реки, также была земская больница, персонал которой состоял из врача, двух фельдшеров и акушерки 24 .

По данным на 1913 год при Николо-Перервинском монастыре также была больница. С 1893

года в деревне Печатниково крестьянкой Татьяной Тимофеевной Захаровой были открыты мукомольное и лесопильное предприятия, которые продолжали работать до 1917 года 2 '.

В Перервинской слободе находилась квартира урядника. По

26

ночам в нескольких местах дежурили сторожа . По данным на 1904 год ближайшее почтовое отделение с

27

телеграфом было в селе Царицыне , но уже в 1913 году в

28

Китаевском посёлке было своё почтово-телеграфное отделение .

Николо-Перервинский монастырь, один из богатейших монастырей Российской империи, в Перервинской слободе имел

7 десятин под монастырём и строениями, а также садом, 19 десятин

2 2  2615 саж. под сосновым и лиственным лесом, 3 десятины 2110 саж."

29 2

под сенокосами" . Всего 33 десятины 697 саж.

Материальное благосостояние местного населения выглядело следующим образом: по данным на 1899 год количество владений по оценке земских сборов с домовладений, стоящих менее 500 рублей - 4 владения, менее 700 рублей - 14 владений, менее 1000 рублей - 38 владений, менее 1500 рублей - 22 владения, менее 2000 рублей - 12 владений, менее 3000 рублей - 4 владения, более 3000 рублей - 14 владений.

В Перервинской слободе имели дворы 75 крестьянских семей, мещан - 4 семьи, 3 семьи отставных унтер-офицеров, один капеллан Императорского театра, один отставной солдат, один офицер, два купца, один из них потомственный почётный гражданин

ТА

Овчинников Иван Акимович .

Доход жителей деревни Печатниково был выше, все домовладения, кроме двух, оценивались свыше 1000 рублей. В деревне Печатниково проживали в основном крестьяне, но были и цеховые, один из них - Солодовников Иван Васильевич.

Николай Григорьевич Данилов был личным почётным _ гражданином.

Крестьяне этой деревни создали «Общество крестьян деревни Печатниково», оно имело собственность на сумму 2446 рублей 31 .

В селе Богословском имение купца Н. Китаева, занимавшее 62,9 саж." оценивалось в 48000 рублей, а крестьянина Шкулёва - в 90 рублей.

В сельце Люблино было 4 домовладельца. Самый богатый - титулярный советник Н.К. Голофтеев. Его собственность, располагавшаяся на 90,4 саж. 2   оценивалась в 358427 рублей. Другие домовладения - 1669, 1468, 1356 рублей 32 . Выше Люблина по реке располагалась плотина с мельницей при деревне Юрьевка. Владения семьи крестьян Шурыгиных, по- видимому, хозяев мелЬницы оценивались в 5699 рублей 33 . Перервинская слобода, деревни Курьяново, Батюнино,

Марьино относились к приходу Никольской церкви села Сабурова,

£

находившейся на правом берегу Москвы-реки. Это объясняется тем, что луга на левом берегу, напротив Сабурова, принадлежали ему с XVII века, на их территории впоследствии и возникли указанные

14

деревни , жители которых стали прихожанами Никольской церкви.

Надо заметить, что население этих деревень было по своему вероисповедованию неоднородным. Некоторое число семей относилось к раскольникам. Так в деревне Марьино дворов раскольников было 10, в них проживали душ мужского пола - 41 человек, женского - 48. В деревне Батюнино раскольничьих дворов было 32, в них душ мужского пола - 145, женского - 160. Всего в приходе дворов раскольников - 105, в них душ мужского пола - 483, женского - 499.

Православным христианам в деревне Марьино принадлежали 53 двора, в них мужского пола - 1 86 человек, женского - 207. В деревне Батюнино православные христиане проживали в 5 дворах, в них мужского пола - 13 человек, женского - 15. С целью укрепить православных христиан в вере и привлечь раскольников архимандритом Викентием с 1884 года были открыты нравственные народные чтения. Чтение из русской истории сопровождались туманными картинками. В митрополичьих палатах, где проводились занятия, народа присутствовало до 200 человек. Иногда, когда собиралось много раскольников, то рассказывали об истории русского раскола 35 .

В приходе Никольской села Сабурова церкви всех дворов было 179, в них душ мужского пола - 635, женского - 723 36 . Интересные подробности жизни прихода этой церкви зафиксированы в деле № 588, описи 480, 203 фонда Центрального исторического архива Москвы.

Настоятель Никольской церкви, что в селе Сабурове, священник Пётр Нарциссов написал докладную записку митрополиту Московскому Владимиру с ходатайством о содействии в построении храма на левом берегу Москвы-реки.

Он объяснил свою просьбу тем, что во время разлива реки совершать какие-либо требы представляется затруднительным.

Крестьяне деревень Марьино, Батюнино, Курьяново и Перервы не очень состоятельны, и построить храм на свои деньги не могут. Он, священник Пётр Нарциссов, хотел бы, чтобы его Высокопреосвященство соблаговолил выделить деньги из капитала, завещанного почётным гражданином Димитрием Флоровичем Ермаковым на сооружение 2-х храмов во имя святого Димитрия Солунского.

Но даже на такое льготное построение храма крестьяне не согласились. Они говорили, что «... ведь с построением храма, вероятно, от нас потребуется надел причта землёю, им соразмерное вознаграждение с взносом или денег, или продуктов, и это будет для нас затруднительно или неудобоисполнимо».

Мнение священника Петра Нарциссова было иное. В связи с тем, что на территории упомянутых деревень проживают 879 душ раскольников обоего пола, а православных - 1146 душ, то влияние вожаков раскола из Москвы и Подмосковья на этих прихожан Никольской церкви весьма сильно.

Пастырь Никольской церкви во время разлива Москвы-реки, а сообщение бывает, что прерывается надолго, лишён возможности воздействовать на религиозные убеждения своей паствы. Также сложно аккуратно исполнять обязанности законоучителя в земских училищах: Перервинском, недавно переведённом в соседнюю деревню Печатниково Карачаровского прихода, из-за отказа Перервинских крестьян в участке земли под здание училища, и Курьяновской, в которых обучаются дети прихожан.

Отец Пётр считал, что пока будет строиться храм, в приходе необходим священник-миссионер, также, возможно Указом его Высокопреосвященства разрешить иеромонахам Николо- Перервинского монастыря в исключительных случаях совершать требы в монастырских церквах' 7 .

Дело о построении церкви продолжилось в середине января 1899 года. Благочинный села Никольского, что на Котлах совместно с депутатом с духовной стороны села Троицкого, Черёмушки тож, священником Иоанном Забавиным опросили 55 человек в деревне Марьино, Курьяново, Батюнино и в Перервинской слободе.

Крестьяне заявили, что никаких затруднений в сношениях с приходской церковью не испытывают, так как через реку имеется железнодорожный мост, по которому можно перейти Москву-реку, с их стороны (к мосту) за причтом всегда высылается подвода. Летом в Сабурово можно переплыть на пароме.

В очень редких случаях приходиться обращаться и в Кузьминки, и в монастырь, но это бывает только тогда, если болеет приходской священник. По сему необходимости в построении нового храма они не имеют. Да у них и нет для этого средств. Непраздный для них вопрос и о том, как будет в будущем существовать церковь в селе Сабурове, куда они ходили издавна, если построят новую. За отсутствием средств она будет вести скудное существование, что для них очень прискорбно. По их мнению, было бы правильно, если бы к ним прислали второго

священника в помощь настоящему, если он чувствует для себя затруднения по службе, или же разрешить монахам по-прежнему

то

исправлять требы .

На основании этого расследования Его Высокопреосвященство приказали: оставить без удовлетворения прошение священника Петра Нарциссова из Никольской церкви села Сабурова Московского уезда о построении новой церкви. 6 февраля 1899 года 39 .

Крестьяне деревни Печатниково относились к приходу Троицкой церкви села Карачарово.

В Люблине храм Петра и Павла был приписной к Влахернской церкви села Кузьминки, так как жителей в Люблине было мало, а летом, с приездом дачников, по воскресным и праздничным дням в Петропавловскую церковь из Кузьминок приходили служить священники 40 .   11.

У старообрядцев или, как их тогда называли, раскольников были молитвенные дома* в Батюнине, Печатникове и Люблине 4 '.

7 сентября 1908 года состоялось освящение Иверского собора Николо-Перервинского монастыря, которое вылилось во всенародный праздник. Архитектором этого величественного храма, вмещавшего в себя более 3000 богомольцев, был П.А. Виноградов.

Красивый резной вызолоченный иконостас был сооружён И.А. Соколовым, святые иконы писаны по вызолоченному фону придворным иконописцем В.П. Гурьяновым, драгоценные облачения сделаны братьями Заглотиными 42 . 7.

Из Москвы на Украину и юг России шли грузы по Московско- Курской железной дороге. Сортировочная станция Москва-Товарная перестала справляться с потоком груза, который год от года увеличивался. Потребовалась более мощная станция. Наиболее удобным для неё местом было признано Люблино. На территории Перервинской слободы в 12 километрах от Москвы в 1906 году началась укладка временных сортировочных путей, а с 1907 года- постройка путепроводов и служебных помещений. 8.

Одновременно началась застройка и посёлка Китаевка. Там землю машинистам, в знак уважения к профессии, давали навечно, а всем остальным - в аренду сроком на  5-10  лет. До 1916 года жители Перервы воду брали из колодцев и родников. 16 декабря 1916 года в Николо-Перервинском монастыре вступили в строй артезианский колодец с баней, и было устроено электрическое освещение.   9.

Тогда же проложили первые 0,5 км водопроводной сети 43 .

* * *

Первая мировая война, а затем и октябрьский переворот внесли свои коррективы в размеренную жизнь страны.

Перервинский монастырь, один из богатейших в стране, попросил увеличить статью расходов в Перервинском духовном училище на 9000 рублей.

Эти дополнительные суммы были необходимы для увеличения жалованья надзирателям с 24 рублей 50 копеек до 50 рублей, а эконому с 30 рублей до 50 рублей в месяц.

Смотритель училища С. Пашкевич и помощник смотрителя А. Борис ходатайствовали о временном, с 11 сентября по 1 ноября, принятии на работу по найму с окладом 40 рублей в месяц второго надзирателя.

Правление просило в виду чрезмерно высокой стоимости мяса (25 рублей за пуд), допустить сокращения мясных блюд в питании учеников, оставив употребление мясных блюд только в субботу, воскресение и понедельник. В остальные дни готовить грибные и рыбные блюда.

В виду дороговизны коровьего масла и сала заменить частично его на подсолнечное масло и топлёный свиной жир.

Возникли проблемы с обувью для воспитанников. Если бельём и одеждой учеников снабжали, как и положено по смете, то обувь из-за дороговизны купить для всех стало невозможным. Поэтому возложили эту проблему на родителей и опекунов, компенсируя покупку сапог лишь частично (давали по 10 рублей за пару). Необходимо было закупить для училища  10-15  вагонов дров по цене 275 рублей за вагон (без тарифа и доставки на место). Недостающую сумму на покупку и доставку их свыше 4500 рублей покрыть из остатков по другим статьям содержания училищного дома 44 .

* * *

Дороги были грунтовые, хотя ещё в конце августа 1866 года получили разрешение вымостить булыжником спуск, ведущий от Святых ворот Николо-Перервинского монастыря к Москве-реке, монастырскому саду и огороду, строительство обошлось монастырю в 2588 рублей 75 копеек 45 .

Из Москвы до Перервы можно было проехать на гужевом транспорте сначала по Дубровинскому шоссе, а от Городских боен (ныне Микояновский мясокомбинат) по Перервинскому шоссе, проходившему рядом с платформой Чесменской (Текстильщики), через деревню Печатниково и далее к монастырю.

Н

Перервинское щоссе вступило в строй в 1889 - 1890 году. Оно имело 3 деревянных моста и 5 бетонных. Шоссе построено было на совесть и постоянно поддерживалось в хорошем состоянии.

В 1919 году обследование дорог проводилось военным ведомством. На Перервинском шоссе только один деревянный мост

г г ~ 46

требовалось перестроить, а остальным нужен был мелкии ремонт .

В первые годы после октябрьского переворота гонения на Православную веру ещё не достигли своего апогея. Народ, пребывая в нужде, искал защиту там, где он её всегда получал - у Господа и Пресвятой Богородицы. Сохранились документы о пребывании иконы Божией Матери «Иверской» с 27 июня по 3 июля 1919 года на Люблинских полях орошения и станции «Люблино-Дачное» 47 , а с 4 по 8 июля 1919 года в селеньях Марьине, Перерве, Курьянове,

до

Китаевском посёлке и Печатникове .

Новая власть требовала полной информации о месте нахождения чудотворных икон. Общине часовни иконы Богородицы «Иверской» было предупреждение о том, что если они не будут подавать заявление в Организационно-Учётное отделение на взятие иконы, то не получат разрешение на её перемещение в другие храмы.

 
По теме
Колокола, захваченные американскими солдатами в качестве «трофея» в начале ХХ века, возвращены на Филиппины - Благовест-Инфо Манила, 14 декабря, Благовест-инфо. Церковные колокола, захваченные американскими солдатами в качестве трофея более ста лет назад, вернулись на Филиппины.
14.12.2018
 
Соболезнование в связи с крушением скоростного поезда, следовавшего из Анкары в Конью, направил Президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
14.12.2018
В посланиях Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Папе Римскому Франциску, главе Англиканского сообщества Архиепископу Кентерберийскому Джастину Уэлби, Генеральному секретарю Всемирного совета церквей О. Фюксе Твейту,
14.12.2018
 
Не указано - Богоявленское благочиние г. Москвы 13 декабря 2018 года, в день памяти апостола Андрея Первозванного, епископ Домодедовский Иоанн, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла,
13.12.2018
 
Ватикан, 13 декабря, I. MEDIA/Благовест-инфо. В почитании явлений Богоматери часто встречаются «преувеличения», вследствие чего Церковь проявляла и проявляет особую осторожность в этом вопросе,
13.12.2018
Глава Синодального отдела по делам молодежи принял участие в XIII Нижегородских Рождественских образовательных чтениях - Московский Патриархат РПЦ 11 декабря 2018 года в Нижегородском институте развития образования (НИРО) прошли XIII Нижегородские Рождественские образовательные чтения.
13.12.2018
 
Делегация из Индонезии посетила Московскую Соборную мечеть - Совет муфтиев России Московскую Соборную мечеть посетила делегация из Индонезии. В состав делегации вошли представитель МИД Индонезии Алберд Пардеде, представитель МИД  Индонезии  Ариф Рахман Бахтиар, представитель МИД Индонезии Джанни Аспури,
13.12.2018
В Храме на Крови в Екатеринбурге состоялось освящение «Царской комнаты» - Московский Патриархат РПЦ 12 декабря 2018 года митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил чин великого освящения придела в честь святых Царственных страстотерпцев Храма-Памятника на Крови в Екатеринбурге и Божественную литургию в
13.12.2018
 
В честь Дмитрия Донского в районе Северное Бутово возведут новый храм - Район Северное Бутово ЮЗАО В честь святого благоверного князя Дмитрия Донского в Северном Бутове начнут строить Уникальный храмовый комплекс в июне, сообщил куратор программы по возведению православных церквей в Москве, депутат Госдумы Владимир Ресин.
13.12.2018
 
Наручники/Фотобанк - Звездный бульвар Откуда у безработного  деньги на ежедневную дозу задержанный не пояснил Бабушкинская межрайонная прокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении 41-летнего безработного жителя Норильской улицы.
13.12.2018 Звездный бульвар
Колокола, захваченные американскими солдатами в качестве «трофея» в начале ХХ века, возвращены на Филиппины - Благовест-Инфо Манила, 14 декабря, Благовест-инфо. Церковные колокола, захваченные американскими солдатами в качестве трофея более ста лет назад, вернулись на Филиппины.
14.12.2018 Благовест-Инфо
Не указано - Богоявленское благочиние г. Москвы 13 декабря 2018 года, в день памяти апостола Андрея Первозванного, епископ Домодедовский Иоанн, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла,
13.12.2018 Богоявленское благочиние г. Москвы
  В год столетия воззвания патриарха Тихона (Беллавина) «собираться в духовные союзы» на защиту православной церкви издательство Свято-Филаретовского института выпустило хрестоматию «История церковных братств в России».
11.12.2018 Газета Кифа
Персональная выставка художника проходит в Патриаршем подворье в Переделкине Художник на встрече с патриархом/ЗБ Житель Алексеевского района член-корреспондент Российской академии художеств Александр Шилов подарил
12.12.2018 Звездный бульвар
Все секреты оливье, зимние праздники «как в XIX веке», а также живопись, этикет и робототехника: на фестивале «Путешествие в Рождество» пройдет более 8000 мастер-классов На фестивале «Путешествие в Рождество»,
11.12.2018 Московская правда
1989 год. Юный Коля Басков на сцене в роли Баранкина 1989 год. Юный Коля Басков на сцене в роли Баранкина К 30-летнему юбилею готовится которого не было.
13.12.2018 Москва.Центр
Дэниэл Хэкетт (фото: М. Сербин, cskabasket.com) - ПБК ЦСКА Москва Наша команда уверенно обыграла «Химки» в матче Евролиги. ЦСКА – «Химки» (Московская область): 88-74 (+14) ЦСКА: Де Коло (10 + 3 гп), Питерс (5 + 3 пд + 2 гп), Хэкетт (14 + 3 пд), Курбанов (5),
13.12.2018 ПБК ЦСКА Москва
Обыграть два раза в группе Лиги Чемпионов королевский клуб и не выйти в евровесну – что может быть более жестоким футбольным итогом календарного года.
13.12.2018 Московская правда
На фестивале «Путешествие в Рождество», что пройдет в столице с 14 декабря по 13 января, посетителей ждут 72 зрелищных ледовых шоу.
12.12.2018 Московская правда
25 лет конституции РФ - МГПУ Основному закону Российской Федерации четверть века! Принятая всенародным голосованием конституция стала основой для правовой системы России и надежным ориентиром для развития страны.
12.12.2018 МГПУ
Нагатинская межрайонная прокуратура провела проверку исполнения требований законодательства о защите прав потребителей в ООО «Птифур».
13.12.2018 Прокуратура Москвы
В апреле 2018 года в Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям поступили материалы из Серпуховской городской прокуратуры о нарушении ветеринарного законодательства РФ индивидуальным пр
13.12.2018 Россельхознадзор